Фото: Иван Руднев / РИА Новости www.ria.ru
— Срок первого этапа составил всего девять месяцев, — констатировала Валентина Медведева. — Говорить о полученных за такой короткий срок результатах пока преждевременно, но уже можно сказать, что завершено формирование «дорожной карты» программы в целом и каждого из проектов в отдельности...
Прокомментировать слова белорусского коллеги мы попросили заместителя генерального директора НПО «Союзнефтегазсервис» Владимира Турчанинова. Именно эта компания с российской стороны занимается выполнением союзной программы.
— На первом этапе составлен и утвержден с госзаказчиком список соисполнителей, с которыми были заключены договоры и даны техзадания. Подготовлен сплошной сетевой график выполнения программы в целом и предварительный бизнес–план. Но главное, проведено аналитическое патентное исследование проекта. Белорусские коллеги работают параллельно с нами, но у них своя специфика, они акцентируют свои усилия на технике, как мы говорим, на «железе», а также на создании будущего хранилища данных. К тому же белорусы намерены адаптировать программу под те полезные ископаемые, которых в республике больше всего — это калийные соли, сланцы, хотя и месторождения нефти и газа на территории республики тоже имеются...
...Наша газета не раз писала о программе «Скиф–Недра», которая стартовала в июне прошлого года. Напомним, что разработчики обещают создать такие отечественные технологии, при помощи которых находить и оценивать запасы углеводородного сырья, скрытого в недрах того или иного региона Союзного государства, станет делом простым и необременительным. Вообще «Скиф–Недра» пришла на смену трем предыдущим союзным программам: «Скифу», «Триаде» и «Скиф–ГРИДу» и, по словам разработчиков, продолжит их стратегию.
На Национальном суперкомпьютерном форуме, который прошел накануне Нового года в Переславле–Залесском, Владимир Турчанинов рассказал нашему обозревателю, что «в эпоху санкций и импортозамещения особенно важно, чтобы именно отечественные разработки пришли на службу геофизикам и, во–первых, ослабили зависимость от западных суперкомпьютерных решений, а во–вторых, повысили эффективность разведки и отдачу недр».
— По сути, речь идет о технологической безопасности Союзного государства, — подчеркнул Турчанинов.
Почему же нас не может удовлетворять существующая практика, когда в отсутствие собственных компьютерных ресурсов мы прибегали к услугам западных технологий?
— Это, мягко говоря, не очень здорово, — говорит Владимир Турчанинов. — Ведь мы отправляем за кордон всю первичную информацию, касающуюся наших недр, и при этом платим большие деньги, потом ждем, когда для нас сделают необходимые расчеты. Очень часто случается так, что иностранцы не возвращают первичные данные. Куда они пропадают, в каких западных офисах оседают — можно только догадываться. Во–вторых, тот софт, которым владеют западные фирмы и которыми торгуют, — очень дорог и быстро устаревает. Приходится платить вновь и вновь...
По словам Турчанинова, перед разработчиками стоит двухуровневая задача: написание своих компьютерных программ, а также создание коррелирующих с ними вычислительных средств.
— И тут мы вполне можем конкурировать с западными решениями и даже превзойти их, — уверен наш собеседник.
По словам Владимира Турчанинова, «на выходе» повысится эффективность сейсмических наблюдений, точность обработки данных сейсморазведки, качество глубинных изображений. В результате оценка запасов полезных ископаемых в том или ином регионе станет значительно точнее. К тому же будут минимизированы затраты при максимальной производительности. За счет чего? Дело в том, что новая суперкомпьютерная технология позволит существенно сократить время обработки геолого–геофизической информации и повысить качество прогнозов бурения.
— К тому же стоимость комплекса информационно–вычислительных технологий по программе «Скиф–Недра» ниже, — считает Владимир Турчанинов, — чем у представленных в настоящее время на рынке аналогов. И это при более высокой производительности. Кроме того, применение результатов проекта позволит повысить производительность труда специалистов, занятых в сфере ТЭК, снизит потери геолого–геофизической информации.
Разработчики также уверены, что стратегические результаты реализации программы снизят зависимость топливно–энергетического и минерально–сырьевого секторов экономики Союзного государства от дорогостоящих зарубежных услуг и технологий. А благодаря созданию и внедрению новейших решений в области высокопроизводительных вычислений увеличатся конкурентные преимущества предприятий и организаций геолого–геофизического сервиса на мировом рынке.
— В целом, — подчеркнул Владимир Турчанинов, — мы рассчитываем добиться синергетического (возрастающего, суммирующего. — Ред.) эффекта от внедрения высокопроизводительных технологий не только в нефтегазовой отрасли, но и в других смежных отраслях. Назову машиностроение, энергетику, поиск и разведку других видов полезных ископаемых, а также исследование различных техногенных объектов.
Досье «СОЮЗа»
Предложение по программе «Скиф–Недра» было разработано в 2009 году. В создании концепции программы с российской стороны участвовали ИПС имени Айламазяна РАН, представители НО «Союзнефтегазсервис» и «Нефтегазовый центр МГУ», а с белорусской — Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук и Белорусский научно–исследовательский геологоразведочный институт. Концепция программы появилась в 2012 году. В 2014 году проект получил одобрение Правительства РФ и Совмина Беларуси. В июне 2015 года программа стартовала.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Государственные заказчики: Министерство образования и науки России и Национальная академия наук Беларуси;
Исполнители: От России — ООО НПО «Союзнефтегазсервис»; от Беларуси — Объединенный институт проблем информатики НАНБ;
Финансирование: 750 миллионов российских рублей — из бюджета Союзного государства; 600 миллионов российских рублей — из внебюджетных источников.
1,350 млрд рублей: Такова общая сумма, которую предполагается потратить на программу «Скиф–Недра»
Автор публикации: Александр Бушев, bush@rg.ru