Амигос, адьёс!
03.04.2013 08:40:00
По одной из версий, неким мистическим образом тараканы предчувствуют катаклизмы. Означает ли это, что миру грозит катастрофа?
Веками тараканы жили с людьми бок о бок. Так сказать, делили последний кусок хлеба. И вот уже лет десять как стали пропадать из человеческого жилья. Останки таракановых (Blattoptera) являются самыми многочисленными следами насекомых в отложениях палеозоя. Это означает, что предок таракана жил 541 миллион лет назад и озабоченно бегал туда-сюда в поисках чего поесть, в то время когда происходило формирование суперконтинентов Гондваны и Пангеи. Только через 289 миллионов лет, в мезозойскую эру, начали появляться первые динозавры. Про человека вообще молчим — Homo sapiens всего-то 200 тысяч лет назад с пальмы слез.
У каждого свои тараканы
На земле их около трех тысяч видов. Рыжие домашние — наши “любимцы”. Люди даже самонадеянно зачислили их в разряд синантропных организмов, образ жизни которых связан с человеком и его жильем. Помимо тараканов сюда входят, например, комнатные мухи, домовые мыши, постельные клопы.
На нашу территорию тараканы попали совсем недавно — около 300 лет назад. Причем из двух видов — рыжих и черных, лучше прижились первые, называемые еще “прусаками”. Есть версия, что “переехали” они из Восточной Пруссии в ранцах солдат Фридриха II Великого. Эти насекомые и в другом походят на прославленную гвардию императора — неприхотливы в быту, устойчивы к погодным условиям и могут есть что попало. В то же время в самой Германии и Чехии рыжих тараканов называют “русскими” (нем. russen, чеш. rus), полагая, что они были завезены из России.
Между кошкой и собакой
В славянской культуре таракан — нечто среднее между собакой и кошкой. Последние живут в среднем до 15 лет при хорошем уходе, таракан без особого ухода — 3—4 года. Согласно народным поверьям, тараканы считаются любимцами домового и приносят в дом благополучие и достаток. Их специально брали с собой при переселении, причем зачастую везли аж на Дальний Восток и в Сибирь. О предприимчивости тараканов сложено много героических сказаний народного эпоса — анекдотов.
О живучести вида, насчитывающего более 500 миллионов лет эволюции, и говорить нечего. Некоторые тараканы способны до месяца прожить без пищи и даже несколько суток без головы. Имеют более развитую способность сопротивляться радиации, чем позвоночные: смертельная доза излучения для них превышает таковую для людей в 6—15 раз. И тем не менее люди стали замечать, что “рыжие друзья” все реже встречаются в домах. Что же произошло?
Несъедобные гены
Согласно первой версии, тараканы вымирают от содержащихся в современных продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО). К слову сказать, если современная моль уже начала кушать синтетические колготки, что с тараканов взять? Они едят все, включая электропроводку, с большим аппетитом. На моей памяти в доме бабушки им очень по вкусу пришлись гипсовые настенные подставки для цветов. Что им какие-то, пардон, ГМО?
Радиоловушка
Самой распространенной в обывательской среде версией исчезновения тараканов считается воздействие высокочастотного излучения. Ведь почти в каждой квартире имеется и микроволновая печь, и компьютеры, радиотелефоны, не говоря уже о мобильниках. Версия одновременно самая популярная и самая спорная. Потому как ученые так к единому мнению пока не пришли. Некоторые из них действительно считают, что именно “электромагнитный смог” в городах постепенно угнетает биологическую активность всего живого, в том числе и такой стойкой популяции, как тараканы. Другие вообще называют разговоры о депопуляции таракановых бредом, говоря о том, что колебания их численности наблюдались и раньше, а теория влияния на тараканов высокочастотной сотовой связи и систем беспроводной передачи данных псевдонаучна.
Ушли в подполье
Считается, что химические средства, которые мы используем против тараканов в домашних условиях, не могут так кардинально изменить их популяцию. Но именно к этой версии склоняются специалисты-практики. Хотя, по их наблюдениям, тараканов меньше вовсе не стало. Просто переселись они туда, где практически не видны обычному человеку.
— Никуда тараканы не уходили, — утверждает заведующая методическим отделом Центра профилактической дезинфекции Минска Ирина Голотик. — Их, наверное, стало меньше в квартирах. Хотя за всю картину ручаться не могу, поскольку сейчас люди самостоятельно выводят тараканов — в любом хозяйственном магазине средств на выбор. Но действительно по итогам прошлого года заявок на уничтожение их в жилых помещениях у нас было только 10 процентов из общего количества. Больше всего жителям столицы досаждают клопы — 70 процентов заявок, и примерно 20 процентов — блохи. Но могу сказать точно, что на объектах общепита, в общежитиях и торговых точках тараканов меньше не стало.
По словам специалиста, “тараканий бум” отмечался в столичных квартирах около 1998 года. Но лет через пять в продаже появилось множество дезинсекционных средств, от гелей до ловушек, так называемого пролонгированного, или длительного, действия. То есть при их применении эффект сохраняется очень долгое время. Это и позволило снизить численность тараканов в квартирах. Данные “народных наблюдений слова специалиста подтверждают — тараканы начали исчезать “из поля зрения” жильцов как раз лет десять назад.
— Раньше травили хлорофосом и карбофосом — вот и весь выбор. — говорит Ирина Голотик. — Сейчас же только у нас на складе имеется около 40 различных препаратов против тараканов. И еще 24 рецептуры мы в состоянии приготовить в лаборатории.
Война или глобальный катаклизм?
Можно смеяться, но некоторые бабушки всерьез утверждают, что перед всеми более или менее серьезными войнами тараканы... массово уходили в леса. Например, в 1941 году. Тут версий две. Первая — тараканы существа исключительно патриотичные. Вторая — они просто перемещаются к месту дислокации продуктового запаса, поскольку в партизанском отряде еды больше, чем в оккупированной деревне, а тем более в городе. Ну и в качестве третьей версии можно с натяжкой предположить, что неким мистическим образом тараканы предчувствуют катаклизмы. Означает ли это, что миру грозит катастрофа? Возможно. Но при современном уровне цивилизации бежать тараканам имело бы смысл только на Луну. Потому как если в мире “бабахнет”, то, как говорил Лелик из “Бриллиантовой руки”: “Спокойно, Казладоев, сядем все!”
Будем ли мы по ним скучать?
Многие люди вздохнули с облегчением, когда тараканов стало меньше. Эти насекомые являются разносчиками болезней, в основном кишечных инфекций. Классики литературы относились к тараканам по-разному. Эмоции Корнея Чуковского мы все знаем с детства из “Тараканища”. Но вот, пожалуйста, и совсем иная трактовка: “И вообще, чем провинились тараканы? Может, таракан вас когда-нибудь укусил? Или оскорбил ваше национальное достоинство? Таракан безобиден и по-своему элегантен. В нем есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару — молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос? Таракан знает свое место и редко покидает кухню. Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилище гнусным запахом химикатов. Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы примириться с тараканами. Полюбить — это слишком. Но примириться, я думаю, можно”. Это философское эссе принадлежит Сергею Довлатову. Так что, возможно, скучать-то как раз и будем. Все же столько веков вместе жили — не шутки.