Татьяна Рунец — о том, почему нельзя медлить с реформами в экономике
06.05.2022 09:50:15
Время требует новых форматов интеграционного взаимодействия в укреплении экономики Союзного государства. Площадкой, где будут обсуждаться в том числе и эти вопросы, станет IX Форум регионов Беларуси и России, который состоится летом в Гродно. Своим видением ситуации поделилась с «СОЮЗом» председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец:
— Акцент на интеграцию в сфере экономики документально закреплен в Декрете Высшего госсовета № 6, которым утверждены 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению интеграции двух стран. Мероприятия, предусмотренные в программах, по сути, сформировали актуальную рабочую повестку для всех институтов власти Беларуси и России, а также наших интеграционных структур. Причем медлить с их реализацией нельзя.
Время требует от нас оперативных решений, в том числе на межгосударственном уровне. Стержневой основой союзных программ стала гармонизация политики в экономической, финансовой, налоговой и банковской сферах, промышленности, энергетике, транспорте, торговле... Соответственно, большая работа ожидает и парламенты двух стран в части корректировки законодательства. Мы, парламентарии Беларуси и России, должны взять за правило оценивать каждое свое законодательное решение на предмет его соответствия целям интеграции, понимая, что эти цели не будут достигнуты без выстраивания единого правового пространства.
Надо сказать, что вопросы и направления экономической интеграции Беларуси и России не исчерпываются одними только союзными программами. В условиях санкционного давления ключевым условием для полноформатной интеграции наших стран является расширение промышленной кооперации и реализация совместных проектов в реальном секторе экономики. Торговое сотрудничество порой уязвимо, а совместный бизнес сделает процесс интеграции необратимым, обеспечит снижение технологической зависимости от третьих стран и предложит мировому рынку конкурентоспособную продукцию.
Взять, например, высокотехнологичные отрасли, которые по своей природе предполагают кооперацию с другими производствами: автопром, машиностроение, станкостроение нуждаются в огромном количестве комплектующих. А сегодня импорт многих таких комплектующих, узлов, готовой продукции приостановлен из‑за санкций. Это открывает новые возможности для субъектов хозяйствования Беларуси и России, в том числе малого и среднего производственного бизнеса, он более гибкий и оперативнее реагирует на запросы рынка. Формирование новых кооперационных цепочек, рациональная локализация в Союзном государстве позволят снизить импортоемкость экономик двух стран, повысить их устойчивость к внешним шокам и санкционному давлению.
Говоря об экономической составляющей, хочу заметить, что рост товарооборота между Беларусью и Россией составил 40 млрд долларов и по сравнению с предыдущим прирос на 35 процентов. Да, в структуре поставок значительный удельный вес приходится на Москву и Московскую область, что во многом объясняется логистикой поставок. Но потенциал для наращивания и укрепления прямых межрегиональных связей огромный.
Необходимо помнить, что инновации — основа устойчивого развития любой экономики и ее глобальной конкурентоспособности. Только объединив усилия научных коллективов Беларуси и России, их идеи, в перспективе можно увеличить уровень наукоемкости ВВП. Хочу отметить, что эта тема второй год подряд будет предметно обсуждаться на секции «Эффективное импортозамещение в Союзном государстве: проекты, стимулы, координация», заседание которой состоится на полях IX Форума регионов Беларуси и России. Импортозамещение становится базовым направлением промышленной политики Беларуси и России, поэтому актуальность и востребованность рекомендаций секции в современных условиях не вызывают сомнений.
Стержневой основой согласованной политики в ведущих отраслях должны стать формирование общих приоритетов развития и создание совместных акционерных обществ и иных компаний, являющихся основным звеном интеграционных проектов. Особое внимание в дискуссии на форуме будет уделено формированию согласованной промышленной политики, ее координации, а также анализу отраслевых кейсов. То есть на конкретных примерах продемонстрируем эффективность замещения импорта из третьих стран.
Состоявшаяся в первой декаде апреля встреча глав государств позволила сверить часы по широкому спектру вопросов двустороннего сотрудничества. Ожидаемо, что особое место в повестке с учетом санкционной агрессии Запада заняло совместное противостояние новым вызовам в экономике и социальной сфере. Россия — наш основной стратегический партнер, и до санкций так было. Безусловно, важно, что президенты Беларуси и России в качестве приоритета выделяют вопросы развития, несмотря на беспрецедентное давление извне. При этом отмечается, что базовым условием для такого развития является экономическая интеграция. Это очень позитивный сигнал для бизнеса двух стран и наших граждан.
В условиях санкций развитие новых кооперационных цепочек на территории Союзного государства приобретает стратегическое значение. В Беларуси и России достаточно компетенций и оригинальных идей, которые могут быть конвертированы в реальные импортозамещающие совместные проекты.
celyuk@sb.by
— Акцент на интеграцию в сфере экономики документально закреплен в Декрете Высшего госсовета № 6, которым утверждены 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению интеграции двух стран. Мероприятия, предусмотренные в программах, по сути, сформировали актуальную рабочую повестку для всех институтов власти Беларуси и России, а также наших интеграционных структур. Причем медлить с их реализацией нельзя.
Время требует от нас оперативных решений, в том числе на межгосударственном уровне. Стержневой основой союзных программ стала гармонизация политики в экономической, финансовой, налоговой и банковской сферах, промышленности, энергетике, транспорте, торговле... Соответственно, большая работа ожидает и парламенты двух стран в части корректировки законодательства. Мы, парламентарии Беларуси и России, должны взять за правило оценивать каждое свое законодательное решение на предмет его соответствия целям интеграции, понимая, что эти цели не будут достигнуты без выстраивания единого правового пространства.
Надо сказать, что вопросы и направления экономической интеграции Беларуси и России не исчерпываются одними только союзными программами. В условиях санкционного давления ключевым условием для полноформатной интеграции наших стран является расширение промышленной кооперации и реализация совместных проектов в реальном секторе экономики. Торговое сотрудничество порой уязвимо, а совместный бизнес сделает процесс интеграции необратимым, обеспечит снижение технологической зависимости от третьих стран и предложит мировому рынку конкурентоспособную продукцию.
Взять, например, высокотехнологичные отрасли, которые по своей природе предполагают кооперацию с другими производствами: автопром, машиностроение, станкостроение нуждаются в огромном количестве комплектующих. А сегодня импорт многих таких комплектующих, узлов, готовой продукции приостановлен из‑за санкций. Это открывает новые возможности для субъектов хозяйствования Беларуси и России, в том числе малого и среднего производственного бизнеса, он более гибкий и оперативнее реагирует на запросы рынка. Формирование новых кооперационных цепочек, рациональная локализация в Союзном государстве позволят снизить импортоемкость экономик двух стран, повысить их устойчивость к внешним шокам и санкционному давлению.
Говоря об экономической составляющей, хочу заметить, что рост товарооборота между Беларусью и Россией составил 40 млрд долларов и по сравнению с предыдущим прирос на 35 процентов. Да, в структуре поставок значительный удельный вес приходится на Москву и Московскую область, что во многом объясняется логистикой поставок. Но потенциал для наращивания и укрепления прямых межрегиональных связей огромный.
Необходимо помнить, что инновации — основа устойчивого развития любой экономики и ее глобальной конкурентоспособности. Только объединив усилия научных коллективов Беларуси и России, их идеи, в перспективе можно увеличить уровень наукоемкости ВВП. Хочу отметить, что эта тема второй год подряд будет предметно обсуждаться на секции «Эффективное импортозамещение в Союзном государстве: проекты, стимулы, координация», заседание которой состоится на полях IX Форума регионов Беларуси и России. Импортозамещение становится базовым направлением промышленной политики Беларуси и России, поэтому актуальность и востребованность рекомендаций секции в современных условиях не вызывают сомнений.
Стержневой основой согласованной политики в ведущих отраслях должны стать формирование общих приоритетов развития и создание совместных акционерных обществ и иных компаний, являющихся основным звеном интеграционных проектов. Особое внимание в дискуссии на форуме будет уделено формированию согласованной промышленной политики, ее координации, а также анализу отраслевых кейсов. То есть на конкретных примерах продемонстрируем эффективность замещения импорта из третьих стран.
Состоявшаяся в первой декаде апреля встреча глав государств позволила сверить часы по широкому спектру вопросов двустороннего сотрудничества. Ожидаемо, что особое место в повестке с учетом санкционной агрессии Запада заняло совместное противостояние новым вызовам в экономике и социальной сфере. Россия — наш основной стратегический партнер, и до санкций так было. Безусловно, важно, что президенты Беларуси и России в качестве приоритета выделяют вопросы развития, несмотря на беспрецедентное давление извне. При этом отмечается, что базовым условием для такого развития является экономическая интеграция. Это очень позитивный сигнал для бизнеса двух стран и наших граждан.
В условиях санкций развитие новых кооперационных цепочек на территории Союзного государства приобретает стратегическое значение. В Беларуси и России достаточно компетенций и оригинальных идей, которые могут быть конвертированы в реальные импортозамещающие совместные проекты.
celyuk@sb.by