Режиссер Владимир Алеников — о своих новых проектах
15.11.2024 10:10:00
Автор фильмов о приключениях Петрова и Васечкина, на которых выросло не одно поколение, снял новый фильм — «Мятежники», который вышел в прокат 14 ноября. В основе — книга Владимира Аленикова и его собственный сценарий.
Герои картины — дети с особенностями развития. Больные морально, физически. От одних отказались родители, других забрали из неблагополучных семей. Интернат — их родной дом, где они живут как одна большая семья. Но принято решение снести здание, чтобы построить на этом прекрасном месте туристический комплекс, директрису (в этой роли — народная артистка России Ольга Волкова) отправить на пенсию, а ребят распределить по разным интернатам. Маленькие «мятежники» встают на защиту своего дома.
История, можно сказать, подлинная. Режиссер ездил в интернаты, слушал ребят, записывал их рассказы. У главной героини есть реальный прототип — Лина Салтыкова, бессменный президент фонда «Дети.мск.ру», руководитель реабилитационного центра «Городок Незнайки» для тяжелобольных детей-сирот.
Владимир Алеников — гость «СОЮЗа».
Владимир Алеников: В своих фильмах я всегда рассказываю истории необычной любви.
— Одну из главных ролей замечательно сыграла Василиса Коростышевская.
— Васе в тот момент было 14, она дочь актрисы Оксаны Коростышевской (которая в «Мятежниках» играет ее маму). У нее уже есть и главная роль в фильме «Мой любимый чемпион».
— И вас видим в эпизоде. Впервые взяли себе роль?
— Нет. В «Приключениях Петрова и Васечкина» я играю шофера-грузина, в «Каникулах Петрова и Васечкина» — француза, даже пою и танцую. В прошлой моей картине «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром» я играл режиссера. А здесь — вальяжный чиновник. Поначалу думал снять в этой роли Александра Рапопорта (он играет в нескольких моих спектаклях и фильмах). Но потом решил отказаться от известных актеров ради ощущения правды и документальности. Исключением стала Ольга Волкова. Я ее давний горячий поклонник. Помню еще со своих студенческих времен в Ленинграде, когда мы бегали в Дом актера на потрясающие капустники, где блистала Волкова... Помню и в спектаклях. Всегда мечтал с ней поработать. Наконец это произошло.
Расскажу, что случилось у нас во время съемок с нашей всеобщей любимицей. Однажды у Волковой был выходной, и она отдыхала в гостинице. Мы в это время снимаем, и вдруг на площадке ко мне подбегает ассистент с перекошенным лицом: «У меня плохие новости: Волкова сломала руку». — «Как?! Боже мой!» — «Но это еще не все...» — «А что еще?» — «А еще она сломала ногу!» Я помчался звонить Ольге Владимировне. «Оля, что случилось?!» И что слышу в ответ? Абсолютно восторженный голос: «Володенька, ты не представляешь, какое счастье!» — «Счастье?! Ты сломала ногу, руку...» — «Да, но я сохранила лицо!» И дальше она снималась в гипсе, хотя вы не увидите никакого гипса на экране.
— В фильмах о Петрове и Васечкине три десятка песен на мои стихи. Не говоря уж о других фильмах. Мои песни пели Караченцов, Шуфутинский, Лолита и многие другие артисты. Скоро выходит диск — около 50 песен, там разные композиторы и исполнители.
— А сколько книг вы написали?
— Ну, на трех полках стоят. Психологические триллеры, авантюрные романы. Книги для детей. Пособие по кинорежиссуре — я постоянно дополняю его новыми главами. Есть книги с моими переводами классиков и моими собственными стихами. В прошлом году в Америке вышла книга о Петрове и Васечкине, об их приключениях в Антарктиде, в Эргонии — стране гигантских муравьев. Этих своих героев я постоянно отправляю в новые путешествия: то они в Африке, то в Колумбии, то в горах Кавказа... К слову, Студия имени Горького приобрела права на серию моих книг об этих героях и планирует снимать фильмы.
— Вам доводилось работать в Беларуси?
— И в советское время, и не так давно. Мы были близки с режиссером Геннадием Полокой (снял фильмы «Республика ШКИД», «Интервенция». — Прим. «СОЮЗа»). Он много работал в Беларуси. Однажды студия «Беларусьфильм» попросила его спасти картину «Его отпуск, или Командировка за свой счет», которая никак не складывалась. Он был занят и попросил меня заняться этой работой. И я приехал. В главной роли был замечательный актер Анатолий Кузнецов (зрители знают его по фильму «Белое солнце пустыни»). Я даже написал ему песню, которую он чудесно спел в этом фильме. Тогда я снял несколько сцен, фильм переозвучивали, монтировали — я провел в Минске несколько месяцев. Было это в 1981 году.
А в 2021-м я снимал в Минске фильм «Небесная команда» — памяти хоккейной команды «Локомотив» из Ярославля, разбившейся в 2011 году в авиакатастрофе. Жуткая, трагическая история. Но фильм не о катастрофе. Во всех своих фильмах, спектаклях, книгах я всегда рассказываю истории необычной любви. Это ведь главная человеческая эмоция. В тот год должны были пожениться шесть пар. Я встречался со всеми невестами, записывал их рассказы, общался с разными людьми, которые близко знали игроков и тренеров. В то время я работал в Ярославле, ставил спектакли в Волковском театре. А в этом городе все любят хоккей, «Локомотив» — их легенда, любимая команда. И мой друг, ярославский предприниматель и меценат Олег Жаров, предложил сделать кино про этих ребят. Я загорелся, написал сценарий. Но президент клуба был против появления этого фильма, нам везде перекрыли дорогу, в том числе и железную. Мы нашли выход: уехали всей съемочной группой в Минск, и все сняли там. Скажу, что у нас была совершенно замечательная белорусская группа. Даже массовка — неизмеримо профессиональнее, интереснее, чем московская. Не говоря уж о многих других работниках группы.
— Что нового ждать от вас в ближайшее время?
— У меня есть сценарий, настоящий триллер — по моему роману «Зеленая зона». Там тоже важная для меня тема: домашнее насилие, мужской сексизм и восстание женщины против этого. И конечно, страстная любовная история. Мечтаю снять фильм.
С композитором Варварой Рогович заканчиваем работу над оперой (я написал либретто) «Прасковья Жемчугова». О крепостной актрисе, ставшей оперной звездой и графиней Шереметевой. Мы давно работаем вместе, Варя писала музыку ко многим моим спектаклям и фильмам.
Светлана Мазурова
sm2004@list.ru
Герои картины — дети с особенностями развития. Больные морально, физически. От одних отказались родители, других забрали из неблагополучных семей. Интернат — их родной дом, где они живут как одна большая семья. Но принято решение снести здание, чтобы построить на этом прекрасном месте туристический комплекс, директрису (в этой роли — народная артистка России Ольга Волкова) отправить на пенсию, а ребят распределить по разным интернатам. Маленькие «мятежники» встают на защиту своего дома.
История, можно сказать, подлинная. Режиссер ездил в интернаты, слушал ребят, записывал их рассказы. У главной героини есть реальный прототип — Лина Салтыкова, бессменный президент фонда «Дети.мск.ру», руководитель реабилитационного центра «Городок Незнайки» для тяжелобольных детей-сирот.
Владимир Алеников — гость «СОЮЗа».
Владимир Алеников: В своих фильмах я всегда рассказываю истории необычной любви.
— Одну из главных ролей замечательно сыграла Василиса Коростышевская.
— Васе в тот момент было 14, она дочь актрисы Оксаны Коростышевской (которая в «Мятежниках» играет ее маму). У нее уже есть и главная роль в фильме «Мой любимый чемпион».
— И вас видим в эпизоде. Впервые взяли себе роль?
— Нет. В «Приключениях Петрова и Васечкина» я играю шофера-грузина, в «Каникулах Петрова и Васечкина» — француза, даже пою и танцую. В прошлой моей картине «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром» я играл режиссера. А здесь — вальяжный чиновник. Поначалу думал снять в этой роли Александра Рапопорта (он играет в нескольких моих спектаклях и фильмах). Но потом решил отказаться от известных актеров ради ощущения правды и документальности. Исключением стала Ольга Волкова. Я ее давний горячий поклонник. Помню еще со своих студенческих времен в Ленинграде, когда мы бегали в Дом актера на потрясающие капустники, где блистала Волкова... Помню и в спектаклях. Всегда мечтал с ней поработать. Наконец это произошло.
Расскажу, что случилось у нас во время съемок с нашей всеобщей любимицей. Однажды у Волковой был выходной, и она отдыхала в гостинице. Мы в это время снимаем, и вдруг на площадке ко мне подбегает ассистент с перекошенным лицом: «У меня плохие новости: Волкова сломала руку». — «Как?! Боже мой!» — «Но это еще не все...» — «А что еще?» — «А еще она сломала ногу!» Я помчался звонить Ольге Владимировне. «Оля, что случилось?!» И что слышу в ответ? Абсолютно восторженный голос: «Володенька, ты не представляешь, какое счастье!» — «Счастье?! Ты сломала ногу, руку...» — «Да, но я сохранила лицо!» И дальше она снималась в гипсе, хотя вы не увидите никакого гипса на экране.
Режиссер и писатель Владимир Алеников, автор лент о приключениях Петрова и Васечкина, снял фильм «Мятежники». Герои картины — дети с особенностями развития— В финале фильма звучит песня «Поезд» на ваши стихи. Думаю, не многим известно, что вы еще и песни пишете.
— В фильмах о Петрове и Васечкине три десятка песен на мои стихи. Не говоря уж о других фильмах. Мои песни пели Караченцов, Шуфутинский, Лолита и многие другие артисты. Скоро выходит диск — около 50 песен, там разные композиторы и исполнители.
— А сколько книг вы написали?
— Ну, на трех полках стоят. Психологические триллеры, авантюрные романы. Книги для детей. Пособие по кинорежиссуре — я постоянно дополняю его новыми главами. Есть книги с моими переводами классиков и моими собственными стихами. В прошлом году в Америке вышла книга о Петрове и Васечкине, об их приключениях в Антарктиде, в Эргонии — стране гигантских муравьев. Этих своих героев я постоянно отправляю в новые путешествия: то они в Африке, то в Колумбии, то в горах Кавказа... К слову, Студия имени Горького приобрела права на серию моих книг об этих героях и планирует снимать фильмы.
— Вам доводилось работать в Беларуси?
— И в советское время, и не так давно. Мы были близки с режиссером Геннадием Полокой (снял фильмы «Республика ШКИД», «Интервенция». — Прим. «СОЮЗа»). Он много работал в Беларуси. Однажды студия «Беларусьфильм» попросила его спасти картину «Его отпуск, или Командировка за свой счет», которая никак не складывалась. Он был занят и попросил меня заняться этой работой. И я приехал. В главной роли был замечательный актер Анатолий Кузнецов (зрители знают его по фильму «Белое солнце пустыни»). Я даже написал ему песню, которую он чудесно спел в этом фильме. Тогда я снял несколько сцен, фильм переозвучивали, монтировали — я провел в Минске несколько месяцев. Было это в 1981 году.
А в 2021-м я снимал в Минске фильм «Небесная команда» — памяти хоккейной команды «Локомотив» из Ярославля, разбившейся в 2011 году в авиакатастрофе. Жуткая, трагическая история. Но фильм не о катастрофе. Во всех своих фильмах, спектаклях, книгах я всегда рассказываю истории необычной любви. Это ведь главная человеческая эмоция. В тот год должны были пожениться шесть пар. Я встречался со всеми невестами, записывал их рассказы, общался с разными людьми, которые близко знали игроков и тренеров. В то время я работал в Ярославле, ставил спектакли в Волковском театре. А в этом городе все любят хоккей, «Локомотив» — их легенда, любимая команда. И мой друг, ярославский предприниматель и меценат Олег Жаров, предложил сделать кино про этих ребят. Я загорелся, написал сценарий. Но президент клуба был против появления этого фильма, нам везде перекрыли дорогу, в том числе и железную. Мы нашли выход: уехали всей съемочной группой в Минск, и все сняли там. Скажу, что у нас была совершенно замечательная белорусская группа. Даже массовка — неизмеримо профессиональнее, интереснее, чем московская. Не говоря уж о многих других работниках группы.
— Что нового ждать от вас в ближайшее время?
— У меня есть сценарий, настоящий триллер — по моему роману «Зеленая зона». Там тоже важная для меня тема: домашнее насилие, мужской сексизм и восстание женщины против этого. И конечно, страстная любовная история. Мечтаю снять фильм.
С композитором Варварой Рогович заканчиваем работу над оперой (я написал либретто) «Прасковья Жемчугова». О крепостной актрисе, ставшей оперной звездой и графиней Шереметевой. Мы давно работаем вместе, Варя писала музыку ко многим моим спектаклям и фильмам.
Светлана Мазурова
sm2004@list.ru