К чему приведут столкновения на улицах американских городов
22.08.2017 07:24:00
Американское общество продолжает лихорадить. После беспорядков в Шарлоттсвилле новый очаг напряженности возник в Бостоне. Митинг в поддержку свободы слова (Free Speech Rally), организованный в этом городе, едва не разогнали местные антифашисты. Несмотря на то, что организаторы мероприятия всячески подчеркивали: они не собираются предоставлять слово для выступления активистам правых националистических организаций, толпы разгневанных людей попытались сорвать шествие, чтобы не допустить расистских, по их мнению, выступлений. Крупных столкновений удалось избежать лишь благодаря выставленным кордонам полиции. Схлынет ли нынешняя волна уличной политической активности так же внезапно, как и началась, либо она станет началом открытого гражданского противостояния в США? Представляется, что предпосылок для такого развития событий достаточно.
США никогда не были внутренне однородным обществом, и напряженность по тем или иным линиям социальных разломов здесь возникает регулярно. Расовый вопрос остается одним из болезненных для американского сознания, и тяжелое колониальное наследие здесь так до конца и не преодолено. Удивительно, но страна, позиционирующая себя как мировой оплот свободы и демократии, до второй половины XX века оставалась бастионом самой варварской расовой дискриминации.
Оборотной стороной расистской политики прошлого в наши дни стала болезненная политкорректность, когда любое неосторожное высказывание в адрес тех или иных этнических и расовых групп, а также сексуальных меньшинств может быть истолковано как оскорбительное, с самыми неприятными последствиями, вплоть до уголовного преследования. Сложилась своего рода «диктатура меньшинств», загоняющая представителей «нормального» большинства в строго очерченные и не всегда комфортные рамки. Политкорректность стала бичом не только Америки, но и Европы, и именно она во многом делает беспомощными западных политиков перед лицом таких проблем, как нелегальная миграция или распространение исламского терроризма.
Ситуация усугубляется тем, что на фоне нездоровой политкорректности реальные социальные проблемы тех или иных этнических или расовых групп остаются нерешенными. Основная масса американской бедноты — это черные и латиноамериканцы. В Европе выходцы из мусульманских стран живут в обособленных криминализированных кварталах-гетто. Европейские государства пытаются откупиться от этих людей социальными пособиями, однако не делая ничего для их адаптации и интеграции в принимающий социум.
Политкорректность в сочетании с растущим числом социально неблагополучных и криминализированных этнических, расовых, религиозных групп рождает предпосылки для нового расцвета белого расизма и национализма. Белый человек что в Америке, что в Европе все чаще чувствует себя ущемленным и ограниченным в правах в пользу чужаков и пришельцев, в которых он не видит ничего, кроме угрозы своему былому благополучию. Белый обыватель все чаще с ностальгией вспоминает времена колониального империализма и расовой сегрегации, когда в стабильный мир белого человека практически не вторгались наркоторговцы из негритянских кварталов и исламские фанатики с поясами шахидов или за рулем грузовиков.
На волне этой ностальгии и поднимает голову правый популизм, так напугавший западный истеблишмент в прошлом году. Из этой ностальгии вырастает и культ Конфедерации в южных штатах как образ некой другой, альтернативной Америки, которая якобы была бы лучше того неолиберального глобального Вавилона, который есть сейчас. Впрочем, всему этому по-прежнему успешно противостоит устоявшийся за последние десятилетия дискурс политкорректности и мультикультурализма. Сторонники этих двух альтернативных моделей сейчас и сталкиваются на улицах американских городов. Проблема, однако, в том, что ни правый популизм с его ностальгией по давно ушедшему прошлому, ни политкорректный мультикультурализм, цепляющийся за изжившее себя настоящее, не способны предложить ничего для будущего.
vs.shimoff@gmail.com
iz.ru
США никогда не были внутренне однородным обществом, и напряженность по тем или иным линиям социальных разломов здесь возникает регулярно. Расовый вопрос остается одним из болезненных для американского сознания, и тяжелое колониальное наследие здесь так до конца и не преодолено. Удивительно, но страна, позиционирующая себя как мировой оплот свободы и демократии, до второй половины XX века оставалась бастионом самой варварской расовой дискриминации.
Оборотной стороной расистской политики прошлого в наши дни стала болезненная политкорректность, когда любое неосторожное высказывание в адрес тех или иных этнических и расовых групп, а также сексуальных меньшинств может быть истолковано как оскорбительное, с самыми неприятными последствиями, вплоть до уголовного преследования. Сложилась своего рода «диктатура меньшинств», загоняющая представителей «нормального» большинства в строго очерченные и не всегда комфортные рамки. Политкорректность стала бичом не только Америки, но и Европы, и именно она во многом делает беспомощными западных политиков перед лицом таких проблем, как нелегальная миграция или распространение исламского терроризма.
Ситуация усугубляется тем, что на фоне нездоровой политкорректности реальные социальные проблемы тех или иных этнических или расовых групп остаются нерешенными. Основная масса американской бедноты — это черные и латиноамериканцы. В Европе выходцы из мусульманских стран живут в обособленных криминализированных кварталах-гетто. Европейские государства пытаются откупиться от этих людей социальными пособиями, однако не делая ничего для их адаптации и интеграции в принимающий социум.
Политкорректность в сочетании с растущим числом социально неблагополучных и криминализированных этнических, расовых, религиозных групп рождает предпосылки для нового расцвета белого расизма и национализма. Белый человек что в Америке, что в Европе все чаще чувствует себя ущемленным и ограниченным в правах в пользу чужаков и пришельцев, в которых он не видит ничего, кроме угрозы своему былому благополучию. Белый обыватель все чаще с ностальгией вспоминает времена колониального империализма и расовой сегрегации, когда в стабильный мир белого человека практически не вторгались наркоторговцы из негритянских кварталов и исламские фанатики с поясами шахидов или за рулем грузовиков.
На волне этой ностальгии и поднимает голову правый популизм, так напугавший западный истеблишмент в прошлом году. Из этой ностальгии вырастает и культ Конфедерации в южных штатах как образ некой другой, альтернативной Америки, которая якобы была бы лучше того неолиберального глобального Вавилона, который есть сейчас. Впрочем, всему этому по-прежнему успешно противостоит устоявшийся за последние десятилетия дискурс политкорректности и мультикультурализма. Сторонники этих двух альтернативных моделей сейчас и сталкиваются на улицах американских городов. Проблема, однако, в том, что ни правый популизм с его ностальгией по давно ушедшему прошлому, ни политкорректный мультикультурализм, цепляющийся за изжившее себя настоящее, не способны предложить ничего для будущего.
vs.shimoff@gmail.com