Глава российской художественной гимнастики Ирина Винер–Усманова — женщина властная и строгая, но для своих подопечных — добрая мамочка. В этом они очень похожи с нашей Ириной Лепарской, которая тоже за своих девчат всегда горой. Впрочем, речь не о них, а о девочках–тростиночках — прекрасных юных дамах, которые в 19 лет вынуждены прощаться со спортом.
Кудрявцеву считают не самой талантливой девочкой в художественной гимнастике со времен Алины Кабаевой. Она переписывала на себя один рекорд за другим, сумев стать самой молодой гимнасткой, получившей звание абсолютной чемпионки мира (в 15–летнем возрасте). До этого лучшими были Кабаева и Елена Карпухина, побеждавшие в 16 лет. Два последних года она выигрывала все соревнования, не отдавая соперницам (в том числе и своей главной конкурентке — подруге по команде Маргарите Мамун) ни одной золотой медали чемпионатов мира и Европы: мяч, булава, лента, многоборье — равных ей не было ни в одном из упражнений. С таким багажом Кудрявцева и отправилась на Игры в Рио.
Когда юная фаворитка в последний день Олимпиады допустила на ковре досадную ошибку в упражнении с булавами, зал ахнул! В головах зрителей тут же зашуршали переворачиваемые страницы памяти. Перед глазами встал 2000 год, Игры в Сиднее. Будучи точно такой же общепризнанной фавориткой и показав в финале лучшие результаты в упражнениях со скакалкой, мячом и лентой, Алина Кабаева совершила грубую ошибку в выступлении с обручем (он выкатился за пределы ковра) и в итоге заняла третье место. А выиграла Юлия Барсукова, которую из–за отбрасываемой чемпионской тени Алины даже и видно–то особо не было.
Кабаева, правда, своего добилась. Спустя четыре года в Афинах Алина себе никаких выкрутасов не позволяла, и золотая олимпийская медаль логично нашла свое место на ее очаровательной шее. Так же должно было случиться и с Кудрявцевой, но... После первой операции она вернулась на ковер в марте. В ступне гимнастки полностью раскрошилась ладьевидная кость, начался некроз тканей, и врачи собирались взять косточку из бедра, чтобы заменить ей ту, что раскрошилась. Но потом решили, что можно попробовать столь сложных манипуляций избежать: хорошенько вычистили раскрошившиеся кусочки, заново перешили связки, и фаворитка вернулась на ковер. Оказалось — ненадолго... Правда, сама спортсменка шанс на возвращение себе все же оставила, наперекор тренеру заявив:
— Пока врачи мне предоставили отдых, и я не собиралась проводить его на костылях. Хотелось нормально отдохнуть, и мой отпуск продолжается! А о том, завершать карьеру или нет, пока не думала. Все зависит от операции. Если после нее можно будет выступать, то останусь в спорте. Даже если придется терпеть.
Сытый тигр, что кошка
— Мы стали чемпионами — это самое главное, но мы в неоплатном долгу перед нашими болельщиками. Лично для меня прошлая осень без еврокубков — это период безвременья. Очередной сезон мы отнесем к победному, но также и к неудачному, потому что все проблемы только в нас. Команда должна быть хищником и должна забирать свое. К сожалению, у нас чувство и желание побед притупились.
Председатель правления БАТЭ Анатолий Капский в нынешнем сезоне делал много заявлений. Для болельщиков сезон без еврокубков, которые раньше регулярно дарил нам БАТЭ, тоже стал временем тоски и мрака. Но нам проще, потому что для тех, кто смотрит со стороны, футбол — это всего лишь зрелище. Способ развлечься на досуге. А для Капского и БАТЭ еврокубки — это еще и хлеб. Причем реальная часть бюджета, которую можно наполнить и чувствовать себя в завтрашнем дне гораздо увереннее.
На уходящей неделе групповой турнир Лиги чемпионов завершился, и команды, принимавшие в нем участие, стали подсчитывать барыши или, как говорил старик Паниковский, «делить наши деньги». Чтобы понять, что и сколько потерял БАТЭ, возьмем для сравнения футбольный клуб «Ростов», в котором на заметных ролях был лучший футболист Беларуси этого сезона Тимофей Калачев. Ростовчане заняли в своей группе третье место и продолжат борьбу в плей–офф Лиги Европы. Так вот, в сезоне–2016/17 «Ростов» в Лиге чемпионов заработал ни много ни мало — 15,2 миллиона евро! За попадание в групповой этап турнира ростовчане получили 12,7 миллиона евро плюс к этому клуб обогатился на 1,5 миллиона евро за победу над мюнхенской «Баварией» и 1 миллион евро за две ничьи с голландским ПСВ.
Сумма впечатляющая. Футболистам БАТЭ остается только кусать себе локти и с досадой вспоминать лето, упущенные возможности и поединки с «Дандолком», которому так обидно уступили. Впрочем, здесь нам самое время вернуться к тому самому «хищнику», инстинкт которого, по словам Анатолия Капского, игроки БАТЭ подрастеряли. Чтобы хоть отчасти вернуть его (а хищник должен быть голодным — это главный атрибут его агрессивности), руководству клуба пришлось пойти на непопулярные меры: часть игроков клуб покинули по ходу чемпионата, часть, надо полагать, покинет в ходе межсезонья, а остальным урезали зарплаты. Капский в одном из интервью по этому поводу высказался так:
— Это никакая не сенсация. Не надо выдавать ее за секрет Полишинеля. Сразу обозначу: никто и никого не наказывал. В контрактах всех наших футболистов прописаны пункты по части невыполнения спортивных задач и возможных последствий. Снижение зарплаты на 30 процентов в случае непопадания в осеннюю стадию еврокубков значилось среди них. И да, игроки с тренерами прекрасно знали об этом. Соответствующий пункт контракта можно было активировать или нет. Мы ввиду недавних событий решили пойти на этот шаг. Уточню: все сделано в рамках закона, а также норм ФИФА и УЕФА.
Больше — не значит лучше
— Совершенно ясно, что все эти форматы (40 или 48 команд) могут быть реализованы на чемпионате мира в рамках 32 дней, с тем же количеством стадионов, как и сейчас — 12. Это означает, что нет никакого дополнительного обременения для команд. Нет недостатков и для клубов, потому что на календарь это никаким образом не влияет, зато дает большой потенциал для развития футбола, потому как еще несколько сборных будут участвовать в финальной части мирового первенства.
Будь я Шуриком из известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а президент ФИФА Джанни Инфантино управдомом Буншей, то в ответ на его реплику об увеличении команд в финальной части чемпионата мира вполне можно было бы сказать: «Когда вы говорите, Иван Васильевич, такое впечатление, что вы бредите». Классический формат, когда в финальную часть первенства мира отбирались 24 сильнейшие сборные, и без того уже увеличили до 32 команд. Уровень футбола и накал страстей это решение отнюдь не увеличили. А уж если раздуть турнир до 48 участников, то и не чемпионат мира будет, а, извините, черт–те что.
Инфантино уже давно оседлал конька, на котором раньше во всю прыть скакал Мишель Платини, увеличивая число участников чемпионата Европы и Лиги чемпионов почти до бесконечности. Есть у Инфантино и еще одна идея, которую впустил в футбольную жизнь Европы тот же Платини, и ее швейцарец тоже планирует предложить Совету ФИФА, который проходит в Цюрихе в эти дни. А именно: «Рассмотреть возможность проведения чемпионата мира не в одной или двух странах, а в целом регионе, что позволило бы сразу нескольким государствам удостоиться чести принять у себя турнир и извлечь из этого прибыль».
Интересно, помогут ли эти новации (если, конечно, они будут воплощены в жизнь) отобраться на планетарный форум сборной Беларуси? И многих ли в таком случае заинтересует встреча чемпионата мира, в которой лицом к лицу сойдутся команды Беларуси и Буркина–Фасо?
s_kanashyts@sb.by
Советская Белоруссия № 238 (25120). Суббота, 10 декабря 2016