А. Косинец: Инновационное образование — главный ресурс конкурентоспособной экономики государства
30.10.2007
С заместителем Премьер–министра Александром Косинцем беседует первый проректор РИВШ, заместитель главного редактора журнала «Вышэйшая школа» Валентина Дынич.
— Действительно, в моем докладе Главе государства говорилось о развитии инновационного образования в Республике Беларусь. Почему обсуждалась именно эта тема? Как известно, Президентом в качестве одной из актуальных и приоритетных задач социально–экономического развития страны объявлен переход на инновационный путь развития. Указом Президента от 26 марта 2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы.
Инновационный путь развития предусматривает такую организацию социально–экономических отношений в обществе, которая обеспечивает прирост общественного богатства и рост благосостояния его членов за счет постоянного повышения продуктивности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом главным ресурсом признается интеллектуальный ресурс, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики — инновационная политика государства, инновационная деятельность хозяйствующих субъектов и членов общества.
Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационным процессом с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций.
Подготовка кадров для обеспечения инновационных процессов осуществляется главным образом системами высшего и дополнительного (последипломного) профессионального образования. Именно о состоянии этих систем и шла речь в докладе. Главой государства обращено внимание на то, что необходимость инновационных преобразований должна быть понятна всем слоям общества. Инновации должны быть обоснованы, экономически и социально востребованы. Подготовка к их введению — системной и тщательной, а механизм внедрения должен предполагать наличие обратной связи, позволяющей вносить своевременные и необходимые коррективы.
В настоящее время в вузах страны отсутствует программа подготовки кадров в области инновационной деятельности. Необходима разработка Национальной программы инновационного образования Республики Беларусь. Переход государства на инновационный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания. Президент поручил провести у него в ближайшее время совещание по данному вопросу.
— Но система образования — достаточно консервативная сфера деятельности. Как только возникают предложения о новшествах в этой области, они неизменно вызывают значительный социальный резонанс. Обязательно звучат возражения — от добра добра не ищут. Насколько необходимо инициирование — извините за тавтологию — новых новшеств (либо инноваций) в сфере образования на текущем этапе?
— Давайте сначала разберемся с терминологией. Как известно, обоснованность использования того или иного понятия — основа для конструктивного анализа явления и обязательное условие для взаимопонимания и согласования точек зрения.
В литературе различают понятия «новшество», или «новое средство» (они считаются синонимами), и «инновация» (нововведение, англ. innovation). Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — это комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества с целью повышения уровня жизни и благосостояния людей. Другими словами, инновационный процесс — это последовательное проведение работ по преобразованию новшества в продукцию (услугу) и введение ее на рынок для коммерческого применения.
Насколько обосновано развитие инновационного образования в Республике Беларусь? Зачем оно и к каким результатам должно привести?
Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что в последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденций». К их числу относятся:
— новое качество образования
— массовый характер и непрерывность;
— значимость как для конкретного человека, так и для общества в целом;
— ориентация личности на активное освоение способов познавательной деятельности; — создание условий для самораскрытия личности;
— адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям общества.
Общим для всех тенденций является акцентация на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Однако реализация этой установки возможна при принципиально ином — нежели существующем — типе обучения.
В настоящее время различают два типа образования: «поддерживающее» и «инновационное».
«Поддерживающее» образование — процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, его сохранение и наследование. Традиционным является занятие с группой студентов, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, их воспроизведение, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер и может в лучшем случае обеспечить преемственность социокультурного опыта, а не развитие и трансформацию.
Инновационное образование — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует стремление у будущих специалистов внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику и т.д. с целью создания нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя и, как результат — улучшение качества жизни. Такой тип образования формирует также ориентацию студентов на проблемные ситуации, возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом. Ставится задача не просто усваивать предлагаемый преподавателем (программой, учебником) материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
В практике учебных заведений Беларуси по–прежнему преобладает «поддерживающий» тип обучения. С моей точки зрения, имеющийся разрыв, несоответствие между социальным заказом на воспитание специалиста для инновационно развивающейся экономики и существующей системой образования (потребности общества превышают возможности действующего образования) — основная причина неумения личности прогнозировать ситуацию, ориентироваться в условиях, допускающих принципиальную неопределенность. Общество часто бывает не готово прогнозировать и своевременно отзываться на возникающие проблемы — экономические, энергетические, экологические, социальные и т.д., то есть «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Таким образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к методологии его построения, но и к отдельным социально–экономическим значимым результатам. Именно поэтому формирование модели инновационного образования и ее внедрение — обязательное условие для решения задачи перехода белорусского общества на инновационный путь развития.
В этой связи необходимо превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем (проблемная ориентация образовательного процесса).
Я хочу подчеркнуть: сказанное не означает, что в сфере образования в настоящее время вообще отсутствуют инновации либо возможности для их практической реализации. Ведутся эксперименты по эффективному применению новых образовательных технологий в обучении, в том числе и информационных; закреплена законодательно и нормативно двухступенчатая система высшего образования, структурно соответствующая мировым стандартам; проводится эксперимент по поиску эффективных форм организации повышения квалификации и переподготовки специалистов для реального сектора экономики.
Социальная и экономическая целесообразность — основной аргумент развития в Республике Беларусь инновационного образования.
— Сравнивая два типа образования и отмечая их принципиальное различие, легко предвидеть реакцию представителей педагогического сообщества. Потребуются глубокая реорганизация учебно–воспитательного процесса и изменение психологии преподавателя. Внедрение инноваций часто ведет к конфликтам в коллективах.
Что в первую очередь необходимо сделать для того, чтобы сформировать у преподавателя компетенции, позволяющие решить задачу обеспечения специалистами инновационно развивающуюся экономику? Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать преподаватель, чтобы обеспечить инновационное образование?
— Формирование новой модели образования невозможно без инновационно мыслящего преподавателя. Педагог выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества и одновременно его творца и модификатора в процессе внедрения.
С моей точки зрения, есть несколько препятствий к введению инновационного образования, которые непосредственно связаны с личностью преподавателя, его профессиональными качествами. Первое из них — степень знания проблем реального сектора экономики. Как правило, у многих преподавателей отсутствует опыт работы на производстве. Если учесть, что только от 4 до 17 процентов преподавателей работали до поступления на преподавательскую должность (в медицинских, сельскохозяйственных, некоторых технических вузах этот показатель составляет 42 — 63 процента), получали навыки именно в области своей профессиональной деятельности, и сделать поправку на срок давности полученных практических знаний и навыков, то вполне можно говорить о существовании второй проблемы — проблемы профессиональных компетенций преподавателя. Положение усугубляется слабыми связями образовательного процесса с производством. Едва ли нормальной можно считать ситуацию, когда из 53 ректоров лишь 6 входят в состав коллегий отраслевых министерств, концернов, комитетов (их у нас в стране 40), соответственно участвуют в обсуждении проблем отрасли. Понятно, что в этих условиях слабое взаимодействие преподавателей и специалистов, работающих в реальном секторе экономики, вполне объяснимо. Результат: противоречие между устаревшим, слабо связанным с производством (в широком смысле этого слова) содержанием учебных курсов и дисциплин и требованиями современной практики по освоению новых технологий. В реальном секторе экономики перманентно меняются «правила игры» (изменяются технологические решения, инфраструктура отраслей и предприятий и т.д.), в то время как в образовании сохраняется накопительно–консервативная модель формирования содержания учебных дисциплин.
Наряду с консерватизмом в образовании должна быть мобильность. Все быстро меняется в ХХI столетии. Сколько новых достижений! Переходим к нанотехнологиям, очень серьезные прорывы в космосе, в электронике и т.д. Да, фундаментальные знания были, есть и будут основополагающими, но важно, чтобы они давали эффект, приводили к прикладным исследованиям.
Микроэкономику (конкретный субъект — предприятие, либо рынок отдельного товара), макроэкономику (экономическая деятельность всех участников в рамках государства) сегодня надо рассматривать в контексте мегаэкономики. Это означает: учитывать мировые достижения и тенденции развития; видеть, что делают другие государства; знать, какой у них конкурентоспособный продукт, чтобы создать свой аналогичный или более качественный, который был бы востребован на мировом рынке; обеспечивать импортозамещение. А работать сегодня на склад уже просто недопустимо.
Следовательно, образование должно быть проблемно– и практикоориентированным.
Как уже отмечалось, переход на инновационную модель образования предполагает принципиально иную организацию учебного процесса. В настоящее время профессорско–преподавательский состав на 90 — 95% передает студентам готовую сумму знаний. А студенты должны еще учиться и сами, но их нужно этому научить. Основная функция преподавателя — поставить перед ними задачу, дать необходимые консультации. Оценить способность самостоятельно добывать необходимые для решения знания в лабораториях, библиотеках, в том числе медийных, на производственной практике. Сделать так, чтобы 50% объема знаний студенты получали самостоятельно и 50%, опираясь на помощь и методический опыт преподавателя. Но способен ли преподаватель таким образом организовать работу студентов? Владеет ли он современными образовательными технологиями? Отсутствие у преподавателей психолого–педагогической подготовки — третье препятствие, затрудняющее развитие инновационного образования.
Профессорско–преподавательский состав практически всех высших учебных заведений Республики Беларусь, за исключением педагогических, а это около 90%, не имеет педагогического образования. Окончив вуз, аспирантуру, докторантуру, став доцентом, профессором, преподаватель вуза эмпирически, подражая своим учителям, ведет занятия, читает лекции, внедряя ту методологию, которую перенял у своего учителя. Но есть психология, педагогика. Это отдельные науки. Сегодня необходимо решать вопрос о педагогической подготовке профессорско–преподавательского состава. Такая подготовка требует значительного времени и средств. Но хотя бы курсы повышения квалификации по педагогике, психологии следует провести в каждом вузе. Независимо от специальности преподаватель должен освоить методологию преподавания, включающую организационный, воспитательный и контролирующий блоки. Четвертое. Преподавание в высшей школе по–прежнему носит дисциплинарный характер. Это касается всех дисциплин: гуманитарных, фундаментальных, профессиональных, специальных. Инновационное образование предусматривает обязательность междисциплинарных связей, чтобы не было разорванности в полученных знаниях, чтобы они были системными и востребованными.
В научном и педагогическом сообществе модно говорить о междисциплинарности. Часто повторяемый тезис о том, что наиболее значимые для развития науки и общества результаты можно получить при изучении явлений на стыке разных областей знаний, производит настолько магическое действие, что пути реализации идеи междисциплинарности в образовательной практике представляются само собой разумеющимися. Однако достаточно ознакомиться с учебными планами и программами, насчитывающими до сотни дисциплин, чтобы убедиться в обратном.
Упомяну еще одно важное препятствие, не последнее ни по значимости, ни по счету. Развитие инновационного образования предполагает тесное взаимодействие научного и образовательного компонента в подготовке специалистов. Образование должно носить и исследовательский характер. Это возможно, если учебный процесс обеспечивают преподаватели, занимающиеся научными исследованиями в приоритетных для белорусской науки областях. Необходимо обеспечить тесную связь вузов с отраслевыми НИИ, Национальной академией наук, совместно решая проблемы продовольственной безопасности, энергобезопасности, экологической безопасности, развития промышленности, здравоохранения, строительства и т.д.
Таким образом, среди первоочередных задач по развитию инновационного образования в Республике Беларусь — формирование у преподавателей компетенций, позволяющих обеспечить подготовку кадров для инновационной экономики. Предстоит усилить психолого–педагогическую и методическую подготовку преподавательского состава, создать механизм для привлечения преподавателей к решению производственных и научных задач, обучать их навыкам проектного мышления и междисциплинарного синтеза.
Необходимо разработать систему повышения квалификации профессорско–преподавательского состава таким образом, чтобы преподаватель реально видел и знал социальные и экономические проблемы нашего государства. Одним из критериев оценки профессионализма преподавателя должно стать знание проблем отраслей, предприятий, организаций. Работая преподавателем на общепрофессиональных и специальных кафедрах, нужно быть и высококвалифицированным — в соответствии с полученным дипломом об окончании вуза — специалистом, постоянно совершенствуя свои навыки и умения.
Профессорско–преподавательский состав — это кадры высшей научной квалификации, имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, владеют научной методологией, могут вести анализ и синтез и, зная фундаментальные основы, современные достижения науки, способны и должны добиться больших результатов в решении социально–экономических задач и проблем.
Труд профессорско–преподавательского состава сложный. Это со стороны кажется, что все просто и легко. Говоря о качествах, которыми должен обладать преподаватель, я уже сказал, что он должен быть высококвалифицированным специалистом, ученым, великолепным педагогом–психологом, воспитателем, организатором. К нему приходят молодые люди, которые входят в жизнь. Ему надо вести занятия, бывать в общежитиях, решать порой и сложные личные проблемы студентов. Он несет ответственность перед государством и родителями за то, чтобы молодой человек стал личностью. Профессорско–преподавательский состав участвует в формировании человеческого капитала. Социальная сфера является ключевой в любом государстве. Именно она определяет уровень социально–экономического развития, так как формирует человеческий капитал: здоровье, образование, навыки и умения, от которого прямо пропорционально зависит конкурентоспособность экономики. Надо думать и об омоложении профессорско–преподавательского состава. Эта проблема сегодня стоит достаточно остро. Речь, понятно, идет о мягкой смене поколений и преемственности. Необходимо создавать условия для привлечения в науку молодежи. Труд преподавателей должен достойно оплачиваться и быть престижным. Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 450 с 1 января 2008 г. существенно увеличены доплаты за ученые степени и звания.
— Однако трудно ожидать, что ситуация изменится «изнутри». Представители педагогического сообщества, мировоззрение которых и методические пристрастия сформировались в действующей традиции, лишь за небольшим исключением под действием внутренних мотиваций решатся на серьезную модернизацию содержания образовательных областей, еще меньшее их число обладает необходимым для этого ресурсом. Реакция на предлагаемые изменения в области структурирования и содержания цикла социально–гуманитарных наук — в ее основе достаточно жесткое сопротивление попыткам построить междисциплинарный курс — хорошая иллюстрация к утверждаемому тезису. Каким образом может быть изменена ситуация?
— В первую очередь это должна сделать система повышения квалификации и переподготовки.
В системе повышения квалификации и переподготовки кадров ежегодно проходит обучение более 500 тысяч работников по 5 тысячам специальностей и профессий. Наиболее развитыми являются системы повышения квалификации и переподготовки кадров министерств образования, здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и др. Однако нельзя не видеть целый ряд недостатков, которые характерны для системы повышения квалификации:
— низкий уровень реагирования на изменение внешних социально–экономических условий и прогресса в науке и технологиях;
— явное превалирование фундаментального знания над практикоориентированным;
— избыточный консерватизм в организации учебного процесса;
— отсутствие научно обоснованной системы требований к периодичности, продолжительности и целям повышения квалификации;
— слабая взаимосвязь учреждений повышения квалификации и переподготовки с реальным сектором экономики и — особо подчеркну — с учреждениями образования, обеспечивающими подготовку специалистов.
Для отечественного образования характерно отдельное, методологически и организационно обособленное функционирование систем профессионального (высшего) и дополнительного профессионального (последипломного) образования.
Сегодня 18 министерств имеют университеты и наряду с ними — институты повышения квалификации, академии последипломной подготовки. Одни учат, другие на следующем этапе переучивают и переподготавливают. Почему нет связи? Почему этот процесс происходит не под одной крышей?
Могут ли в этих условиях руководители учреждений, подготовивших специалистов, учитывать опыт, получаемый выпускниками после распределения? Отслеживать, насколько востребованы знания, полученные в учреждениях образования, обеспечивающих подготовку специалистов? С учетом практики формировать модель специалиста и на этой основе разрабатывать учебно–методическую документацию? И совсем сложный вопрос: есть ли возможность в современных условиях оценивать труд преподавателя по результатам работы и востребованности его воспитанников?
Если бы молодой специалист, отработав в течение 3 — 5 лет, приезжал на повышение квалификации в родной университет, он бы информировал своих учителей, с какими трудностями столкнулся в практической деятельности, какие знания, полученные в вузе, оказались невостребованными. После анкетирования, в процессе общения с выпускниками совет вуза принимал бы решение о внесении изменений в учебные планы, программы. Разве это не способствовало бы улучшению качества подготовки специалистов на до– и постдипломном уровнях, повышению квалификации профессорско–преподавательского состава?
Ректор, профессорско–преподавательский состав должны с момента первого вхождения студента под своды высшего учебного заведения прослеживать судьбу специалиста, обучая его не на всю жизнь, а через всю жизнь.
Необходимо рассмотреть вопросы объединения или присоединения к университетам институтов, академий последипломного образования, чтобы обеспечить обратную связь.
— Преподаватель — ключевая фигура образовательного процесса. Однако результат этого процесса — подготовка специалиста для инновационной экономики — зависит и от эффективности функционирования всей системы. Каково ваше мнение о современном состоянии высшей школы? Каким должно быть инновационное образование, чтобы обеспечить необходимый уровень подготавливаемого специалиста?
— Система образования Беларуси впитала в себя лучшие традиции, которые были заложены советской системой образования. Эти традиции не утеряны, наоборот, по многим позициям преумножены. Судите сами: на сегодняшний день в республике на 10 тысяч населения приходится 400 студентов. Это один из лучших показателей в Европе. Он говорит об интеллектуальном развитии нации.
Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, необходимо совершенствовать его качество. Качество образования определяется не только профессионализмом профессорско–преподавательского состава, но и профессиональной ориентацией студентов; материально–технической базой высшего учреждения образования; инфраструктурой управления; системой контроля качества знаний.
В образовании технократического общества духовность и профессионализм разорваны, в инновационном образовании человек — природа — общество — предприятие — учреждение — это единое целое. Мы с первого курса должны воспитывать будущего специалиста таким образом, чтобы он видел себя в реальном секторе экономики. Чтобы ставил перед собой цель: «Я сделаю лучше, я хочу, чтобы продукт, услуга, которые производятся сегодня, завтра были более конкурентоспособными». А мы по–прежнему видим диплом, но не специалиста. Что следует из этого постулата? Поступают абитуриенты, сдают экзамены, становятся студентами. И в течение пяти лет — это показывают и социологические исследования — крайне мало бывают на предприятиях. Исключение составляют лишь некоторые высшие учебные заведения. В частности, более тесной является эта связь в здравоохранении, в сельском хозяйстве, по отдельным техническим специальностям. Да и здесь ее следует укреплять с практикой.
Глубоко убежден, что обеспечение высокого профессионального уровня специалиста является производным от эффективной профориентационной работы. Необходимо усилить профориентационную работу в школах: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем оплаты и условиями работы в различных сферах деятельности, приглашать для этого специалистов–практиков с предприятий и организаций. Важно с первого курса вовлекать студентов в решение задач практической деятельности в конкретной профессиональной сфере. С первого года обучение должно вестись так, чтобы будущий специалист понимал, каким образом его предстоящая профессиональная деятельность будет связана с развитием отрасли, в которой он будет работать. В настоящее время введение в специальность часто носит формальный, затеоретизированный характер. Министерство образования делает все возможное, чтобы устранить этот недостаток. Но, к сожалению, часто приходится слышать от заказчиков: «Окончите вуз, придете на производство, научитесь». Отраслевые министерства должны в корне перестроить свое отношение к системе образования.
Студенту, будущему инженеру, еще на первом курсе при введении в специальность надо показать (если это, например, машиностроение), как осуществляется сборка автомобиля; что представляет собой труд мастера, начальника цеха, главного инженера, руководителя предприятия.
Экономическое образование. Будущий специалист должен знать менеджмент, банковское дело, таможенное дело; он должен освоить экономику промышленности, сельского хозяйства и т.д., в зависимости от того, какую специальность получает. Но для этого, кроме теоретической, нужна и хорошая практическая подготовка.
Будущий учитель — с первого курса должен получать практические навыки и умения работы в школе. «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Получается обратное. Два–три раза за время учебы побыл в школе. В результате после получения диплома молодого специалиста приходится переучивать.
Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас — «не о том мечтали».
Ежегодно из–за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию. Период адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте длится от 1 года до 3 лет. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей.
Следует обратить внимание на повышение качества и эффективности учебных и производственных практик за счет максимального обеспечения студентов современными рабочими местами, привлекая к руководству практикой опытных, инициативных преподавателей со стороны вузов и специалистов со стороны предприятий.
У выпускников вузов должны быть сформированы компетенции гражданственности и патриотизма. В обсуждаемом контексте это означает воспитание потребности в решении социально значимых проектов, в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики.
К сожалению, существующая практика выполнения дипломных работ мало способствует решению этой задачи. Итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен и защиту дипломного проекта или дипломной работы. Их основное предназначение — определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально–профессиональных задач. Однако лишь 1.607 дипломных проектов (работ) из 38.508 выполненных в 2007 году нашли практическое применение в экономике и социальной сфере.
Необходимо усилить практикоориентированность выполняемых работ путем увеличения их количества по заявкам предприятий и организаций. Следует шире привлекать к руководству дипломными проектами (работами) и их рецензированию специалистов–практиков. Важно использовать в дипломном проектировании современное производственное оборудование и инновационные технологии предприятий и организаций, филиалов выпускающих кафедр вузов на производстве.
Необходимо учесть и еще две особенности отечественного образования.
Первая — большое количество обучающихся на платной основе. В настоящее время в 53 высших учебных заведениях страны (43 государственных и 10 негосударственных) обучается порядка 400 тысяч студентов, из них 39% — за счет средств республиканского бюджета. На условиях оплаты обучается 243 тысячи студентов: в государственных вузах — 185 тысяч, в частных вузах — 58 тысяч. Более правильно сказать: 243 тысячи студентов частично оплачивают свое обучение. Оплата составляет около 60% стоимости подготовки специалистов. За последние 4 года она снизилась с 95,5% до 58,4%. Сегодня стоимость подготовки специалиста за счет средств бюджета на дневной форме получения высшего образования за вычетом стипендий и трансфертов составляет: 2.512–776=1.736 долларов США в год, стоимость платного обучения — 1.014 долларов США; средние специальные учебные заведения: 2.066–566=1.500 долларов США в год, платного обучения — 638 соответственно. Вообще, вопрос оплаты обучения — чрезвычайно важный, если учесть существенно возросшую нагрузку на материально–техническую базу учреждений образования.
Вторая — большое количество обучающихся заочно. Из 198,6 тысячи студентов–заочников (50% от общего числа) порядка 40 тысяч (25%) обучаются за счет средств бюджета, продолжая учебу по избранной специальности, 159 тысяч — на условиях оплаты (высшее образование — 452 доллара США в год и среднее специальное — 245 долларов США). У значительной части из них отсутствует связь с практикой, производством, а следовательно, трудно ожидать высокого качества подготовки.
О материально–технической базе вузов. Многое сделано в нашем государстве с 1994 года для укрепления материально–технической базы учреждений образования, но очень много предстоит еще и сделать. Главой государства поручено строительство современных новых комплексов, студенческих городков, в которых будут созданы комфортные условия для жизни и учебы. Практически во всех вузах страны ведутся строительство, реконструкция, капитальные и текущие ремонты учебных корпусов и общежитий, правда, не так быстро и качественно, как хотелось бы. Требует укрепления спортивная база, база досуга и отдыха. Пристального внимания заслуживает здоровье студентов.
Необходимо решить еще одну задачу. Лабораторное оборудование, на котором идет подготовка кадров, во многих вузах морально отстает почти на 30 и более лет от того оборудования, на котором будет работать будущий специалист на производстве. Учим летать на «кукурузнике», на заводе — МиГ–25, а в небе уже — МиГ–35... В одночасье приобрести в каждый вуз новое современное учебно–лабораторное оборудование невозможно. Для этого необходимы огромные средства. Выход один — размещение на базе наиболее передовых предпр