Анастасия Москвина о спецпремии Президента, долге педагога и значении оперного искусства для страны
20.01.2024 19:03:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
«Я боец, мне в принципе не трудно жить», — хорошо помню эту фразу, сказанную как-то Анастасией Москвиной в одном из интервью. Повод для очередного разговора с примой Большого театра оперы и балета сегодня праздничный — присуждение специальной премии Президента деятелям культуры и искусства.
— Говорят, к хорошему быстро привыкают, но это не так, — делится певица своими мыслями после церемонии награждения. — Каждая столь высокая награда — это не просто радость, но и новый уровень ответственности: чем больше тебе дается, тем больше с тебя и спрашивается. Это окрыляет и позволяет стремиться к новым вершинам. Для меня как человека, не обделенного вниманием государства, эта награда чрезвычайно важна, в том числе и потому, что я получила ее как заведующая оперной труппой. Сегодня моя миссия — приносить пользу Большому театру не только в качестве солистки, но и как руководителя одного из коллективов: обеспечивать преемственность поколений артистов, поддерживать молодежь и пенсионеров, среди которых выдающиеся таланты. Самое важное, что хочу обязательно подчеркнуть: считаю, что эта премия — не только мне лично, но и всему коллективу, частью которого я являюсь. Потому что артист на сцену выходит не один, театр — это огромная семья, делающая общее дело. Поддержка очень важна: любой артист всегда делает свое дело для кого-то, и важно понимать, что наша работа нравится людям. Это дает силы двигаться дальше. Одобрение со стороны Главы государства — особая честь и подтверждение правильности вектора нашего движения. И особенно приятно, что вручение премии проходило в светлые рождественские дни, наполненные ощущением чуда. Мы, артисты, должны поддерживать в сердцах людей веру в чудо, ведь именно через искусство человек развивается, становится и светлее, и счастливее.
— Культура имеет большую политическую важность: как минимум через нее за рубежом узнают о стране и судят о ней, — рассуждает Анастасия Москвина. — Мы, артисты, — посланники мира, которые несут информацию о Беларуси и ее культуре далеко за пределы нашей страны. По нам судят о государстве, и было очень приятно, например, что в белорусском павильоне на Китайской международной выставке импорта в Шанхае выступали артисты Большого театра. Это вопрос национального престижа: то, что такая небольшая страна, как Беларусь, может позволить себе иметь театр оперы и балета и показывать высокий уровень творчества, мастерства, вокальной школы, — это наша гордость. Не случайно и все зарубежные делегации обязательно ведут в Большой театр: это сразу показывает статус нашей страны.
— Я считаю, что молодежь в любую эпоху хорошая, просто нужно правильно с ней общаться. Таланты рождаются во все времена, и наше время не исключение, — считает певица. — Всегда приятно, когда твои студенты возвращаются с наградами с международных конкурсов.
Подготовить молодежь к непростым условиям большой сцены — также в числе задач руководителя оперной труппы. Рост исполнителя в Большом театре от стажера до полноценного солиста — процесс не одномоментный. Становление голоса происходит чаще всего в возрасте около 30 лет, и на всех этапах начинающий вокалист нуждается в примере и поддержке, в постоянных тренировках и советах более опытных коллег.
— Преемственность поколений должна быть, потому что, если ты долго не берешь молодых исполнителей, рано или поздно неизбежен возрастной провал в труппе, — поясняет Анастасия Москвина. — Приходит время для любого артиста, когда нужно постепенно уступать место молодым, а не держаться в 50 лет за партию Татьяны Лариной. Нужно всегда думать, кто придет после тебя. Вдруг, из ниоткуда новый артист не возьмется и не запоет: когда молодые певцы приходят в оперный театр, им требуется 5—6 лет на раскачку, чтобы войти в репертуар и научиться петь главные партии без вреда для своего голоса. И если новички выходят на сцену с условным «кушать подано» — это не потому, что их не ценят, а потому, что физически они еще не могут довести до конца сложную большую партию.
— Да, у нас один театр, но в него далеко не просто попасть артисту, и профессиональный уровень наших солистов очень высок. И когда мы приезжаем с гастролями в другие города, например, на пространстве СНГ, и когда к нам приезжают артисты из лучших зарубежных театров, они видят прекрасный оркестр, топовых певцов, которые гастролируют по всему миру. Попасть в Большой театр — большое счастье. И я абсолютно счастлива в своей профессии.
ovsepyan@sb.by
Фото из личного архива Анастасии Москвиной.
Новый уровень ответственности
Народная артистка Беларуси, одна из ведущих солисток национальной оперы, лауреат Государственной премии, заведующая оперной труппой Большого театра, профессор Белорусской государственной академии музыки — все это об одном человеке, чей вклад в культуру родной страны без преувеличения бесценен. Потому и премию Анастасии Москвиной Президент вручал за высокое профессиональное мастерство и отличные достижения в сфере музыкально-театрального искусства, дав высокую оценку многолетнему созидательному труду и верности родной земле.— Говорят, к хорошему быстро привыкают, но это не так, — делится певица своими мыслями после церемонии награждения. — Каждая столь высокая награда — это не просто радость, но и новый уровень ответственности: чем больше тебе дается, тем больше с тебя и спрашивается. Это окрыляет и позволяет стремиться к новым вершинам. Для меня как человека, не обделенного вниманием государства, эта награда чрезвычайно важна, в том числе и потому, что я получила ее как заведующая оперной труппой. Сегодня моя миссия — приносить пользу Большому театру не только в качестве солистки, но и как руководителя одного из коллективов: обеспечивать преемственность поколений артистов, поддерживать молодежь и пенсионеров, среди которых выдающиеся таланты. Самое важное, что хочу обязательно подчеркнуть: считаю, что эта премия — не только мне лично, но и всему коллективу, частью которого я являюсь. Потому что артист на сцену выходит не один, театр — это огромная семья, делающая общее дело. Поддержка очень важна: любой артист всегда делает свое дело для кого-то, и важно понимать, что наша работа нравится людям. Это дает силы двигаться дальше. Одобрение со стороны Главы государства — особая честь и подтверждение правильности вектора нашего движения. И особенно приятно, что вручение премии проходило в светлые рождественские дни, наполненные ощущением чуда. Мы, артисты, должны поддерживать в сердцах людей веру в чудо, ведь именно через искусство человек развивается, становится и светлее, и счастливее.
Наша гордость
Именно Анастасия Москвина регулярно представляет Беларусь на международной арене — и как приглашенная солистка Большого театра России, и в составе творческих делегаций.— Культура имеет большую политическую важность: как минимум через нее за рубежом узнают о стране и судят о ней, — рассуждает Анастасия Москвина. — Мы, артисты, — посланники мира, которые несут информацию о Беларуси и ее культуре далеко за пределы нашей страны. По нам судят о государстве, и было очень приятно, например, что в белорусском павильоне на Китайской международной выставке импорта в Шанхае выступали артисты Большого театра. Это вопрос национального престижа: то, что такая небольшая страна, как Беларусь, может позволить себе иметь театр оперы и балета и показывать высокий уровень творчества, мастерства, вокальной школы, — это наша гордость. Не случайно и все зарубежные делегации обязательно ведут в Большой театр: это сразу показывает статус нашей страны.
Преемственность поколений
Воспитание достойной смены — еще одна постоянная забота певицы: с 2012 года она преподает в академии музыки, в 2021 году получила звание профессора. Именно воспитанникам Москвиной предстоит стать новой генерацией оперных вокалистов на белорусской сцене — среди них со временем зажгутся новые звезды, те, кто дальше будет развивать и двигать вперед культуру своей Родины.— Я считаю, что молодежь в любую эпоху хорошая, просто нужно правильно с ней общаться. Таланты рождаются во все времена, и наше время не исключение, — считает певица. — Всегда приятно, когда твои студенты возвращаются с наградами с международных конкурсов.
Подготовить молодежь к непростым условиям большой сцены — также в числе задач руководителя оперной труппы. Рост исполнителя в Большом театре от стажера до полноценного солиста — процесс не одномоментный. Становление голоса происходит чаще всего в возрасте около 30 лет, и на всех этапах начинающий вокалист нуждается в примере и поддержке, в постоянных тренировках и советах более опытных коллег.
— Преемственность поколений должна быть, потому что, если ты долго не берешь молодых исполнителей, рано или поздно неизбежен возрастной провал в труппе, — поясняет Анастасия Москвина. — Приходит время для любого артиста, когда нужно постепенно уступать место молодым, а не держаться в 50 лет за партию Татьяны Лариной. Нужно всегда думать, кто придет после тебя. Вдруг, из ниоткуда новый артист не возьмется и не запоет: когда молодые певцы приходят в оперный театр, им требуется 5—6 лет на раскачку, чтобы войти в репертуар и научиться петь главные партии без вреда для своего голоса. И если новички выходят на сцену с условным «кушать подано» — это не потому, что их не ценят, а потому, что физически они еще не могут довести до конца сложную большую партию.
«Попасть в Большой — большое счастье!»
Беларусь ни в коем случае не оперная провинция, напоминает народная артистка:— Да, у нас один театр, но в него далеко не просто попасть артисту, и профессиональный уровень наших солистов очень высок. И когда мы приезжаем с гастролями в другие города, например, на пространстве СНГ, и когда к нам приезжают артисты из лучших зарубежных театров, они видят прекрасный оркестр, топовых певцов, которые гастролируют по всему миру. Попасть в Большой театр — большое счастье. И я абсолютно счастлива в своей профессии.
ovsepyan@sb.by
Фото из личного архива Анастасии Москвиной.