Уже через несколько лет населению страны придется платить полную стоимость жилищно–коммунальных услуг. Это неизбежность, которую предстоит принять. Однако при этом цена и качество услуг должны соответствовать. Это стало лейтмотивом состоявшейся итоговой коллегии Министерства ЖКХ.
— Мы не должны оставить население наедине с повышением тарифов на жилищно–коммунальные услуги, — напутствовал коллег министр Александр Терехов. — Наше с вами плечо для потребителей — это сдерживание затрат и разработка механизма соцзащиты путем предоставления безналичных жилищных субсидий. Мы даем сигнал людям, что повышение уровня возмещения затрат на услуги ЖКХ будет происходить не только за счет роста тарифов, но и за счет снижения аппетита обслуживающих и энергоснабжающих организаций. Главным для нас в 2016 году должен стать потребитель!
И как сказал министр, многое уже сделано. С 1 января 2015 года отрасль перешла на планово–расчетные цены для эксплуатирующих жилье организаций, которые впервые формировались не от затрат, а с учетом жестких энергосберегающих нормативов. В итоге, даже несмотря на рост цен, отрасль не только не попросила из бюджета ни одного дополнительного рубля, но еще и сэкономила 1,5 триллиона бюджетных субсидий, которых в итоге понадобилось меньше.
К сожалению, констатировал Александр Терехов, сэкономленные средства не пошли на модернизацию котельных, капремонт, замену сетей. Облисполкомы потратили их на другие цели. Хотя инвестиции в ЖКХ, энергоэффективность окупаются сторицей. Работать по директивным планово–расчетным ценам отрасль будет и в нынешнем году. В числе ключевых показателей на 2016 год: 15–процентное снижение затрат на оказание услуг (факт 2015 года — 10,7%), снижение технологических потерь воды и тепловой энергии до минимальных 12% и сокращение жалоб потребителей. Количество работников отрасли уже уменьшилось на 4,5 тысячи человек, или 2,9%. Доля административно–управленческого персонала ужата с 9,2% до 8,4%. Оптимизация численности дала 500 миллиардов рублей экономии за год. И эта тенденция сохранится.
Капитально отремонтируют 2,3 миллиона квадратных метров жилья. Основная цель — сокращение сроков. «Недопустимо проводить капремонт дома от полугода до полутора», — расставлял акценты Александр Терехов. Ведь цель министерства: к 2020 году увеличить объемы капремонта в полтора раза — до 3,6 миллиона квадратных метров в год. Это реально при нынешнем весьма урезанном составе работ. Новые лифты можно будет приобретать в лизинг на приемлемых условиях, чтобы ускорить их замену. Еще одна важнейшая задача: стопроцентное обеспечение населения страны качественной питьевой водой. Но главной в этом вопросе будет экономика. «Где нецелесообразно строить станцию обезжелезивания, надо доставлять людям питьевую бутилированную воду», — еще одно резюме министра.
Однако самая амбициозная задача — нулевое захоронение твердых бытовых отходов и внедрение 100–процентного раздельного сбора вторсырья в 2016 — 2020 годах. Причем министр рассчитывает, что ЖКХ будет извлекать 100% вторсырья из мусора уже к 2017 году. Для этого в каждом областном городе построят и достроят мусороперерабатывающие заводы. А население должно полностью отказаться от мусопроводов. Министерство ЖКХ готовит для этого соответствующие стимулы.
Реформы предстоят непростые, потому и потребителям, и, главное, работникам ЖКХ надо быть взаимно вежливыми. «Нам предстоит выстроить партнерские отношения с людьми, завоевать их доверие. Для сотрудничества с населением мы должны использовать не только традиционный арсенал разъяснительной работы — телефонные «горячие линии», выступления в СМИ, — но и Фейсбук, и Твиттер. Руководитель ЖКХ должен первым узнавать о проблеме в том или ином регионе. А граждане смогут получать информацию из первых уст. Нынешний год министр ЖКХ желает видеть годом культуры взаимоотношений с потребителем. С этой целью в отрасли появится кодекс поведения работника ЖКХ.
aelita@sb.by
Советская Белоруссия № 11 (24893). Четверг, 21 января 2016