«Активизироваться и ускоряться»: Президент поставил задачу на 2023 год по экспорту
05.01.2023 22:52:00
Евгений КОНОНОВИЧ
Полина КОНОГА
Наращивание поставок товаров, создание мощностей для морских перевозок, логистика и география экспорта калийной отрасли. Важные акценты с совещания по экспорту во Дворце Независимости
Минувший год стал серьезным испытанием для наших экспортеров. В нарушение всех международных соглашений недружественные государства закрыли для нас привычные транспортные коридоры и морские порты, где мы всегда работали. Расчет был на то, что белорусская экономика, лишившись стратегических маршрутов сбыта продукции, просто рухнет. Пришлось, что называется, на марше перестраивать логистику. В пользу производителей сыграло и резкое повышение цен на востребованные на мировом рынке товары. В итоге предприятия не только выстояли, но даже добавили в финансовых показателях. Александр Лукашенко на совещании по экспорту белорусских товаров не преминул отметить этот факт, но призвал не расслабляться, а, наоборот, ускориться:
— Нам в прошлом году удалось преодолеть негативные тенденции и выйти в денежном выражении на положительные результаты по экспорту.
Однако, по словам Александра Лукашенко, то, что мы поштучно и по тоннам не вышли на предполагаемый уровень, не позволяет успокаиваться:
Отсюда и принципиальное требование Президента:
— Надо активизироваться, надо ускоряться. В противном случае самоуспокоенность приведет к тому, что мы можем провалить нынешний год. И это будет задел на оставшиеся годы пятилетия — в негативном, естественно, ключе.
Вполне закономерно, что одной из тем совещания стала диверсификация экспортных маршрутов. Президент по этому поводу заметил:
— В связи с тем, что нас пытались удушить в прошлом году санкциями, нарушена сложившаяся логистика. Нам пришлось искать новые пути логистические. То есть пути поставок, продаж наших товаров. Надо будет обсудить и эти вопросы. По крайней мере, то, что вы просили меня решить на уровне Президента Российской Федерации для того, чтобы были открыты для нас порты, я полагаю, что все вопросы решены. Вопрос остается за малым: начинать грузить в этих портах. Хотя кое‑что мы уже начали грузить.
— Это на самом деле историческая цифра, и она очень важна. Она формирует стабильность на валютном рынке, обеспеченность золотовалютными резервами страны.
Первый вице‑премьер также обратил внимание, что в части инвестиционного экспорта, а также по многим позициям (тракторы, комбайны, холодильники, лифты) поставки превышали досанкционный объем:
— Нужно было время, чтобы переформатироваться, найти новые рынки, контракты в других странах.
Мы рассчитываем, что в этом году поставки в страны Африки и Латинской Америки, которые ранее шли через европейских и американских трейдеров, будут осуществляться напрямую. Проработки такие уже есть.
По словам Николая Снопкова, вырастут объемы продаж белорусских удобрений и на традиционных рынках. Поспособствует этому снижающаяся цена:
— К сожалению, мы наблюдали в прошлом году, что в связи с высоким ростом цены уменьшились объемы потребления, в том числе калия, на традиционных рынках. Фермеры не могли платить.
Отвечая на вопрос журналистов о том, не поступали ли сигналы из Литвы о возвращении сотрудничества через портовую инфраструктуру, Николай Снопков поделился своим мнением:
— По поводу прибалтийских портов скажу неэкономическими терминами: мне жалко их. На самом деле жалко ребят, которые успешно занимались бизнесом. И то, что произошло с ними... Остается только пожалеть. Это первый момент. Второй момент. Мы будем думать, если нам будут поступать сигналы по поводу прибалтийских портов (Клайпеды, Вентспилса).
— То, что на данный момент у нас есть, то, что развиваем, нас устраивает по тарифам и по стоимости, — подчеркнул первый вице‑премьер. — Развивать дальше возможно, если это интересно с экономической точки зрения.
Минувший год стал серьезным испытанием для наших экспортеров. В нарушение всех международных соглашений недружественные государства закрыли для нас привычные транспортные коридоры и морские порты, где мы всегда работали. Расчет был на то, что белорусская экономика, лишившись стратегических маршрутов сбыта продукции, просто рухнет. Пришлось, что называется, на марше перестраивать логистику. В пользу производителей сыграло и резкое повышение цен на востребованные на мировом рынке товары. В итоге предприятия не только выстояли, но даже добавили в финансовых показателях. Александр Лукашенко на совещании по экспорту белорусских товаров не преминул отметить этот факт, но призвал не расслабляться, а, наоборот, ускориться:
— Нам надо думать о том, как наращивать экспорт. Экспорт — это валюта, без которой страна и экономика жить не могут, тем более что Беларусь имеет экспортно ориентированную экономику. Половину того, что производим, мы должны будем продать, чтобы нормально жить.
Стратегия экспорта. Почему нельзя успокаиваться и для чего надо форсировать строительство белорусских портов в России
Глава государства, конечно же, неспроста требует еще большей активности на внешних рынках. Ведь всерьез говорить об успехах можно лишь тогда, когда экспорт прирастает и в абсолютных физических величинах, и в деньгах. То есть не зависит только от ценовой конъюнктуры. Александр Лукашенко конкретизировал:— Нам в прошлом году удалось преодолеть негативные тенденции и выйти в денежном выражении на положительные результаты по экспорту.
Конечно, деньги решают все, но хотелось бы, чтобы мы, как принято говорить, и поштучно увеличивали экспорт.Поэтому как бы мы тут ни пытались по итогам года приукрасить наши результаты, не совсем это получится. Будем откровенно говорить, поштучно — это значит, что тракторов и прочих автомобилей, калийных удобрений, нефтепродуктов (тонны и штуки) мы реализовали меньше, чем в 2021 году. И благодаря тому, что произошел резкий рост цен на те товары, которые мы продаем, мы имеем более‑менее положительные результаты по экспорту.
Однако, по словам Александра Лукашенко, то, что мы поштучно и по тоннам не вышли на предполагаемый уровень, не позволяет успокаиваться:
— Нам надо думать о том, как наращивать экспорт. Экспорт — это валюта, без которой страна и экономика жить не могут.Тем более что Беларусь имеет экспортно ориентированную экономику, половину того, что производим, мы должны будем продать, чтобы нормально жить.
Отсюда и принципиальное требование Президента:
— Надо активизироваться, надо ускоряться. В противном случае самоуспокоенность приведет к тому, что мы можем провалить нынешний год. И это будет задел на оставшиеся годы пятилетия — в негативном, естественно, ключе.
Вполне закономерно, что одной из тем совещания стала диверсификация экспортных маршрутов. Президент по этому поводу заметил:
— В связи с тем, что нас пытались удушить в прошлом году санкциями, нарушена сложившаяся логистика. Нам пришлось искать новые пути логистические. То есть пути поставок, продаж наших товаров. Надо будет обсудить и эти вопросы. По крайней мере, то, что вы просили меня решить на уровне Президента Российской Федерации для того, чтобы были открыты для нас порты, я полагаю, что все вопросы решены. Вопрос остается за малым: начинать грузить в этих портах. Хотя кое‑что мы уже начали грузить.
Надо быстрее строить эти порты, доводить до определенного уровня и торговать уже через собственные порты, а не чужую собственность.
Рекордная цифра. Почему важно торговое сальдо?
Детали и подробности совещания журналистам озвучил основной докладчик мероприятия — первый заместитель Премьер‑министра Николай Снопков. И начал он с хорошей цифры. Несмотря на то что годовые экономические показатели будут подсчитаны к концу января, уже понятно: по итогам 2022 года в денежном выражении экспорт достиг досанкционного уровня. Более того, во внешней торговле получено рекордное положительное сальдо — 4,5 миллиарда долларов. Николай Снопков пояснил значимость этого показателя:— Это на самом деле историческая цифра, и она очень важна. Она формирует стабильность на валютном рынке, обеспеченность золотовалютными резервами страны.
Фактически она формирует стабильность, спокойствие в финансовой сфере в стране в целом. И мы это ощущаем у себя в кошельках, потому что такая же историческая цифра — средняя заработная плата в долларах.Поясним, что номинальная начисленная средняя заработная плата работников страны в ноябре 2022‑го составила 1648,2 рубля, по актуальному на тот период курсу это около 660 долларов.
Первый вице‑премьер также обратил внимание, что в части инвестиционного экспорта, а также по многим позициям (тракторы, комбайны, холодильники, лифты) поставки превышали досанкционный объем:
— Но есть позиции, которые мы в этом году обязаны подтянуть. И самое приятное: перспектива того, что мы выйдем по объему их экспорта на досанкционный уровень, есть.Что касается снижения объемов экспортных поставок некоторой продукции, оно, безусловно, связано с тем, что отдельные страны фактически отрезали Беларусь от своих рынков. В качестве примера Николай Снопков привел продукцию деревообработки. Если раньше наша страна поставляла в ЕС древесные плиты на 500 миллионов долларов в год, то после введения санкций была одномоментно лишена этих объемов:
— Нужно было время, чтобы переформатироваться, найти новые рынки, контракты в других странах.
Работа без посредников. Как мы будем доставлять удобрения на новые рынки?
Несмотря на жесткое санкционное давление, белорусская продукция остается востребованной на внешних рынках. Отвечая на вопрос журналистов о том, меняется ли риторика западных стран в отношении наших минеральных удобрений, Николай Снопков пояснил предельно понятно:— На самом деле все просто: политика политикой, а бизнес — бизнесом. Удобрения — это продовольствие, продовольствие — это стабильность стран, которые покупают наши удобрения. Рынки наши удобрения берут, традиционные рынки берут с нарастающей.Вместе с тем рассчитывать на то, что в ближайшее время будут возобновлены поставки удобрений в ЕС и США, не стоит. Эти регионы пока отказываются от нашей продукции. При этом, добавил первый вице‑премьер, речь идет о таких объемах, которые не могут ухудшить ситуацию по продажам.
Мы рассчитываем, что в этом году поставки в страны Африки и Латинской Америки, которые ранее шли через европейских и американских трейдеров, будут осуществляться напрямую. Проработки такие уже есть.
По словам Николая Снопкова, вырастут объемы продаж белорусских удобрений и на традиционных рынках. Поспособствует этому снижающаяся цена:
— К сожалению, мы наблюдали в прошлом году, что в связи с высоким ростом цены уменьшились объемы потребления, в том числе калия, на традиционных рынках. Фермеры не могли платить.
Мы видим снижение цены: она будет более‑менее справедливая — на калийном рынке это 420 — 450 долларов за тонну. Соответственно, мы ожидаем (и это подтверждается нашими переговорами) рост объемов.Он также выразил надежду, что благодаря поставкам на традиционные рынки, а также на новые рынки стран Африки и Латинской Америки (минуя посредников) удастся выйти на объем поставок белорусских удобрений уровня 2019 — 2021 годов.
Это уже непринципиально. Готовы ли мы вернуться в литовские порты?
Журналисты затронули и тему сотрудничества с портами Литвы. Напомним, из‑за западных секторальных санкций в отношении Беларуси с декабря 2021 года фактически была остановлена перевалка белорусских калийных удобрений через балтийские порты. Кстати, накануне министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис в эфире радиостанции «Жиню радияс» озвучил потери Клайпедского порта: предварительные итоги 2022 года показывают снижение перевалки грузов на 21 процент. «Наибольшие потери связаны с тем, что порт отказался в свете международных санкций от перевалки белорусских удобрений», — пояснил литовский чиновник.Отвечая на вопрос журналистов о том, не поступали ли сигналы из Литвы о возвращении сотрудничества через портовую инфраструктуру, Николай Снопков поделился своим мнением:
— По поводу прибалтийских портов скажу неэкономическими терминами: мне жалко их. На самом деле жалко ребят, которые успешно занимались бизнесом. И то, что произошло с ними... Остается только пожалеть. Это первый момент. Второй момент. Мы будем думать, если нам будут поступать сигналы по поводу прибалтийских портов (Клайпеды, Вентспилса).
Посмотрим на условия, которые предложат нам. Сегодня это уже непринципиально. Честно скажу: благодаря титанической работе Президента мы смогли не испортить ситуацию. Сегодня мы обеспечиваем портовой инфраструктурой весь необходимый экспорт Беларуси (на 80 процентов это нефтепродукты и калийные удобрения).
Нас устраивает. Сотрудничество с кем вышло на первый план?
По словам Николая Снопкова, сегодня достаточно портовой инфраструктуры, чтобы вывозить всю экспортируемую продукцию. При этом в данном случае на первый план выходят порты России. И если в течение прошлого года белорусская сторона активно прорабатывала маршруты, стоимость перевалки, тарифы, то уже с начала 2023‑го мы «готовы полностью перевозить все и развивать дальше при необходимости». Главный подход не меняется — экономическая эффективность и целесообразность развития портовой инфраструктуры.— То, что на данный момент у нас есть, то, что развиваем, нас устраивает по тарифам и по стоимости, — подчеркнул первый вице‑премьер. — Развивать дальше возможно, если это интересно с экономической точки зрения.
Порт как бизнес‑модель — это прекрасный экономически эффективный продукт. Поэтому будем рассматривать дальше и формировать новые портовые возможности уже белорусского, национального порта со всеми вытекающими возможностями и перспективами.
Логика логистики
О том, как Беларусь диверсифицировала поставки товаров через российские морские порты, журналистам рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Он, в частности, напомнил, что в прошлом году между нашими странами было подписано два базовых соглашения о перевалке белорусских нефтепродуктов и внешнеторговых грузов, в первую очередь калийных, азотных удобрений, продукции металлургии, деревообработки. И сегодня для перевалки белорусских товаров задействовано уже 19 портов Российской Федерации, проинформировал Алексей Авраменко:
— Объемы на 2023 год определены. Определены порты, которые будут задействованы. Главная задача — нарастить эти объемы и посмотреть по качеству, по цене конечной перевалки, будь то калийных удобрений либо нефтепродуктов. Но проблем с организационной точки зрения на российской территории сегодня нет.
Между тем известно, что, например, порты Санкт‑Петербурга значительно дальше Клайпеды. Возникает резонный вопрос о том, как Беларусь компенсирует дополнительные издержки. Министр ответил так:
— Если мы говорим о соглашении по нефтепродуктам, мы нивелировали эту разницу путем того, что Российские железные дороги предоставили 50‑процентную скидку. Это сопоставимая сегодня цена. Если говорим про объемы остальных грузов, мы работаем над тем, чтобы получить скидку на железнодорожные тарифы (и Президент ставил задачу в этой части), чтобы быть конкурентоспособными с теми портами, которые у нас были.
Говоря о намерении Беларуси построить в России свой морской порт, Алексей Авраменко пояснил:
— Речь в первую очередь идет о том, чтобы мы осуществляли его функции как государственного порта. Соответственно, контролировали заход судов и имели гарантированное место, откуда бы могли отправлять белорусские экспортные грузы, а также развивать инфраструктуру за счет привоза импортных грузов. То есть это комплексный вопрос, который еще требует более детального изучения с точки зрения экономики проекта.
Его финансирование Беларусь осуществляет своими силами с привлечением кредитных ресурсов.
— Есть ряд российских банков, которые готовы это кредитовать. Вопрос в том, чтобы получить конечную эффективность от реализации этого проекта, — подчеркнул министр.
Он добавил, что в результате санкционной политики Запада Белорусская железная дорога также вынуждена перестраивать подходы в своей деятельности:
— Если мы говорим о соглашении по нефтепродуктам, мы нивелировали эту разницу путем того, что Российские железные дороги предоставили 50‑процентную скидку. Это сопоставимая сегодня цена. Если говорим про объемы остальных грузов, мы работаем над тем, чтобы получить скидку на железнодорожные тарифы (и Президент ставил задачу в этой части), чтобы быть конкурентоспособными с теми портами, которые у нас были.
Говоря о намерении Беларуси построить в России свой морской порт, Алексей Авраменко пояснил:
— Речь в первую очередь идет о том, чтобы мы осуществляли его функции как государственного порта. Соответственно, контролировали заход судов и имели гарантированное место, откуда бы могли отправлять белорусские экспортные грузы, а также развивать инфраструктуру за счет привоза импортных грузов. То есть это комплексный вопрос, который еще требует более детального изучения с точки зрения экономики проекта.
Его финансирование Беларусь осуществляет своими силами с привлечением кредитных ресурсов.
— Есть ряд российских банков, которые готовы это кредитовать. Вопрос в том, чтобы получить конечную эффективность от реализации этого проекта, — подчеркнул министр.
Он добавил, что в результате санкционной политики Запада Белорусская железная дорога также вынуждена перестраивать подходы в своей деятельности:
— Наращиваем грузоперевозки в Китай. В прошлом году отправили туда 988 контейнерных поездов, перевезли больше миллиона тонн калийных удобрений и другие грузы. Здесь у нас устойчивый, практически кратный рост.
ЦИФРЫ
В прошлом году в Беларуси отремонтировано 800 километров республиканских дорог и почти 1,5 тысячи километров местных автомобильных дорог. Примерно такие же планы у дорожников и на этот год.
konon@sb.by
konoga@sb.by
Фото БЕЛТА
В прошлом году в Беларуси отремонтировано 800 километров республиканских дорог и почти 1,5 тысячи километров местных автомобильных дорог. Примерно такие же планы у дорожников и на этот год.
konon@sb.by
konoga@sb.by
Фото БЕЛТА