Собака — враг футболиста?
Когда вспоминаю свою дворовую футбольную площадку по улице Могилевская, что за 16–м домом, волосы дыбом встают. Еще бы, ведь футбольного поля у нас, естественно, не было. Играли мы на песчаной площадке, которая имела довольно большой угол наклона. Ворота футбольные также отсутствовали. Одна команда атаковала на трансформаторную будку, где коричневой краской была вырисована рамка, а соперники старались запихнуть мяч в детскую лестницу–дугу, которая служила вторыми воротами. Причем эти ужасные условия нас не останавливали. Мы играли круглыми сутками, даже проводили свои чемпионаты мира. Покупали майки, рисовали фломастерами номера и играли, кто за сборную Бразилии, кто за Италию. Вот только, к счастью, закончились те времена, когда на таких полях можно было оттачивать свое футбольное мастерство. Закончились. Все, они остались в СССР. Сейчас благодаря государственной политике дети имеют возможность заниматься любимым видом спорта на самом настоящем футбольном поле. В настоящей форме и качественными мячами. Смотришь на них и завидуешь. Скорее даже не завидуешь, а радуешься. Но. Всегда есть пресловутое «но».
В редакцию «СБ» обратился житель одного из домов по улице Бурдейного. Валерий Шинкевич всерьез озабочен судьбой одного футбольного стадиона, расположенного возле его дома. «У нас тут огромная территория, на которой мог бы быть прекрасный спортивный объект. А вместо этого все заросло бурьяном, о стадионе попросту все забыли. В основном тут выгуливают собак», — примерно такими были первые слова Валерия Павловича. Верилось, естественно, в это с трудом. «Приезжайте и посмотрите», — напоследок выпалил местный житель. Приехали, посмотрели и сильно удивились. Поле на самом деле не стриглось, судя по всему, давно. А на стадионе и впрямь выгуливают псов. В футбол, кстати, во время нашего визита также играли, только не на основном поле, а на треугольном вытоптанном куске. Странно, ведь целый стадион рядом. И никого нет. Играйте, кто ж мешает? «А тут невозможно играть, — в один голос заговорили местные мальчишки. — Во–первых, трава по колено. Ее косят, но только после зимы. Она моментально отрастает. А во–вторых, тут постоянно выгуливают собак, которые на поле гадят... Лучше уж мы на маленьком побегаем».
Помимо собак, по футбольному полю ходят... прохожие. Все поле истоптано вдоль и поперек. Кстати, некогда на этом стадионе каждый желающий мог полноценно заняться тем или иным видом спорта. Были баскетбольные щиты с кольцами, турники, брусья. Вдоль поля были вкопаны автомобильные колеса для прыжков. Многое сохранилось и по сей день, правда, за исключением колец — их утащили в неизвестном направлении. Брусья и турники давным–давно согнуты, а колеса, как, собственно, и футбольное поле, обросли травой. «Была, кстати, и волейбольная площадка, — рассказали местные жители, некогда учившиеся в соседней 8–й школе. — Вокруг всего стадиона стояла ограда, которая просто исчезла. Во время уроков физкультуры мы занимались на этом стадионе. Некогда тут была яма с песком, куда все прыгали. Были асфальтированные дорожки, по которым можно было бегать. Часто очень проходили футбольные матчи дом на дом. Это было самое людное место в районе. А сейчас тут и появляться страшно. Фонари вечером не работают, на стадионе собирается молодежь, которая только и делает, что пьет. Да и бегать по вечерам вряд ли кто станет. Асфальта давно уж как нет, зато стекла битого сколько угодно».
Чтобы во всем разобраться и прояснить судьбу стадиона, «СБ» обратилась в администрацию Фрунзенского района. Кстати, директор ФОЦ Фрунзенского района Виталий Кравцов в курсе проблемы. Более того, он сам не понимает, как можно было так запустить стадион. «На сегодняшний день принято решение, что к началу следующего года на месте стадиона по улице Бурдейного будет возведен детский крытый ледовый дворец, — говорит Виталий Павлович. — Во–первых, там будет тренироваться детская команда, победившая в турнире «Золотая шайба». Во–вторых, дворец будет открыт для массовых катаний. Соответствующая документация уже готова. А стройка начнется в августе. Мэр города Михаил Павлов поставил конкретную задачу — завершить строительство к началу следующего года. Район хочет сделать каток для населения. Сейчас этот стадион находится на балансе районного отдела образования. На время строительства его передадут управлению капитального строительства. А когда построят, то каток передадут нашему ФОЦ. Да, спорить не буду, стадион находится в ужасном состоянии. Я работаю в ФОЦ 10 лет. И все эти годы я просил, чтобы стадион передали в мое ведомство. Но там же три школы и лицей. Это их земля. Соответственно они и должны были приводить его в порядок. Но не один год никто ничего не делал. Да и местные жители немного приукрасили, рассказывая о стадионе. Не было никогда на нем баскетбольных щитов, не было, я очень долгое время живу в этом районе. Поле было средненькое. Играть на нем можно было, но никто за ним не следил. Единственно, что весь стадион был огорожен. Но когда построился новый дом, весь забор украли. Кто это сделал? Никто не знает. Милиция так и не нашла. Знаю я и о проблеме выгула собак. У собачников нет специальной площадки, и они выгуливают своих питомцев на стадионе. И бороться с ними бесполезно. Они даже не понимают, что делают что–то не так. Мы вешаем таблички, что выгул запрещен. Ноль эмоций. Срывают и выкидывают».
К большому сожалению, таких спортивных объектов, как по улице Бурдейного, в Минске очень много. Мне за полдня удалось отыскать довольно много горе–стадионов: «Луч», «Взлет», «Орбита», «Камвольщик»... Причем на всех аренах некогда игрались футбольные матчи, будь то любительского уровня или профессионального. Футбольные болельщики со стажем отчетливо помнят матчи чемпионата и Кубка Беларуси на стадионах «Орбита» и «Камвольщик». В 1999 году на «Камвольщике» минское «Динамо» в первом туре чемпионата страны принимало «Неман». Сказать, что «Камвольщик» на тот момент был суперареной, язык не повернется. Но на этом стадионе можно было играть в футбол. Сейчас же футбольное поле напоминает больше болото — все в кочках. Даю 100 процентов, что «Камвольщик» нынче не пройдет лицензирование даже по любительской лиге. И как ни странно, на нем все равно играют в футбол. Мой визит пришелся как раз на тренировку юношеской команды. После недлительного просмотра, я понял, что на этом поле очень хорошо отрабатывать координацию. После попадания на кочку мяч, как правило, отскакивает в любую сторону, пренебрегая всеми законами физики.
Об «Орбите» можно сказать так: пациент скорее мертв, чем жив. А некогда на нем играли Кубок Беларуси, причем заключительную стадию. Кстати, для чемпиона СССР по футболу Александра Бубнова «Орбита» стала роковым местом. Руководимый им МПКЦ оступился в Кубке Беларуси, уступив минскому «Динамо». А один из послематчевых пенальти промазал играющий тренер Бубнов, за что на следующий день лишился своей должности. Уже где–то с 2000 года на «Орбите» не проводилось ни единого матча. Да там никто и не разрешит играть. Административное здание давно разрушено — стекла выбиты, двери заколочены. Деревянные трибуны кто–то давным–давно унес. На самом стадионе аккуратно сложен кирпич. Может, готовится какая–то стройка?
Чтобы узнать о дальнейшей судьбе этих стадионов, обратился в Мингорисполком. «Оба эти стадиона — «Камвольщик» и «Орбита» находятся в моем ведомстве, — рассказал начальник управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома Михаил Юспа. — В прошлом году арены перешли в распоряжение города. Они находятся в ужасном состоянии. Их просто уничтожили. Но наша задача — привести их в порядок. Сейчас готовится вся документация. Совсем скоро на месте стадиона «Орбита» будет возведена европейская легкоатлетическая база. Это и метательные поля, и беговые дорожки, и стадион на 6 тысяч зрителей. Такой базы в стране еще нет. А на «Камвольщике» мы сделаем капитальный ремонт. Уложим два хороших футбольных поля. Скоро там смогут играть в футбол по–настоящему».
Фото автора.