«Это просто ужас!» – жители агрогородка Бенякони в шоке от происшествия на границе
04.08.2021 17:38:00
Уже при въезде в агрогородок Бенякони понятно, что попадаешь в приграничную зону. Еще до встречи с пограничным инспектором нельзя не заметить, что правая полоса дороги занята припаркованными фурами, которые ждут своей очереди, чтобы проехать границу. И несмотря на то, что местные жители повидали много ситуаций, связанных с границей, произошедшее для них – шок.
Встречаем возле сельского исполкома его председателя Тадеуша Тупко. Он всю жизнь живет около границы. Говорит, что мигрантов в агрогородке не видели.
– Они не идут через нас сейчас. Когда-то они тут шли, но их ловили. Шли грузины, абхазцы. Но иракцев никогда не было. Не знаю, почему они сейчас пошли такой численностью. Но все местные жители предупреждены о том, что их появление возможно.
Тупко говорит, что в агрогородке сформированы две дружины из местных жителей. В основном в их состав входят трактористы, комбайнеры.
– У всех у них есть мобильные телефоны и номера, по которым нужно звонить, если увидят что-то подозрительное. У нас были даже случаи, когда дружинников награждали за оказанную пограничникам помощь.
Тупко уверяет, что местные жители не волнуются из-за мигрантов, которые идут в Литву.
– Наши люди живут здесь давно, никто ничего и никого уже не боится. Пусть боятся те, кто к нам идет. У нас оперативно работает милиция, пограничники, всегда начеку наша дружина. И я, со своей стороны, сделаю все возможное, чтобы в моем агрогородке люди чувствовали себя безопасно.
Председатель местного исполкома в целом озабочен сложившейся ситуацией в приграничье и не может понять, почему литовская сторона усердно тормозит процесс оформления фур, которые стоят как на въезде в Бенякони, так и на выезде, и тянутся до пункта пропуска. Предполагает, что это так называемая итальянская забастовка с их стороны.
– Конечно, хотелось бы, чтобы их оформление с литовской стороны происходило оперативнее. Потому что из-за этих верениц машин случаются ДТП. В прошлом году, например, здесь погиб человек, которого сбила машина.
В местном магазине местные жители не слышали о происшествии. На кассе в спокойном режиме пробиваются крупы и хлеб. Продавщицы машут руками – да какие мигранты, мы их не видим. Ответить журналистам соглашается только Галина Жих, местная жительница, которая уже успела прочитать новость о смерти мигранта:
– Знаете, я обыватель, но чисто по-человечески... Ну разве можно избивать людей? Там же и детей, и женщин пинали. Это непозволительно, это против человечности.
Дом семьи Ивановых – крайний от границы. Елена Ивановна Иванова демонстрирует нам свои цветы, которыми усажен весь двор, рассказывает о том, как из окна, когда пьет кофе, видит, как гуляют косули. О происшествии с мигрантом она слышит от нас впервые.
– Знаете, это просто ужас, и это скажет любой человек.
Елена Ивановна вспоминает, как в начале 90-х мигранты ходили тут толпами. Теперь, говорит она, граница здесь очень сильная.
– Люди во всем мире сошли с ума. Ну что, они другие люди, что ли? Надо мирно договариваться. Мы же люди, не собаки. Все эти распри, наговоры – это лишнее. Надо разговаривать и договариваться.
Наталья Метелица, первый секретарь Вороновского районного комитета общественного объединения БРСМ, говорит, что ситуацию уже обсуждают даже в Вороново (12 километров от поселка Бенякони).
– Это случилось совсем недалеко от нас. И я никогда не могла представить, что такое вообще возможно. Кто, за что его избил? Считаю, что это недопустимо. Все люди достойны уважения. Эта ситуация показывает полное отсутствие гуманизма.
Наталья обратила внимание на то, что в нашей стране любой человек, который чувствует себя плохо, может обратиться за медицинской помощью. Неважно, мигрант он или постоянно живет в Беларуси. И ему эту помощь окажут.
– Поэтому что конкретно произошло с погибшим, для меня пока непонятно. Но я уверена, что в итоге все будет расследовано. И тот, кто виновен, понесет за содеянное заслуженное наказание.
КОМПЕТЕНТНО
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности, уверен, что в ситуации нужно тщательно разбираться.
– Такие факты не должны оставаться без внимания. Считаю, что нужно не просто провести расследование, а привлечь международных экспертов. Потому что налицо нарушение международных прав. Такие вещи недопустимы.
МНЕНИЕ
Аналитик и директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов уверен, что то, что произошло с мигрантом на литовской границе – закономерный результат действий литовского правительства.
- То, что произошло, является следствием разрешения, которое было дано литовским пограничникам – применять силу и даже огнестрельное оружие против беженцев. Это означает, что в любой момент такая же участь может ожидать других мигрантов.
Шевцов считает, что этот инцидент обязательно вызовет разного рода последствия. Какие – предсказать пока сложно.
- Но известно, что насилие всегда вызывает ответное насилие. Не знаю, какой будет дальше сценарий. Сейчас многое зависит от того, как сегодня себя поведет литовское руководство.
Эксперт напомнил о том, что вчера заместитель министра внутренних дел Литвы Арнольдас Абрамавичюс подписал документ, согласно которому лица, умышленно пытающиеся пересечь линию границы в запрещенных местах, должны рассматриваться как совершающие преступное действие. Там также сказано, что литовские пограничники могут применить силу в отношении мигрантов.
- Но они не давали приказа убивать людей. Они отдавали приказ на применение насилия, – комментирует Шевцов.
К тому же, говорит Шевцов, беженцы, которые идут в Литву, конечной целью своего маршрута видят не Литву, а Германию:
- И получается, что вот таким бесчеловечным образом Германия защищает свои границы – руками литовских пограничников.
Эксперт обращает внимание на то, что мигранты, которые перебираются в Европу, хорошо осведомлены о европейском законодательстве, которое построено на том, что человек, подавший прошение на получение статуса беженца, имеет право на рассмотрение его заявления согласно всем юридическим процедурам, а не будет избит или покалечен.
- То, с чем они столкнулись в Литве, – это беспрецедентно в Европе. Нигде беженцы не лишены прав настолько, как это происходит в Литве.