Александр Олешко: поставил себе планку – отметить столетие на сцене
07.09.2023 14:20:00
Недавно в широкий прокат вышел семейный фантастический фильм «Панда из космоса». В русскоязычной версии голосом уникального инопланетянина стал заслуженный артист России Александр Олешко.
– Поделитесь своей историей озвучения панды Моцарта. Чем вас этот персонаж заинтересовал?
– Во-первых, я специалист по мультипликационным медведям, все началось с Паддингтона, продолжилось медвежонком Филом в замечательном мультипликационном сериале «Тайны медовой долины», потом большим фильмом «Чинк: Хвостатый детектив», где я озвучивал медведя. Поэтому вполне логичное продолжение – теперь я панда Моцарт. Вообще, это большое счастье для актера – свой голос подарить какому-то доброму персонажу. Я всегда мечтал, чтобы в моем послужном списке были мультфильмы, а это не просто мультфильм, а полноценный художественный фильм с мультипликационным персонажем. Это фильм-удивление, фильм-образование, культура, фильм, который заставит думать, что очень важно. Чем раньше маленький человек начнет задумываться о том, в каком мире он живет, тем лучше. Все эти задачи в этом фильме выполнены блестяще.
– Бытует множество легенд о том, как актеры подходят к озвучению. Что вам нужно, чтобы войти в роль, есть какие-то профессиональные секреты?
– Нужно, чтобы мне понравился персонаж, которого озвучиваю, и тогда все соединяется. В данном случае создатели фильма мне ставили трогательную задачу: оставаться собой, несмотря на то, что я озвучивал не только медвежонка, но и некое волшебное существо. Это очень интересное наблюдение тех, кто следит за моей жизнью, мне льстит, когда говорят «ваш голос или ваше жизненное кредо, какие-то ваши роли совпадают с тем, что бы мы хотели транслировать». Поэтому для меня это ответственность, честь и подтверждение того, что я иду правильно своей дорогой. Она у меня единственно верно определена – иди дорогою добра.
– Как вы относитесь к мультфильмам, есть любимые? Кто был вашим любимым персонажем в детстве?
– Думаю, это будет большой список, потому что мультфильмы для меня – еженедельная необходимость. Это тот придуманный мир, в котором человек может быть счастливым, в котором он может узнать себя или отреагировать совершенно неожиданно. Но вряд ли современному зрителю известно, что над мультипликационным фильмом «Варежка» все советские дети и взрослые плакали и плачут до сих пор, потому что это абсолютный шедевр. И как им объяснить, что плачет человек потому, что девочка свято верит, что варежка – это ее собачка, поэтому эта собачка оживает, она с ней гуляет, играет... И как она грустит, когда оказывается, что это не собачка, а лишь ее фантазия. Но девочка настолько добра и прекрасна, так же, как и собачка, что потом появляется настоящая. Как объяснить, что фраза кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно» – это просто-напросто девиз любого нормального человека и его существования. Как объяснить, что волк и заяц из «Ну, погоди!» на самом деле не испытывали друг к другу никаких негативных чувств, они просто играли друг с другом. Поэтому для меня советская мультипликация – это абсолютный шедевр, эти фильмы учили нас, готовили к взрослой жизни, они точно показывали, что добро, а что зло, объясняли, что зло обязательно будет наказано, а добро победит, учили нас состраданию, милосердию, красоте. Если взять серию новогодних мультфильмов 1950-х годов, тут же просто невозможно отойти от экрана, ты веришь, что Дед Мороз живой, зайцы действительно говорят голосом гениального Вицина, а огурцы – голосом Яншина. К великому сожалению, все эти фамилии не известны современному поколению.
С персонажем из семейного фантастического фильма «Панда из космоса»
– Вы стали актером благодаря чему-либо или скорее вопреки? Ведь ваш профессиональный путь нельзя назвать легким.
– Периодически благодаря, периодически вопреки. Мне кажется, что я просто услышал зов этой профессии и пошел на него, потому что в пятилетнем возрасте (а именно тогда я сформулировал свою мечту) говорил об этом, не понимая, какие есть ручейки, пригорки, камешки на пути. Но я понимал, что без этого не могу жить и это то, чем буду заниматься всю жизнь, именно в этом могу состояться, это сделает меня счастливым, полноценным человеком.
– Вас часто называют «человек-праздник». Многим по вашему образу кажется, что у вас легкий и открытый характер.
– Если так кажется, то это хорошо, но мне кажется, что легких характеров в принципе не бывает, потому что жизнь сама по себе нелегкая и было бы странно, если бы люди в серьезных обстоятельствах были опрометчиво легки во всем. Я достаточно жесткий, в первую очередь к себе, но если рядом со мной люди профессиональные, внимательные, любящие, добрые, отзывчивые, преданные своему делу, то они никогда не узнают о моей жесткости. Наоборот, будут согреты вниманием, любовью и заботой. А если люди нечестные, если вижу какое-то второе дно или недобрую игру, то тут мало не покажется.
– В чем секрет вашей личной молодости, которую все отмечают? Это гены, здоровый образ жизни, спорт или что-то еще?
– Я вам совершенно искренне скажу, что не понимаю этого вопроса, хотя мне его задают довольно часто. Мне кажется, что я абсолютно выгляжу на свой возраст – мне 47 лет. Но из-за того, что люблю улыбаться и видеть доброе, то, наверное, не выгляжу дяденькой, которому через три года будет 50.
– Но такое ощущение, что последние лет 20 вы не меняетесь.
– Ничего особенного для этого не делаю. Можно было бы выглядеть и получше, потому что я смотрю, что многие коллеги за этим следят.
– То есть это все-таки генетика и здоровый образ жизни?
– Знаете, все у меня бывает, как у всех. Ночью хочется открыть холодильник. Я много работаю, а когда человек много работает, это значит, что он все время в движении и ему некогда стареть. У меня с детства всегда был девиз: «Крути педали», такая записочка, которую я иголочкой прикреплял к обоям съемных квартир, когда жил студентом по разным углам. На творческих вечерах привожу такой пример: «Если купите новый велосипед, но не будете на нем ездить, он заржавеет через какое-то время, цепь осядет – так же и человек», поэтому, чем ты больше работаешь, тем лучше.
– От работы, даже от самой любимой, все равно устаешь...
– У меня столько разных сфер деятельности, что есть замечательная возможность переключиться.
– Еще, мне кажется, у вас дома есть хороший антистресс, имею в виду ваших питомцев.
– Они как раз сейчас вокруг меня, я нахожусь в джакузи из котов. Не хотел становиться Юрием Куклачевым, которого я люблю, но так получилось. Когда привез первого кота по имени Елисей, мне сказали: «Ну ничего, вы скоро к нам еще приедете. Там, где один мейн-кун, обязательно будет два». Так и случилось, через год я ему привез Алису, а еще через год увидел в интернете потрясающего кота, которого никак не могли пристроить. Поехал на край Москвы и забрал его, он вырос в большого хулигана, но очень красивого и доброго, зовут Вальтер, но я называю Вальтиком.
– Между собой они дружат?
– Да, они дружат, но очень интересно. Когда я уезжаю на гастроли, мне из дома присылают разные видео со словами: «Посмотри». Коты совершенно меняются, они ведут себя как собаки, тоскуют. Видимо, они меня выбрали главой семьи, я этому очень рад.
– Когда я уезжаю, коты ведут себя как собаки, тоскуют. Видимо, они меня выбрали главой семьи
– В соцсетях этот год вы назвали парадом премьер. Интересно узнать, какими проектами гордитесь и что еще готовите зрителям?
– Это тот случай, когда мне нечего стыдиться и, наоборот, есть чем гордиться, потому что за этот год я столько всего сделал, что другому, наверное, хватило бы лет на пять. Но я хотел, чтобы это было очень разнообразно, абсолютно неожиданно во всех сферах моей деятельности. И, судя по тому, как это принято зрителями, критиками, нет ни одного критического отрицательного отзыва.
– Назовете главные творческие проекты этого года?
– Спектакль «Павел I» в театре Вахтангова и роль Павла I – это абсолютный вызов, начиная с афиши, потому что есть предубеждение: «Олешко? Может сыграть Павла I? Да ни за что». Но все это заканчивается ровно через пять минут от начала спектакля, потом удивление и радостные аплодисменты. Так же роль Немировича-Данченко в фильме Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех». Конечно, новые песни, совершенно другого содержания: и лирические, и драматические.
– Спектакль «Павел I» в театре Вахтангова и роль Павла I – это абсолютный вызов
– А каково было вернуться в легендарный проект «Папины дочки»? Не было какого-то внутреннего отрицания?
– Не было, потому что этот проект полюбился нескольким поколениям, уже выросли люди, которые меня по-прежнему называют Аллигатором. Это счастливый актерский билет, чего тут стыдиться, когда отрицательная роль стала любимой у многих зрителей, мы все получали огромное удовольствие, когда снимались тогда и сейчас. Буквально сегодня мне прислали график на осень, мы продолжим эти съемки. И конечно, фильм «Про мою маму и про меня», который еще придет к большому зрителю, но уже стал собирать призы. У меня в нем весьма неожиданная драматическая роль, а в главной роли Нонна Гришаева. Потрясающий фильм, он создан в лучших традициях замечательным режиссером Дмитрием Губаревым.
– Остались ли еще какие-то неизведанные горизонты, к которым хотелось бы приблизиться?
– А то! Впереди еще 54 активных года жизни, потому что я поставил себе планку, как Владимир Зельдин, – отметить столетие на сцене, а потом еще полтора года получать поздравления по этому поводу.
Кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех», где Александр Олешко сыграл роль Немировича-Данченко
Фото Алёны ПОЛОСУХИНОЙ, из личного архива Александра ОЛЕШКО.
– Поделитесь своей историей озвучения панды Моцарта. Чем вас этот персонаж заинтересовал?
– Во-первых, я специалист по мультипликационным медведям, все началось с Паддингтона, продолжилось медвежонком Филом в замечательном мультипликационном сериале «Тайны медовой долины», потом большим фильмом «Чинк: Хвостатый детектив», где я озвучивал медведя. Поэтому вполне логичное продолжение – теперь я панда Моцарт. Вообще, это большое счастье для актера – свой голос подарить какому-то доброму персонажу. Я всегда мечтал, чтобы в моем послужном списке были мультфильмы, а это не просто мультфильм, а полноценный художественный фильм с мультипликационным персонажем. Это фильм-удивление, фильм-образование, культура, фильм, который заставит думать, что очень важно. Чем раньше маленький человек начнет задумываться о том, в каком мире он живет, тем лучше. Все эти задачи в этом фильме выполнены блестяще.
– Бытует множество легенд о том, как актеры подходят к озвучению. Что вам нужно, чтобы войти в роль, есть какие-то профессиональные секреты?
– Нужно, чтобы мне понравился персонаж, которого озвучиваю, и тогда все соединяется. В данном случае создатели фильма мне ставили трогательную задачу: оставаться собой, несмотря на то, что я озвучивал не только медвежонка, но и некое волшебное существо. Это очень интересное наблюдение тех, кто следит за моей жизнью, мне льстит, когда говорят «ваш голос или ваше жизненное кредо, какие-то ваши роли совпадают с тем, что бы мы хотели транслировать». Поэтому для меня это ответственность, честь и подтверждение того, что я иду правильно своей дорогой. Она у меня единственно верно определена – иди дорогою добра.
– Как вы относитесь к мультфильмам, есть любимые? Кто был вашим любимым персонажем в детстве?
– Думаю, это будет большой список, потому что мультфильмы для меня – еженедельная необходимость. Это тот придуманный мир, в котором человек может быть счастливым, в котором он может узнать себя или отреагировать совершенно неожиданно. Но вряд ли современному зрителю известно, что над мультипликационным фильмом «Варежка» все советские дети и взрослые плакали и плачут до сих пор, потому что это абсолютный шедевр. И как им объяснить, что плачет человек потому, что девочка свято верит, что варежка – это ее собачка, поэтому эта собачка оживает, она с ней гуляет, играет... И как она грустит, когда оказывается, что это не собачка, а лишь ее фантазия. Но девочка настолько добра и прекрасна, так же, как и собачка, что потом появляется настоящая. Как объяснить, что фраза кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно» – это просто-напросто девиз любого нормального человека и его существования. Как объяснить, что волк и заяц из «Ну, погоди!» на самом деле не испытывали друг к другу никаких негативных чувств, они просто играли друг с другом. Поэтому для меня советская мультипликация – это абсолютный шедевр, эти фильмы учили нас, готовили к взрослой жизни, они точно показывали, что добро, а что зло, объясняли, что зло обязательно будет наказано, а добро победит, учили нас состраданию, милосердию, красоте. Если взять серию новогодних мультфильмов 1950-х годов, тут же просто невозможно отойти от экрана, ты веришь, что Дед Мороз живой, зайцы действительно говорят голосом гениального Вицина, а огурцы – голосом Яншина. К великому сожалению, все эти фамилии не известны современному поколению.
С персонажем из семейного фантастического фильма «Панда из космоса»
– Вы стали актером благодаря чему-либо или скорее вопреки? Ведь ваш профессиональный путь нельзя назвать легким.
– Периодически благодаря, периодически вопреки. Мне кажется, что я просто услышал зов этой профессии и пошел на него, потому что в пятилетнем возрасте (а именно тогда я сформулировал свою мечту) говорил об этом, не понимая, какие есть ручейки, пригорки, камешки на пути. Но я понимал, что без этого не могу жить и это то, чем буду заниматься всю жизнь, именно в этом могу состояться, это сделает меня счастливым, полноценным человеком.
Работаю очень много и без выходных, это непросто, но понимаю, что я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом.Я бы хотел, чтобы все те, кто еще не сформулировал свою мечту или не знает, кем бы хотел стать, поскорее определились. А чтобы определиться, нужно как можно раньше расширять кругозор, узнавать разные профессии, ходить в театры, музеи, цирк и на концерты. Нужно научиться играть в шашки, шахматы, заниматься спортом, сходить к родителям на работу. У меня в детстве было любимое занятие – ходить к своим родителям или тетям на работу, где я примерял разные профессии. Я даже в раннем детстве попросил папу, который работал большим начальником, взять меня на собрание. Оно проходило за длинным столом, где сидели серьезные дяди в пиджаках и галстуках, а я притаился в уголочке и смотрел, как папа достаточно жестко ведет разговор. У него на столе стоял небольшой спил дерева, а в нем был маленький топорик с гравировкой «Не руби с плеча». Когда я вырос, папа подарил мне этот топорик, и теперь я все время смотрю на него и думаю, как это правильно, не рубить с плеча.
– Вас часто называют «человек-праздник». Многим по вашему образу кажется, что у вас легкий и открытый характер.
– Если так кажется, то это хорошо, но мне кажется, что легких характеров в принципе не бывает, потому что жизнь сама по себе нелегкая и было бы странно, если бы люди в серьезных обстоятельствах были опрометчиво легки во всем. Я достаточно жесткий, в первую очередь к себе, но если рядом со мной люди профессиональные, внимательные, любящие, добрые, отзывчивые, преданные своему делу, то они никогда не узнают о моей жесткости. Наоборот, будут согреты вниманием, любовью и заботой. А если люди нечестные, если вижу какое-то второе дно или недобрую игру, то тут мало не покажется.
– В чем секрет вашей личной молодости, которую все отмечают? Это гены, здоровый образ жизни, спорт или что-то еще?
– Я вам совершенно искренне скажу, что не понимаю этого вопроса, хотя мне его задают довольно часто. Мне кажется, что я абсолютно выгляжу на свой возраст – мне 47 лет. Но из-за того, что люблю улыбаться и видеть доброе, то, наверное, не выгляжу дяденькой, которому через три года будет 50.
– Но такое ощущение, что последние лет 20 вы не меняетесь.
– Ничего особенного для этого не делаю. Можно было бы выглядеть и получше, потому что я смотрю, что многие коллеги за этим следят.
– То есть это все-таки генетика и здоровый образ жизни?
– Знаете, все у меня бывает, как у всех. Ночью хочется открыть холодильник. Я много работаю, а когда человек много работает, это значит, что он все время в движении и ему некогда стареть. У меня с детства всегда был девиз: «Крути педали», такая записочка, которую я иголочкой прикреплял к обоям съемных квартир, когда жил студентом по разным углам. На творческих вечерах привожу такой пример: «Если купите новый велосипед, но не будете на нем ездить, он заржавеет через какое-то время, цепь осядет – так же и человек», поэтому, чем ты больше работаешь, тем лучше.
– От работы, даже от самой любимой, все равно устаешь...
– У меня столько разных сфер деятельности, что есть замечательная возможность переключиться.
– Еще, мне кажется, у вас дома есть хороший антистресс, имею в виду ваших питомцев.
– Они как раз сейчас вокруг меня, я нахожусь в джакузи из котов. Не хотел становиться Юрием Куклачевым, которого я люблю, но так получилось. Когда привез первого кота по имени Елисей, мне сказали: «Ну ничего, вы скоро к нам еще приедете. Там, где один мейн-кун, обязательно будет два». Так и случилось, через год я ему привез Алису, а еще через год увидел в интернете потрясающего кота, которого никак не могли пристроить. Поехал на край Москвы и забрал его, он вырос в большого хулигана, но очень красивого и доброго, зовут Вальтер, но я называю Вальтиком.
– Между собой они дружат?
– Да, они дружат, но очень интересно. Когда я уезжаю на гастроли, мне из дома присылают разные видео со словами: «Посмотри». Коты совершенно меняются, они ведут себя как собаки, тоскуют. Видимо, они меня выбрали главой семьи, я этому очень рад.
– Когда я уезжаю, коты ведут себя как собаки, тоскуют. Видимо, они меня выбрали главой семьи
– В соцсетях этот год вы назвали парадом премьер. Интересно узнать, какими проектами гордитесь и что еще готовите зрителям?
– Это тот случай, когда мне нечего стыдиться и, наоборот, есть чем гордиться, потому что за этот год я столько всего сделал, что другому, наверное, хватило бы лет на пять. Но я хотел, чтобы это было очень разнообразно, абсолютно неожиданно во всех сферах моей деятельности. И, судя по тому, как это принято зрителями, критиками, нет ни одного критического отрицательного отзыва.
– Назовете главные творческие проекты этого года?
– Спектакль «Павел I» в театре Вахтангова и роль Павла I – это абсолютный вызов, начиная с афиши, потому что есть предубеждение: «Олешко? Может сыграть Павла I? Да ни за что». Но все это заканчивается ровно через пять минут от начала спектакля, потом удивление и радостные аплодисменты. Так же роль Немировича-Данченко в фильме Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех». Конечно, новые песни, совершенно другого содержания: и лирические, и драматические.
– Спектакль «Павел I» в театре Вахтангова и роль Павла I – это абсолютный вызов
– А каково было вернуться в легендарный проект «Папины дочки»? Не было какого-то внутреннего отрицания?
– Не было, потому что этот проект полюбился нескольким поколениям, уже выросли люди, которые меня по-прежнему называют Аллигатором. Это счастливый актерский билет, чего тут стыдиться, когда отрицательная роль стала любимой у многих зрителей, мы все получали огромное удовольствие, когда снимались тогда и сейчас. Буквально сегодня мне прислали график на осень, мы продолжим эти съемки. И конечно, фильм «Про мою маму и про меня», который еще придет к большому зрителю, но уже стал собирать призы. У меня в нем весьма неожиданная драматическая роль, а в главной роли Нонна Гришаева. Потрясающий фильм, он создан в лучших традициях замечательным режиссером Дмитрием Губаревым.
– Остались ли еще какие-то неизведанные горизонты, к которым хотелось бы приблизиться?
– А то! Впереди еще 54 активных года жизни, потому что я поставил себе планку, как Владимир Зельдин, – отметить столетие на сцене, а потом еще полтора года получать поздравления по этому поводу.
Кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех», где Александр Олешко сыграл роль Немировича-Данченко
Родился: 23 июля 1976 года в КишиневеЛика БРАГИНА (специально для «ЗН»).
Образование: ВТУ имени Б. Щукина
Карьера: актер, телеведущий, певец, заслуженный артист России. Снялся более чем в 70 фильмах и сериалах, среди которых «Папины дочки», «Мамы», «Мужчина с гарантией», «Тот еще Карлосон!», «Торговый центр», «Весеннее обострение», «Екатерина. Взлет», «Хитровка. Знак четырех» и другие
Фото Алёны ПОЛОСУХИНОЙ, из личного архива Александра ОЛЕШКО.