В чем преимущества энергонасыщенного трактора
16.09.2014 20:35:00
Полноприводный внедорожник Андрея Коктыша выглядит миниатюрной игрушкой по сравнению с новой машиной, которая уже полгода проходит испытания в его хозяйстве. Вместе с директором ОАО «17 сентября» Несвижского района мы едем параллельным курсом с «Беларусом-3022В», который тащит по полю тяжеленный восьмикорпусный плуг.
— Первый импортный энергонасыщенный трактор поступил к нам в 2005 году по государственной программе, — вспоминает Андрей Генрихович. — И Беларусь тогда взяла правильное направление, приняв решение заместить зарубежную технику на свою. Будущее — за энергонасыщенными машинами. Государство требует от нас результат. А с учетом применяемых в современном сельском хозяйстве технологий его можно добиться только на такой мощной технике.
«Беларус–3022В» — уже четвертый энергонасыщенный трактор в хозяйстве. Такой же, 300-сильный, но с немецким двигателем, уже показал свои плюсы и минусы. Теперь получили на полевые испытания машину, на которой — силовая установка разработки Минского моторного завода.
— Полгода уже на нем, — к разговору подключается машинист-тракторист Владимир Тимошенко, — наработка — более 600 моточасов. Да, были мелкие неполадки. Но считаю, что для такой машины это не вопросы. В поле она хороша: на склонах тянет, двигатель работает ровно...
Доверить мощную дорогостоящую технику парню в 27 лет — ответственный шаг для любого руководителя.
— У молодых другая закалка, — объясняет директор. — Тем, кому сейчас под 50, трудно переходить на автоматизированное управление: когда они начинали, была только механика, никакой электроники. А чтобы работать на новых машинах, надо как минимум разбираться, что пишет бортовой компьютер: можно ли устранить ошибку самому или надо ехать на сервис?
Один энергонасыщенный трактор заменяет хозяйству 2 — 3 среднего класса. Но и ответственность у того, кто на нем работает, вырастает в разы: если что–то будет сделано неправильно, то проблемы возникнут на больших посевных площадях. Плюс техника сложная, требует высокой дисциплины в обслуживании, бережного отношения — здесь включается уже человеческий фактор. Да, требования к водителям энергонасыщенных тракторов высоки, но взамен хозяйство готово платить хорошие деньги: в горячую страду механизаторы могут делать выработку до 1 млн. рублей в день!
Когда сидишь в кабине нового «Беларуса» в окружении дисплеев, понимаешь, как далеко продвинулся Минский тракторный завод. Долгое время он ассоциировался с легендарными рабочими лошадками МТЗ-80 и МТЗ-82. В 2000-х предприятие расширило производственную линейку, шагнув из среднего в тяжелый тяговый класс.
О планах предприятия рассказывает директор Минского тракторного завода Федор Домотенко:
— Ставим перед собой задачу выйти на выпуск машин мощностью 400 — 450 л.с. и выше. Плюс маркетологи обратились с просьбой доработать малогабаритные тракторы на 30 — 50 л.с. с учетом требований стран Юго-Восточной Азии: считают, что такие машины будут востребованы этим рынком.
В ОАО «МТЗ» прекрасно отдают себе отчет в том, на каком жестком конкурентном поле энергонасыщенные тракторы белорусского производства должны демонстрировать свои преимущества перед импортной техникой. Ключевые рынки для такого экспортно–ориентированного предприятия — Россия и Казахстан. И здесь завод готов исполнять все требования клиента и по его желанию поставлять энергонасыщенные тракторы либо с немецкими, либо с белорусскими силовыми установками.
— Не стоим на месте и ищем ниши, где можем представить новые модели. Понятно, что все любят МТЗ-80. Но мы хотим, чтобы наши энергонасыщенные тракторы потребители полюбили также, — говорит Федор Александрович.
В инженерном портфеле ОАО «МТЗ» еще несколько перспективных моделей. На стадии испытаний тракторы с электромеханической трансмиссией (коробкой-автоматом на основе электромашин) и комбинированной топливной установкой (двигатели будут запускаться на дизеле, а потом работать на смеси из газ-дизельного топлива). Последняя разработка, так же как и работа над «Беларусом-3022В», ведется в кооперации с Минским моторным заводом.
Его директор Николай Лобач признается: освоение 300-сильного мотора минской марки давалось нелегко. В 2005 году, когда начинали программу импортозамещения по энергонасыщенной технике, сначала разрабатывали двигатель 250 л.с., потом 280-сильный. «В 300-сильном учли все «грехи» и сделали так, чтобы двигатель был максимально устойчив, надежен и долговечен. С 2010 года на тракторах с такими двигателями общая наработка составила 4 тысячи часов. Серьезных замечаний нет, причем и от россиян».
И на этом останавливаться Минский моторный не собирается. Завод установил английское оборудование для испытаний мощных двигателей, которые установят на комбайны и большегрузные самосвалы. На очереди запуск своего высокоточного литейного производства в Столбцах, что позволит отказаться от некоторых импортных узлов в белорусских моторах.
— Первый импортный энергонасыщенный трактор поступил к нам в 2005 году по государственной программе, — вспоминает Андрей Генрихович. — И Беларусь тогда взяла правильное направление, приняв решение заместить зарубежную технику на свою. Будущее — за энергонасыщенными машинами. Государство требует от нас результат. А с учетом применяемых в современном сельском хозяйстве технологий его можно добиться только на такой мощной технике.
«Беларус–3022В» — уже четвертый энергонасыщенный трактор в хозяйстве. Такой же, 300-сильный, но с немецким двигателем, уже показал свои плюсы и минусы. Теперь получили на полевые испытания машину, на которой — силовая установка разработки Минского моторного завода.
— Полгода уже на нем, — к разговору подключается машинист-тракторист Владимир Тимошенко, — наработка — более 600 моточасов. Да, были мелкие неполадки. Но считаю, что для такой машины это не вопросы. В поле она хороша: на склонах тянет, двигатель работает ровно...
Доверить мощную дорогостоящую технику парню в 27 лет — ответственный шаг для любого руководителя.
— У молодых другая закалка, — объясняет директор. — Тем, кому сейчас под 50, трудно переходить на автоматизированное управление: когда они начинали, была только механика, никакой электроники. А чтобы работать на новых машинах, надо как минимум разбираться, что пишет бортовой компьютер: можно ли устранить ошибку самому или надо ехать на сервис?
Один энергонасыщенный трактор заменяет хозяйству 2 — 3 среднего класса. Но и ответственность у того, кто на нем работает, вырастает в разы: если что–то будет сделано неправильно, то проблемы возникнут на больших посевных площадях. Плюс техника сложная, требует высокой дисциплины в обслуживании, бережного отношения — здесь включается уже человеческий фактор. Да, требования к водителям энергонасыщенных тракторов высоки, но взамен хозяйство готово платить хорошие деньги: в горячую страду механизаторы могут делать выработку до 1 млн. рублей в день!
Когда сидишь в кабине нового «Беларуса» в окружении дисплеев, понимаешь, как далеко продвинулся Минский тракторный завод. Долгое время он ассоциировался с легендарными рабочими лошадками МТЗ-80 и МТЗ-82. В 2000-х предприятие расширило производственную линейку, шагнув из среднего в тяжелый тяговый класс.
О планах предприятия рассказывает директор Минского тракторного завода Федор Домотенко:
— Ставим перед собой задачу выйти на выпуск машин мощностью 400 — 450 л.с. и выше. Плюс маркетологи обратились с просьбой доработать малогабаритные тракторы на 30 — 50 л.с. с учетом требований стран Юго-Восточной Азии: считают, что такие машины будут востребованы этим рынком.
В ОАО «МТЗ» прекрасно отдают себе отчет в том, на каком жестком конкурентном поле энергонасыщенные тракторы белорусского производства должны демонстрировать свои преимущества перед импортной техникой. Ключевые рынки для такого экспортно–ориентированного предприятия — Россия и Казахстан. И здесь завод готов исполнять все требования клиента и по его желанию поставлять энергонасыщенные тракторы либо с немецкими, либо с белорусскими силовыми установками.
— Не стоим на месте и ищем ниши, где можем представить новые модели. Понятно, что все любят МТЗ-80. Но мы хотим, чтобы наши энергонасыщенные тракторы потребители полюбили также, — говорит Федор Александрович.
В инженерном портфеле ОАО «МТЗ» еще несколько перспективных моделей. На стадии испытаний тракторы с электромеханической трансмиссией (коробкой-автоматом на основе электромашин) и комбинированной топливной установкой (двигатели будут запускаться на дизеле, а потом работать на смеси из газ-дизельного топлива). Последняя разработка, так же как и работа над «Беларусом-3022В», ведется в кооперации с Минским моторным заводом.
Его директор Николай Лобач признается: освоение 300-сильного мотора минской марки давалось нелегко. В 2005 году, когда начинали программу импортозамещения по энергонасыщенной технике, сначала разрабатывали двигатель 250 л.с., потом 280-сильный. «В 300-сильном учли все «грехи» и сделали так, чтобы двигатель был максимально устойчив, надежен и долговечен. С 2010 года на тракторах с такими двигателями общая наработка составила 4 тысячи часов. Серьезных замечаний нет, причем и от россиян».
И на этом останавливаться Минский моторный не собирается. Завод установил английское оборудование для испытаний мощных двигателей, которые установят на комбайны и большегрузные самосвалы. На очереди запуск своего высокоточного литейного производства в Столбцах, что позволит отказаться от некоторых импортных узлов в белорусских моторах.
v3282726@yandex.by
Фото Александра РУЖЕЧКА.
Советская Белоруссия №177 (24558). Среда, 17 сентября 2014.