Ведущий «Нового утра» Александр Стасевич — о театре, карьере на ТВ и обязательствах перед зрителями
23.05.2024 09:13:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Национальный академический драматический театр им. Максима Горького продолжает поставлять кадры для отечественных телеканалов. Вслед за Русланом Чернецким, который в прошлом году стал лицом «Нашего утра» на ОНТ, в утренний эфир подтянулся и его коллега Александр Стасевич. С лета Александра можно увидеть в студии «Нового утра» на «РТР‑Беларусь», хотя театр, признается ведущий, по‑прежнему остается делом всей его жизни. В освоении телевизионного ремесла шефство над артистом взяли его коллеги по съемочной площадке, а сам он оказался учеником не только трудолюбивым, но и способным. Включайте «Новое утро» по будням — убедитесь лично!
— Александр, говорят, на эту работу вас рекомендовал Руслан Чернецкий…
— Первый раз об этом слышу! Более того, не поверите, но я сам только недавно узнал, что Руслан ведет «Наше утро». Даже посмотрел с ним несколько выпусков, перенял опыт, что называется. Так что наше с ним появление в кадре утренних программ (да еще и на разных телеканалах!) — просто результат стечения обстоятельств, никакой связи здесь нет.
— А как тогда вы попали на телевидение?
— Был на репетиции спектакля, мне позвонили коллеги: мол, представители одного из телеканалов ищут твой номер. Конечно, говорю, давайте. И спустя некоторое время действительно раздался звонок: «Александр, вы не хотели бы попробовать себя в качестве ведущего?» Конечно, хотел бы! Другое дело, что тогда мы как раз готовились к премьере, я был плотно занят и предложил созвониться попозже. Думал, если честно, что ничего из этого не выгорит… Но ошибался: мне на самом деле перезвонили и пригласили на тракт (телевизионный кастинг. — Прим. авт.). Приехал, почитал текст, затем меня попросили сымпровизировать. А дальше стандартное: «Спасибо, мы вам позвоним». И через две недели снова пригласили в студию. На этот раз поставили в пару к Саше Каштановой. По ощущениям, все получилось хуже, чем в первый раз, но оказалось, я сам себя накрутил. В общем, узнал, что меня утвердили, когда услышал: «Александр, поздравляем, вы прошли! Как у вас с графиком?» Пришлось признаться: «Тяжело, но давайте искать варианты». Пока получается.
— Зачем вам вообще понадобилась дополнительная нагрузка? Есть же занятость в театре, административная работа там же… Для популярности? Узнаваемости?
— Нет, конечно. Просто давно хотел попробовать себя в этой сфере, профессионально реализовать. Тем более на телевидении мне пока все в новинку, все интересно. Работаю интуитивно, как чувствую.
— Что было самым сложным?
— Во‑первых, импровизировать. Все‑таки я профессиональный актер, привык работать строго по тексту. В «Новом утре», напротив, нужно быстро адаптироваться под обстоятельства, но, естественно, в заданном ключе. А во‑вторых, оказалось, что надо брать интервью!
— Подсчитала, что сейчас вы задействованы в 12 спектаклях театра. Неплохой результат, что думаете?
— Вполне. Особенно богатым на премьеры с моим участием выдался предыдущий сезон. Я люблю наш театр в том числе потому, что он предлагает зрителям спектакли на любой вкус, каждый найдет в афише что‑то для себя. Хотите, чтобы вас держало в напряжении от начала до конца? Пожалуйста, приходите на «Графа Монте‑Кристо» и «Фауста». Хотите музыкальную комедию? Для вас «Проделки Ханумы». Любите драму и тяготеете к классике? Вот вам «Идиот» Достоевского. Если ждете чего‑то неожиданного и современного, берите билеты на «Маскарад». Конечно, можно сказать, что хотелось бы быть больше занятым в театре, однако я понимаю, что в сутках только 24 часа, невозможно все охватить.
— Вы на сцене за классику или эксперимент?
— Мне нравятся разные спектакли. Здорово, что наш художественный руководитель Сергей Ковальчик это разнообразие поддерживает. Сам он человек музыкальный, любит, когда в постановках можно использовать песни и танцы. И видно, что зрителю это тоже нравится. Классические драматические спектакли в репертуаре тоже важны и нужны. В них все держится на актерской игре. Мои коллеги, которые играют главные роли в «Идиоте», например, выкладываются на сцене так, что после окончания спектакля теряют несколько килограммов… Действительно стоит увидеть, как они работают, это потрясающий уровень.
— Последние два года вы также являетесь заведующим художественно‑постановочной частью театра. Объясните читателям простым языком, что входит в ваши обязанности?
— У любого спектакля есть режиссер, который отвечает за творческое наполнение постановки. Еще есть художник, который занимается приятной глазу картинкой: несет обязательства по изготовлению костюмов, декораций. А есть постановочная часть, руководство которой следит за тем, чтобы все эти материалы поступили вовремя. Чтобы костюмы шились и примерялись, чтобы весь реквизит и наряды подавались на сцену на репетициях...
— Как‑то не вяжется ваш образ с закупками и документооборотом…
— Если совсем по‑простому, то это больше техническое обслуживание спектаклей, нежели сметы и работа с бумагами. Моя главная задача — координация цехов, которые должны обеспечить своевременную сдачу спектакля.
— В театр вы пришли 14 лет назад. И до сих пор верны труппе и коллективу. Что держит на одном месте все это время?
— Коллектив, собственно, и держит. Знаете, как часто говорят? Мол, театр — это террариум. Мы же полностью этот стереотип опровергаем. Взаимная поддержка и уважение к работе друг друга — на этом строятся наши отношения. Никто никому не завидует, все заняты в репертуаре.
— В 2020‑м, когда в творческих кругах начались разброд и шатание, вы поддержали государственную позицию театра, не убежали, как некоторые ваши «коллеги» из других театров. Почему не поддались стадному инстинкту?
— Александр, говорят, на эту работу вас рекомендовал Руслан Чернецкий…
— Первый раз об этом слышу! Более того, не поверите, но я сам только недавно узнал, что Руслан ведет «Наше утро». Даже посмотрел с ним несколько выпусков, перенял опыт, что называется. Так что наше с ним появление в кадре утренних программ (да еще и на разных телеканалах!) — просто результат стечения обстоятельств, никакой связи здесь нет.
— А как тогда вы попали на телевидение?
— Был на репетиции спектакля, мне позвонили коллеги: мол, представители одного из телеканалов ищут твой номер. Конечно, говорю, давайте. И спустя некоторое время действительно раздался звонок: «Александр, вы не хотели бы попробовать себя в качестве ведущего?» Конечно, хотел бы! Другое дело, что тогда мы как раз готовились к премьере, я был плотно занят и предложил созвониться попозже. Думал, если честно, что ничего из этого не выгорит… Но ошибался: мне на самом деле перезвонили и пригласили на тракт (телевизионный кастинг. — Прим. авт.). Приехал, почитал текст, затем меня попросили сымпровизировать. А дальше стандартное: «Спасибо, мы вам позвоним». И через две недели снова пригласили в студию. На этот раз поставили в пару к Саше Каштановой. По ощущениям, все получилось хуже, чем в первый раз, но оказалось, я сам себя накрутил. В общем, узнал, что меня утвердили, когда услышал: «Александр, поздравляем, вы прошли! Как у вас с графиком?» Пришлось признаться: «Тяжело, но давайте искать варианты». Пока получается.
— Зачем вам вообще понадобилась дополнительная нагрузка? Есть же занятость в театре, административная работа там же… Для популярности? Узнаваемости?
— Нет, конечно. Просто давно хотел попробовать себя в этой сфере, профессионально реализовать. Тем более на телевидении мне пока все в новинку, все интересно. Работаю интуитивно, как чувствую.
— Что было самым сложным?
— Во‑первых, импровизировать. Все‑таки я профессиональный актер, привык работать строго по тексту. В «Новом утре», напротив, нужно быстро адаптироваться под обстоятельства, но, естественно, в заданном ключе. А во‑вторых, оказалось, что надо брать интервью!
Понятно, у ведущих есть список вопросов, но каждого гостя так или иначе нужно раскрыть, сделать интересным для зрителя. Это, пожалуй, самая сложная часть работы.Поэтому здесь хочу выразить благодарность более опытным коллегам, которые всегда и вовремя придут на помощь.
— Подсчитала, что сейчас вы задействованы в 12 спектаклях театра. Неплохой результат, что думаете?
— Вполне. Особенно богатым на премьеры с моим участием выдался предыдущий сезон. Я люблю наш театр в том числе потому, что он предлагает зрителям спектакли на любой вкус, каждый найдет в афише что‑то для себя. Хотите, чтобы вас держало в напряжении от начала до конца? Пожалуйста, приходите на «Графа Монте‑Кристо» и «Фауста». Хотите музыкальную комедию? Для вас «Проделки Ханумы». Любите драму и тяготеете к классике? Вот вам «Идиот» Достоевского. Если ждете чего‑то неожиданного и современного, берите билеты на «Маскарад». Конечно, можно сказать, что хотелось бы быть больше занятым в театре, однако я понимаю, что в сутках только 24 часа, невозможно все охватить.
— Вы на сцене за классику или эксперимент?
— Мне нравятся разные спектакли. Здорово, что наш художественный руководитель Сергей Ковальчик это разнообразие поддерживает. Сам он человек музыкальный, любит, когда в постановках можно использовать песни и танцы. И видно, что зрителю это тоже нравится. Классические драматические спектакли в репертуаре тоже важны и нужны. В них все держится на актерской игре. Мои коллеги, которые играют главные роли в «Идиоте», например, выкладываются на сцене так, что после окончания спектакля теряют несколько килограммов… Действительно стоит увидеть, как они работают, это потрясающий уровень.
— Последние два года вы также являетесь заведующим художественно‑постановочной частью театра. Объясните читателям простым языком, что входит в ваши обязанности?
— У любого спектакля есть режиссер, который отвечает за творческое наполнение постановки. Еще есть художник, который занимается приятной глазу картинкой: несет обязательства по изготовлению костюмов, декораций. А есть постановочная часть, руководство которой следит за тем, чтобы все эти материалы поступили вовремя. Чтобы костюмы шились и примерялись, чтобы весь реквизит и наряды подавались на сцену на репетициях...
— Как‑то не вяжется ваш образ с закупками и документооборотом…
— Если совсем по‑простому, то это больше техническое обслуживание спектаклей, нежели сметы и работа с бумагами. Моя главная задача — координация цехов, которые должны обеспечить своевременную сдачу спектакля.
— В театр вы пришли 14 лет назад. И до сих пор верны труппе и коллективу. Что держит на одном месте все это время?
— Коллектив, собственно, и держит. Знаете, как часто говорят? Мол, театр — это террариум. Мы же полностью этот стереотип опровергаем. Взаимная поддержка и уважение к работе друг друга — на этом строятся наши отношения. Никто никому не завидует, все заняты в репертуаре.
— В 2020‑м, когда в творческих кругах начались разброд и шатание, вы поддержали государственную позицию театра, не убежали, как некоторые ваши «коллеги» из других театров. Почему не поддались стадному инстинкту?
— Потому что артисты должны работать над новыми постановками, а не заниматься политикой. Нашему театру есть чем гордиться. Ради чего все это терять?.. У нас лучшая труппа и лучшие спектакли! Национальная театральная премия тому подтверждение.А в те дни мы жили в состоянии ремонта, играли спектакли на другой площадке — сцене Дворца культуры профсоюзов, репетировали новые премьеры… И думали в первую очередь о делах творческих, а не политических. Руководство сумело сохранить труппу, а театр — зрителей и репертуар. Это главное.
Помимо Александра Стасевича, будить страну в «Новом утре» на «РТР‑Беларусь» помогают Александра Каштанова, Ольга Бурлакова, Екатерина Яцкевич, Юрий Царев, Александр Меженный, Дмитрий Потапович, Юлия Самусенко и Ольга Войтенкова.leonovich@sb.by