«Ты вообще себя в зеркале видела?», «Ну и рожа!» — такие комментарии вдруг стала получать 20-летняя минчанка Кристина К. после того, как решила вести блог в «Инстаграме». Кибербуллинг (интернет-травля) — вот с чем она столкнулась, когда решила, что сможет помочь другим людям принять себя. История Кристины — далеко не частный случай, а лишь подтверждение того, насколько это распространенное явление — травля в сети.
— Сначала все шло нормально, — рассказывает моя собеседница. — Подписывались знакомые, мы активно обсуждали причины робости и стеснительности, прыщей и плохой кожи — это нормальное явление для молодых людей. Я даже представить не могла, что кому-то понадобится портить мне жизнь.
Со временем личный график Кристины начал подчиняться контент-плану профиля в соцсети. Она писала два раза в неделю, разбивая будущие публикации на блоки: питание, тайм-менеджмент, вдохновение и досуг. Постепенно люди стали подписываться. Как результат — 184 новых подписчика за два месяца существования «тихой гавани». Так у девушки не только появилась аудитория, мотивация работать и развивать аккаунт дальше, но и новые друзья, которые объединились против общих проблем.
«Мне говорили, что я ничего из себя не представляю».
Однако приятная и вдохновляющая музыка играла недолго. В апреле к девушке в директ «Инстаграма» написал человек, при этом никак не представляясь (лексика и орфография сохранены):
«Здарова, пачитал, что за бойду ты пишешь. Почему ты до сих пор этим занимаешься? Туфта и никому не нужная инфа. К тому же, фотографии у тебя отвратительные: на твои целлюлитные ноги противно смотреть, да и к тому же рожей ты реально не вышла, соре».
Кристина отреагировала спокойно:
— Просто написала мистеру (или миссис) Инкогнито, что, если мои посты не нравятся, я никого не принуждаю их читать. К тому же в мире действительно много уверенных в себе людей, которым не нужна никакая поддержка.
На этом придирки, казалось бы, закончились. Однако через две недели начали писать уже с других аккаунтов — в сумме их было 14. Оскорбления сыпались не только в личных сообщениях, но и в комментариях. Везде был один контекст — призывы удалить аккаунт, похудеть и искать себе забор, под которым девушка закончит свою «несостоявшуюся» жизнь.
— Меня начали оскорблять и говорить, что я жирная и никогда не смогу найти себе парня, разве что какого-нибудь идиота, потому что тот захочет со мной отношений.
Сначала минчанка старалась не обращать внимания, удаляла хамские комментарии, старалась пообщаться с обидчиками лично. Заходила на их аккаунты, но ни телефона, к которым привязывают профили, ни почты там не оказалось — эти аккаунты удаляли сразу же, как только писались гадости. Кристина спрашивала у знакомых и друзей, но все отрицательно качали головой и пожимали плечами. Думала даже попросить помощи у подписчиков, но решила, что делать это бесполезно, раз аккаунты хулителей удалены.
Потом, видя, что Кристина не прекращает публиковать свои тексты, кибербуллеры утроили свои атаки. Как результат — девушке пришлось удалиться из соцсети.Сейчас у Кристины остался лишь личный профиль, где она делится не мыслями, а снимками котиков, друзей и любимых родителей. Правда, блогерша усомнилась в своей безопасности и сделала аккаунт открытым только для близких друзей.
— Мне стало очень страшно, что непонятные люди придут и сюда, начнут портить мне жизнь и настроение. У меня появилась натуральная паранойя, — призналась студентка.
Чуть позже Кристина заметила, что ее состояние ухудшается. Сомнения в правильности собственных суждений и развившаяся рефлексия в духе «а вдруг они правы?» привели ее к врачам. С психологом она работает с мая и говорит, что терапия ей пока особо не помогает, но девушка надеется, что пройдет время и сетевые обиды забудутся.
* * *
Думается, нелишним будет сказать про ответственность, которую по закону могут понести интернет-обидчики. Если дело зашло очень далеко, следует делать скриншоты переписки с оскорблениями и угрозами и обратиться в милицию. Исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Павел Елисеев напомнил, что умышленное унижение чести и достоинства человека наказывается не только штрафом, но и арестом или ограничением свободы до трех лет.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Чем опасна травля в интернете?
Травля в сети оказывает длительное травмирующее воздействие на психику. Человек становится объектом насмешек и унижений, и нет разницы, в реальной или виртуальной жизни это происходит. Ведь последствия одинаковы: есть вероятность столкнуться с рядом психологических, эмоциональных и физиологических проблем. Например, может наступить депрессивное состояние, когда человек замыкается в себе и отгораживается от социума, оставаясь наедине с личной бедой. Он начинает стыдиться своих увлечений или теряет к ним интерес. Появляются утомляемость, проблемы со сном, головные боли. От навязанного чувства собственной никчемности, от неспособности противостоять анонимным обидчикам недалеко и до суицидальных настроений.
Как себя защитить?
Как бы ни запугивали вас в интернете, первым делом следует обязательно рассказать о ситуации родителям, не бояться поделиться ею с друзьями. Также нужно учиться выстраивать свои собственные границы, отстаивать свою личность и не бояться агрессии.
Важно понимать, что дело не в вас, а в кибербуллере. Это не у вас что-то не в порядке, а у него — и он пытается приподнять собственную самооценку за ваш счет. Не стоит брать на себя решение его психологических проблем. Надо знать, что часто агрессорами становятся люди, которые сами подвергались унижениям. Поэтому у них появляется стремление к превосходству и доминированию в качестве компенсации детских проблем, когда авторитарные родители подавляли ребенка.
Если не получается справиться самому, следует обратиться за помощью к специалистам-психологам. Главное — не оставаться наедине со своими страхами. Нужно методично, последовательно игнорировать сообщения от обидчика. Вероятнее всего, ему надоест общаться с пустотой, поскольку он не получает от жертвы необходимой реакции — страха и тревоги. Он питается вашими эмоциями, так не демонстрируйте их обидчику.
Дарья ГОТОВКО.