В Брестской области создан первый в Беларуси продуктово-ремесленный кластер
17.04.2022 11:27:00
«Усадьба» уже сообщала, что фермеры, ремесленники, хозяева агроусадеб Кобринского и прилегающих к нему районов — Малоритского, Жабинковского, Пружанского, Березовского, Дрогичинского и Каменецкого — объединились с целью создания бренда своего региона и уникальных местных продуктов. Поэтому и придумано такое название — «Наваколле». То, что рядом, и то, что свое.
Инициатива «Кластерная модель «Наваколле»: создаем и продвигаем местную, натуральную и крафтовую продукцию» больше года. За это время участники проекта многому научились на тренингах и сплотились. Ведь сильные деловые связи формируются не в светских беседах, а когда мы с другими людьми вовлечены во что-то общее и важное. Это самый эффективный нетворкинг, как принято сейчас называть объединение вокруг себя круга полезных людей, профессионалов в своем деле.
Чтобы местное стало известным на всю страну, бренд «Наваколле» продвигают на фестивалях, выставках. Первая презентация состоялась на кулинарном фесте «Мотальскія прысмакі». Дважды «навакольцы» побывали на самых популярных сезонных ярмарках «Чароўны млын», где радовали изделиями собственного производства: имбирными пряниками, экоснеками, сырами, мылом, свечами, фигурками из гипса, фиточаями, крем-медом, черной керамикой и другими хендмейд изделиями.
Некоторые итоги подвел недавний промотур по пилотному маршруту «Вандроўкi па Наваколлю», где была представлена модель кластера и его участники. Бизнес-тренер и партнер проекта Илья Давыдов, известный в Беларуси креатор, автор одной из самых успешных площадок по созданию и реализации сувенирной продукции, поделился впечатлениями:
— Год мы обучали, помогали, направляли и побуждали объединяться и совместно продвигать свой регион ремесленников, фермеров, производителей натуральных крафтовых продуктов. Итогом кропотливой работы стало создание первого в Беларуси продуктово-ремесленного кластера «Наваколле». Очень приятно быть тренером, партнером и другом таких замечательных людей. Проект скоро закончится, но работа продолжится.
Для председателя правления БОО «Отдых в деревне» и координатора инициативы Валерии Клицуновой это не первая внедряемая кластерная модель:
— «Наваколле» — уже узнаваемый бренд. Это авторские изделия, объединяющие в себе традиционные ремесла и новые художественные образы, фермерские продукты, произведенные с заботой об окружающей среде, соединяющие их креативные программы для туристов. За время реализации инициативы удалось сделать многое: найти и объединить ремесленников, производителей продуктов, хозяев агроусадеб, представителей турфирм. Главными критериями при отборе участников были экологичность их продукции, ее локальность, традиционность и крафтовость.
Среди «навакольцев» есть настоящие звезды и начинающие звездочки. Так, производители крем-меда «Мроя» Наталья и Антон Лимаренко создают необыкновенное лакомство с разными вкусами, TROMZA Ceramics и Наталья Грицко изготавливают черную керамику, Ольга Данилюк — броши ручной работы, Ольга Осмоловская создала свой бренд натуральной косметики Irmera, Лариса и Александр Быцко из агроусадьбы «Стулы» известны своими театральными программами, хозяева усадьбы «Польскі маёнтак» презентуют интерактивную кузницу и первый в нашей стране деревенский хостел. И это только малая часть большой команды!
Производители крем-меда «Мроя» Наталья и Антон Лимаренко.
Участники промотура посетили лишь некоторые объекты будущего маршрута: кобринскую агроусадьбу «Студинка» и пружанскую «Стулы», магазин «Фермер», каменецкую усадьбу «Польскі маёнтак». На таком маршруте сельский турист, безусловно, будет вкусно накормлен, эмоционально подпитан и вдохновлен увиденным.
Впереди — обучение на практике эффективному взаимодействию и партнерству, настройка каналов продаж, совместное позиционирование и многое другое. Все в руках самих участников кластера. Объединились они как нельзя вовремя: вместе легче преодолевать современные вызовы.
Для участников самое чувствительное — продажа экологичного и крафтового. На всякий продукт в магазине необходим документ о том, что он безопасен. Но на каждый килограмм домашнего сыра, масла или колбасы получать сертификат хозяевам накладно.
Хозяйка агроусадьбы «Студинка» (инициатива зародилась именно здесь) Елена Новик и ее кулинарные шедевры в представлении не нуждаются. Из Кобрина к ней едут просто пообедать и захватить рулетов-паштетов, пельменей-вареников, колбас-голубцов с собой, чтобы не возиться в течение недели на кухне, но вместе с тем есть домашнюю пищу. Здесь все свежайшее, с пылу с жару русской печи, из собственных продуктов. Формат поставки — сегодня на сегодня. Хотите гуся, индюка, утку или курицу — заказывайте и забирайте в один день. Готовят в «Студинке» и банкетные блюда. Елена Леонидовна вспомнила забавный случай:
— Однажды к нам приехали две свахи в поисках оригинального свадебного меню. Вначале сомневались, расспрашивали с пристрастием, но я предложила продегустировать блюда (у нас всегда в запасе небольшое количество съестных «хитов»). После нескольких кусочков посетительницы выдали залог: «Мы, конечно, слышали, что у вас вкусно готовят, но не думали, что настолько».
— Мы имеем право продавать кулинарию у себя на усадьбе — люди приехали, попробовали и купили, а в магазине без документов продукция вне закона. Можем продать, предположим, партию говядины проверенной, свинины или птицы. Все тушки также проверяем в лаборатории, прежде чем разделывать их на фарш или еще что-то. Но готовые продукты поставлять куда-то в торговлю не можем.
У «Польскага маёнтка» свой турпродукт. В 2014 году здесь открылся уникальный музей-кузня. Муж владелицы усадьбы Татьяны Сергей Пискун изготавливает предметы быта и сувениры. Основой экспозиции стали старинные вещи жителей деревень Каменецкого района. К примеру, собрана впечатляющая коллекция жерновов. Разработаны многочисленные рецепты фиточаев: «Асалода», «Жаночы пачастунак», «Осенний», «Антистресс» и другие. Все можно попробовать и в буквальном смысле прикоснуться к истории — старинным полотнам. Гости без подсказки и не определят, из чего и в какой технике они сотканы. Распознать ткань, к примеру, из крапивы или конопли современникам сложно.
Для туристов, которые приезжают впервые, Татьяна Исаева обычно проводит экскурсию по деревне. И рассказывает красивую легенду происхождения ее названия. Будто бы дочь Витовта, белокурая красавица-княжна выходила замуж, и весь ее путь был устлан выбеленными льняными рушниками. Так и стали деревню называть Белая.
А по ходу экскурсии гостей ждут натянутые между деревьев гамаки со специальной сеткой от насекомых. «Природная спальня» предназначена для релакса горожан.
Дальше путь лежит в пружанскую усадьбу «Стулы». Хозяйка Лариса Быцко — единственный официально прописанный в деревне Стойлы житель. Она-то и хранит память о своих односельчанах. Самый известный из них — народный мастер Николай Тарасюк, которого называют белорусским Пиросмани. За свою жизнь умелец создал более 30 тысяч деревянных человечков. Они (которые не перекочевали в частные коллекции) и живут теперь в Стойлах, выполняя извечную крестьянскую работу, — из человечков можно составлять целые сценки сельского быта и труда. В батлейке Ларисы и Александра Быцко куклы другие, но у спектакля вся та же народная основа.
Маршрут, согласитесь, интересный и очень насыщенный. Турист сам отдаст предпочтение тому, что захочет увидеть и на что потратить деньги. Взаимодействие между участниками кластера отрабатывается.
klimovich@sb.by
Инициатива «Кластерная модель «Наваколле»: создаем и продвигаем местную, натуральную и крафтовую продукцию» больше года. За это время участники проекта многому научились на тренингах и сплотились. Ведь сильные деловые связи формируются не в светских беседах, а когда мы с другими людьми вовлечены во что-то общее и важное. Это самый эффективный нетворкинг, как принято сейчас называть объединение вокруг себя круга полезных людей, профессионалов в своем деле.
Чтобы местное стало известным на всю страну, бренд «Наваколле» продвигают на фестивалях, выставках. Первая презентация состоялась на кулинарном фесте «Мотальскія прысмакі». Дважды «навакольцы» побывали на самых популярных сезонных ярмарках «Чароўны млын», где радовали изделиями собственного производства: имбирными пряниками, экоснеками, сырами, мылом, свечами, фигурками из гипса, фиточаями, крем-медом, черной керамикой и другими хендмейд изделиями.
Некоторые итоги подвел недавний промотур по пилотному маршруту «Вандроўкi па Наваколлю», где была представлена модель кластера и его участники. Бизнес-тренер и партнер проекта Илья Давыдов, известный в Беларуси креатор, автор одной из самых успешных площадок по созданию и реализации сувенирной продукции, поделился впечатлениями:
— Год мы обучали, помогали, направляли и побуждали объединяться и совместно продвигать свой регион ремесленников, фермеров, производителей натуральных крафтовых продуктов. Итогом кропотливой работы стало создание первого в Беларуси продуктово-ремесленного кластера «Наваколле». Очень приятно быть тренером, партнером и другом таких замечательных людей. Проект скоро закончится, но работа продолжится.
Для председателя правления БОО «Отдых в деревне» и координатора инициативы Валерии Клицуновой это не первая внедряемая кластерная модель:
— «Наваколле» — уже узнаваемый бренд. Это авторские изделия, объединяющие в себе традиционные ремесла и новые художественные образы, фермерские продукты, произведенные с заботой об окружающей среде, соединяющие их креативные программы для туристов. За время реализации инициативы удалось сделать многое: найти и объединить ремесленников, производителей продуктов, хозяев агроусадеб, представителей турфирм. Главными критериями при отборе участников были экологичность их продукции, ее локальность, традиционность и крафтовость.
Среди «навакольцев» есть настоящие звезды и начинающие звездочки. Так, производители крем-меда «Мроя» Наталья и Антон Лимаренко создают необыкновенное лакомство с разными вкусами, TROMZA Ceramics и Наталья Грицко изготавливают черную керамику, Ольга Данилюк — броши ручной работы, Ольга Осмоловская создала свой бренд натуральной косметики Irmera, Лариса и Александр Быцко из агроусадьбы «Стулы» известны своими театральными программами, хозяева усадьбы «Польскі маёнтак» презентуют интерактивную кузницу и первый в нашей стране деревенский хостел. И это только малая часть большой команды!
Участники промотура посетили лишь некоторые объекты будущего маршрута: кобринскую агроусадьбу «Студинка» и пружанскую «Стулы», магазин «Фермер», каменецкую усадьбу «Польскі маёнтак». На таком маршруте сельский турист, безусловно, будет вкусно накормлен, эмоционально подпитан и вдохновлен увиденным.
Впереди — обучение на практике эффективному взаимодействию и партнерству, настройка каналов продаж, совместное позиционирование и многое другое. Все в руках самих участников кластера. Объединились они как нельзя вовремя: вместе легче преодолевать современные вызовы.
Для участников самое чувствительное — продажа экологичного и крафтового. На всякий продукт в магазине необходим документ о том, что он безопасен. Но на каждый килограмм домашнего сыра, масла или колбасы получать сертификат хозяевам накладно.
Хозяйка агроусадьбы «Студинка» (инициатива зародилась именно здесь) Елена Новик и ее кулинарные шедевры в представлении не нуждаются. Из Кобрина к ней едут просто пообедать и захватить рулетов-паштетов, пельменей-вареников, колбас-голубцов с собой, чтобы не возиться в течение недели на кухне, но вместе с тем есть домашнюю пищу. Здесь все свежайшее, с пылу с жару русской печи, из собственных продуктов. Формат поставки — сегодня на сегодня. Хотите гуся, индюка, утку или курицу — заказывайте и забирайте в один день. Готовят в «Студинке» и банкетные блюда. Елена Леонидовна вспомнила забавный случай:
— Однажды к нам приехали две свахи в поисках оригинального свадебного меню. Вначале сомневались, расспрашивали с пристрастием, но я предложила продегустировать блюда (у нас всегда в запасе небольшое количество съестных «хитов»). После нескольких кусочков посетительницы выдали залог: «Мы, конечно, слышали, что у вас вкусно готовят, но не думали, что настолько».
— Мы имеем право продавать кулинарию у себя на усадьбе — люди приехали, попробовали и купили, а в магазине без документов продукция вне закона. Можем продать, предположим, партию говядины проверенной, свинины или птицы. Все тушки также проверяем в лаборатории, прежде чем разделывать их на фарш или еще что-то. Но готовые продукты поставлять куда-то в торговлю не можем.
У «Польскага маёнтка» свой турпродукт. В 2014 году здесь открылся уникальный музей-кузня. Муж владелицы усадьбы Татьяны Сергей Пискун изготавливает предметы быта и сувениры. Основой экспозиции стали старинные вещи жителей деревень Каменецкого района. К примеру, собрана впечатляющая коллекция жерновов. Разработаны многочисленные рецепты фиточаев: «Асалода», «Жаночы пачастунак», «Осенний», «Антистресс» и другие. Все можно попробовать и в буквальном смысле прикоснуться к истории — старинным полотнам. Гости без подсказки и не определят, из чего и в какой технике они сотканы. Распознать ткань, к примеру, из крапивы или конопли современникам сложно.
Для туристов, которые приезжают впервые, Татьяна Исаева обычно проводит экскурсию по деревне. И рассказывает красивую легенду происхождения ее названия. Будто бы дочь Витовта, белокурая красавица-княжна выходила замуж, и весь ее путь был устлан выбеленными льняными рушниками. Так и стали деревню называть Белая.
А по ходу экскурсии гостей ждут натянутые между деревьев гамаки со специальной сеткой от насекомых. «Природная спальня» предназначена для релакса горожан.
Дальше путь лежит в пружанскую усадьбу «Стулы». Хозяйка Лариса Быцко — единственный официально прописанный в деревне Стойлы житель. Она-то и хранит память о своих односельчанах. Самый известный из них — народный мастер Николай Тарасюк, которого называют белорусским Пиросмани. За свою жизнь умелец создал более 30 тысяч деревянных человечков. Они (которые не перекочевали в частные коллекции) и живут теперь в Стойлах, выполняя извечную крестьянскую работу, — из человечков можно составлять целые сценки сельского быта и труда. В батлейке Ларисы и Александра Быцко куклы другие, но у спектакля вся та же народная основа.
Маршрут, согласитесь, интересный и очень насыщенный. Турист сам отдаст предпочтение тому, что захочет увидеть и на что потратить деньги. Взаимодействие между участниками кластера отрабатывается.
klimovich@sb.by