Автор фильмов-расследований ОНТ Анатолий Занкович — о новых форматах, нейросетях и предпочтениях аудитории
04.07.2024 09:45:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
В последние годы телеканал ОНТ зарекомендовал себя не только как поставщик ярких музыкальных шоу, специальных проектов и информационных программ, но и мощно проявил себя на ниве документалистики. Это подтверждают и две взятые подряд «Телевершины» в престижной номинации «Расследовательская журналистика». В этом сезоне, напомним, приз получила творческая группа наделавшего шума фильма‑расследования «Гаспар» на связь не вышел». На днях ОНТ представил очередную громкую новинку — шпионский детектив о том, как литовские спецслужбы вербовали директора санатория «Беларусь» в Друскининкае. Поговорили с автором этого и многих других фильмов‑расследований телеканала ОНТ Анатолием Занковичем о новых форматах, нейросетях и предпочтениях аудитории. И даже поспорили: искусственный интеллект — это зло или все‑таки благо?
— Две подряд «Телевершины» в одной и той же номинации — серьезная заявка, чтобы утверждать: лучшие документальные фильмы снимает телеканал ОНТ?
— Может, прозвучит нескромно, но наш канал уже несколько лет позиционирует себя как некий телевизионный центр по производству качественного документального кино. Когда мы только открыли для себя это направление, выиграли первую «Телевершину», была эйфория: оказывается, наш продукт действительно классный и интересный, он получил признание как зрителей, так и профессионалов. На вторую статуэтку, честно говоря, даже не рассчитывал. Но когда это произошло, понял наконец чувства спортсменов, которые часто говорят: победить — это одно, а удержаться на лидирующих позициях — совершенно другое. Тем более в нашей номинации на «Телевершине» были представлены очень мощные работы коллег с других каналов: у Жени Горина, у Кати Тихомировой. И от этого было вдвойне приятнее: мы действительно победили в честном соперничестве. Все вместе это подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении, производим кино, которое востребовано.
— Сколько документальных фильмов‑расследований на ОНТ сняли за последние несколько лет, кто‑нибудь считал?
— Точно не я. Мы постоянно что‑то снимаем, и все фильмы настолько разноплановые, что я даже не берусь за подсчеты. Но что касается нашей недавней новинки под названием «История предателя. Кобель», точно могу сказать: такого на телевидении еще не делали. Мы — первые.
— Тогда давай по порядку. История, которую зрители увидели на экране, происходила более 10 лет назад на территории Литвы. Как сделать документальный фильм о событиях, с момента которых так много воды утекло?
— Это же был и наш первый вопрос, после того как появились материалы по делу: как все это снять? Понятно, отмотать время назад не получится, а отношения с Литвой сейчас крайне напряженные. Как ехать, кого расспрашивать?.. Перед нашей большой творческой командой стоял вызов, и мы его приняли. Пообщались с «героями» той истории. Однако этого было мало. Поэтому решили поехать в Литву и провести там съемку.
В центре истории — санаторий «Беларусь», который находится в литовском курортном городе Друскининкай. Он входит в число крупных налогоплательщиков Литвы и при этом является собственностью Республики Беларусь. Более 10 лет назад директор санатория Андрей Кобель, получив серьезный кредит доверия от государства, запланировал модернизацию корпусов и обновление оснащения. Но за два года до масштабной модернизации ему позвонили из Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы. Весной 2013 года Андрей Кобель собственноручно подписал с ним согласие о сотрудничестве. Тема шпионская, серьезная. Но мы хорошо подготовились. Приезжали в Литву абсолютно легально. Снимали в Друскининкае в местах, где проходили основные эпизоды той истории. И как мне кажется, нам действительно удалось передать дух тех лет, оказавшись непосредственно на месте событий.
— Я правильно понимаю: никакой крупной техники — камер, штативов, микрофонов — у вас с собой не было?
— Абсолютно. Никто вообще не понял, что мы были членами съемочной группы. Потому что снимали все на мобильный телефон. Технические возможности современных смартфонов фантастические. Естественно, для производства фильмов должна быть хорошая оптика с дополнительными микрофонами, но на телефоны можно (и нужно!) снимать. Я сейчас ни в коем случае не предлагаю отказываться от профессиональной телевизионной техники, а лишь говорю о том, что телефоны могут стать хорошим помощником.
— А что думаешь насчет нейросетей? Единого мнения среди коллег, мне кажется, не существует: конкурент это или помощник? Насколько это серьезный вызов для нас, журналистов традиционных СМИ, — использование искусственного интеллекта в работе?
— Понятно, что развитие технологий имеет и другую сторону. Самый простой пример: как легко сегодня можно наплодить всевозможных фейков. То же касается и использования ChatGPT. Вроде и подспорье, но неясно, куда он чуть позже вырулит... К слову, что касается искусственного интеллекта, то мы на ОНТ его активно используем. На телеканале есть своя внутренняя нейросеть, которая очень помогает в работе. То, на что журналист раньше тратил полдня, сейчас занимает 10 минут. И здесь важно понимать, что мы используем технологии во благо, чтобы облегчить работу, улучшить качество восприятия.
— Есть такой риск. Каждый раз, когда наша творческая группа собирается для обсуждения нового фильма, первый вопрос: «А как это сделать?» И следом комментарий: «Это нереально!» Но затем приходит осознание, осмысление, мы начинаем копать, искать… Поэтому на ОНТ появляются совершенно разноплановые фильмы. Очень легко дать оператору камеру, записать восемь спикеров, упаковать все это в красивый сценарий, смонтировать по классическому подходу — и вроде все хорошо, все получилось. А ты попробуй сделать кино, когда, допустим, нет спикеров? Тогда начинаешь соображать, крутить, выруливать. Ты же не можешь ничего домыслить или выдать желаемое за действительное. Так не получится, нужен фактчекинг. У современного зрителя есть запрос на абсолютную правду. Ему уже не нужно объяснять, что происходит. Люди сами это видят. Они хотят объяснений, из‑за чего это происходит и кому это выгодно. Наша задача — разложить все по полочкам. И время нам здесь помогает.
— Жизнь иногда подбрасывает такие сюжеты, что программировать бессмысленно. Скажем, мы никогда не думали, что будем работать под самым носом у ДГБ Литвы и у нас все получится. Поэтому отвечу так: громкие истории с разоблачениями на ОНТ по‑прежнему будут. В какой сфере? Сфера у нас одна — национальные интересы Беларуси. Зрители хотят видеть реальные истории реальных людей. В общем, запрос есть, и мы будем продолжать — это точно.
— Не удивлюсь, если вчера День Независимости ты тоже провел на работе…
— Кстати, да. Был на Коммунистической, потому что писали итоговую программу. А главные итоги недели какие? День Независимости, конечно. Поэтому день прошел в привычном режиме информации. Когда работаешь на телевидении много лет, проводить праздники не дома уже входит в привычку. Как у экстренных служб, когда у специалистов выпадают дежурства на выходные, — ничего не поделаешь, такая работа. Семья спокойно к этому относится. Более того, бывает, что в дни важных государственных праздников я не работаю, допустим, нахожусь в отпуске. Тогда не знаю, что делать. Приходится отдыхать...
— Две подряд «Телевершины» в одной и той же номинации — серьезная заявка, чтобы утверждать: лучшие документальные фильмы снимает телеканал ОНТ?
— Может, прозвучит нескромно, но наш канал уже несколько лет позиционирует себя как некий телевизионный центр по производству качественного документального кино. Когда мы только открыли для себя это направление, выиграли первую «Телевершину», была эйфория: оказывается, наш продукт действительно классный и интересный, он получил признание как зрителей, так и профессионалов. На вторую статуэтку, честно говоря, даже не рассчитывал. Но когда это произошло, понял наконец чувства спортсменов, которые часто говорят: победить — это одно, а удержаться на лидирующих позициях — совершенно другое. Тем более в нашей номинации на «Телевершине» были представлены очень мощные работы коллег с других каналов: у Жени Горина, у Кати Тихомировой. И от этого было вдвойне приятнее: мы действительно победили в честном соперничестве. Все вместе это подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении, производим кино, которое востребовано.
— Сколько документальных фильмов‑расследований на ОНТ сняли за последние несколько лет, кто‑нибудь считал?
— Точно не я. Мы постоянно что‑то снимаем, и все фильмы настолько разноплановые, что я даже не берусь за подсчеты. Но что касается нашей недавней новинки под названием «История предателя. Кобель», точно могу сказать: такого на телевидении еще не делали. Мы — первые.
— Тогда давай по порядку. История, которую зрители увидели на экране, происходила более 10 лет назад на территории Литвы. Как сделать документальный фильм о событиях, с момента которых так много воды утекло?
— Это же был и наш первый вопрос, после того как появились материалы по делу: как все это снять? Понятно, отмотать время назад не получится, а отношения с Литвой сейчас крайне напряженные. Как ехать, кого расспрашивать?.. Перед нашей большой творческой командой стоял вызов, и мы его приняли. Пообщались с «героями» той истории. Однако этого было мало. Поэтому решили поехать в Литву и провести там съемку.
В центре истории — санаторий «Беларусь», который находится в литовском курортном городе Друскининкай. Он входит в число крупных налогоплательщиков Литвы и при этом является собственностью Республики Беларусь. Более 10 лет назад директор санатория Андрей Кобель, получив серьезный кредит доверия от государства, запланировал модернизацию корпусов и обновление оснащения. Но за два года до масштабной модернизации ему позвонили из Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы. Весной 2013 года Андрей Кобель собственноручно подписал с ним согласие о сотрудничестве. Тема шпионская, серьезная. Но мы хорошо подготовились. Приезжали в Литву абсолютно легально. Снимали в Друскининкае в местах, где проходили основные эпизоды той истории. И как мне кажется, нам действительно удалось передать дух тех лет, оказавшись непосредственно на месте событий.
— Я правильно понимаю: никакой крупной техники — камер, штативов, микрофонов — у вас с собой не было?
— Абсолютно. Никто вообще не понял, что мы были членами съемочной группы. Потому что снимали все на мобильный телефон. Технические возможности современных смартфонов фантастические. Естественно, для производства фильмов должна быть хорошая оптика с дополнительными микрофонами, но на телефоны можно (и нужно!) снимать. Я сейчас ни в коем случае не предлагаю отказываться от профессиональной телевизионной техники, а лишь говорю о том, что телефоны могут стать хорошим помощником.
— А что думаешь насчет нейросетей? Единого мнения среди коллег, мне кажется, не существует: конкурент это или помощник? Насколько это серьезный вызов для нас, журналистов традиционных СМИ, — использование искусственного интеллекта в работе?
— Понятно, что развитие технологий имеет и другую сторону. Самый простой пример: как легко сегодня можно наплодить всевозможных фейков. То же касается и использования ChatGPT. Вроде и подспорье, но неясно, куда он чуть позже вырулит... К слову, что касается искусственного интеллекта, то мы на ОНТ его активно используем. На телеканале есть своя внутренняя нейросеть, которая очень помогает в работе. То, на что журналист раньше тратил полдня, сейчас занимает 10 минут. И здесь важно понимать, что мы используем технологии во благо, чтобы облегчить работу, улучшить качество восприятия.
Поэтому подход к работе в целом и к нашим фильмам в частности остается прежний, классический — это фактчекинг. Абсолютная правда, достоверность — вот главный момент.— Вы понимаете, что последними фильмами задали такую планку, что делать проще, хуже уже нельзя?
— Есть такой риск. Каждый раз, когда наша творческая группа собирается для обсуждения нового фильма, первый вопрос: «А как это сделать?» И следом комментарий: «Это нереально!» Но затем приходит осознание, осмысление, мы начинаем копать, искать… Поэтому на ОНТ появляются совершенно разноплановые фильмы. Очень легко дать оператору камеру, записать восемь спикеров, упаковать все это в красивый сценарий, смонтировать по классическому подходу — и вроде все хорошо, все получилось. А ты попробуй сделать кино, когда, допустим, нет спикеров? Тогда начинаешь соображать, крутить, выруливать. Ты же не можешь ничего домыслить или выдать желаемое за действительное. Так не получится, нужен фактчекинг. У современного зрителя есть запрос на абсолютную правду. Ему уже не нужно объяснять, что происходит. Люди сами это видят. Они хотят объяснений, из‑за чего это происходит и кому это выгодно. Наша задача — разложить все по полочкам. И время нам здесь помогает.
Как говорит Президент, «время выбрало нас». Так вот, время выбрало не только нас, но и тот тренд, который сформировался, исходя из запросов аудитории, — тренд на правду.— Уже есть идеи по поводу новых фильмов?
— Жизнь иногда подбрасывает такие сюжеты, что программировать бессмысленно. Скажем, мы никогда не думали, что будем работать под самым носом у ДГБ Литвы и у нас все получится. Поэтому отвечу так: громкие истории с разоблачениями на ОНТ по‑прежнему будут. В какой сфере? Сфера у нас одна — национальные интересы Беларуси. Зрители хотят видеть реальные истории реальных людей. В общем, запрос есть, и мы будем продолжать — это точно.
— Не удивлюсь, если вчера День Независимости ты тоже провел на работе…
— Кстати, да. Был на Коммунистической, потому что писали итоговую программу. А главные итоги недели какие? День Независимости, конечно. Поэтому день прошел в привычном режиме информации. Когда работаешь на телевидении много лет, проводить праздники не дома уже входит в привычку. Как у экстренных служб, когда у специалистов выпадают дежурства на выходные, — ничего не поделаешь, такая работа. Семья спокойно к этому относится. Более того, бывает, что в дни важных государственных праздников я не работаю, допустим, нахожусь в отпуске. Тогда не знаю, что делать. Приходится отдыхать...
Фильм «История предателя. Кобель» доступен к просмотру на официальном сайте телеканала и на YouTube‑канале ОНТ.leonovich@sb.by