Об этом сообщил журналистам заместитель Премьер–министра Беларуси Анатолий Калинин. Уже дано поручение соответствующим государственным структурам проработать вопрос и подготовить проекты необходимых решений.Белорусы, впрочем, намерены пойти еще дальше: не только упростить порядок пересечения владельцами автодомов границы, но и установить налоговые льготы хозяевам кемпингов, занятых обслуживанием таких путешественников.
Людей, которые любят знакомиться с миром с привычным домашним комфортом, называют караванерами. Сегодня это многочисленная каста путешественников, которых встретишь в любой точке земного шара. Для большинства граждан Союзного государства караванинг пока остается экзотикой, хотя, как говорят бывалые, тот, кто хоть однажды попробовал этот вид отдыха, с ним уже не расстанется.
Первых отечественных караванеров мы увидели в знаменитом фильме «Три плюс два»: на берегу моря встречаются две компании, оснащенные самой экономичной разновидностью караванинга — автомобилем с обычной палаткой в багажнике.В наше время нет необходимости разбивать на ночлег палатку и настраивать на одну ночь прочие бытовые приспособления — все это встроено либо в специальный прицеп, либо сама ваша машина уже сконструирована так, чтобы в ней можно было жить со всеми удобствами.
И эта «экзотика» завоевывает в России сердца все большего числа непосед. В продаже появились самые современные автодома, рассчитанные на самые разные кошельки, и дома–прицепы. Все чаще на междугородних шоссе попадаются характерные караваны единомышленников. Стали создаваться всевозможные «лиги караванеров», объединяющие сотни членов. И вот логичный шаг белорусов — поставить это дело на серьезную государственную основу.
Прокомментировать заявление вице–премьера Беларуси Анатолия Калинина мы попросили человека, который стоял в России у самых истоков караванинга, а сегодня связал с ним и свою профессию. Это Ирина Вовк, директор одной из крупнейших московских фирм, занимающейся обслуживанием караванеров, и которая знает о караванинге все, или почти все.
— Это замечательная инициатива белорусских властей, — говорит Ирина.
— Если все, что наши коллеги задумали, действительно будет воплощено на практике, то остается им только завидовать. Думаю, как следствие, резко возрастет поток автотуристов в Беларусь и прежде всего из России. Да, границы между нашими государствами прозрачны, но вот платить россиянам за проезд автодома по платным дорогам Беларуси сейчас приходится, как за самосвал. Но главное не в этом, а в том, что белорусы, как я поняла, намерены простимулировать рост количества автокемпингов в стране. И это настоящий подарок всем автотуристам.Ирина Вовк объясняет, что главная проблема развития караванинга как в Беларуси, так и в России заключается в ограниченном количестве специально оборудованных мест, где можно комфортно «припарковаться» на день–другой. Эта проблема ограничивает рост популяции таких путешественников. Государство должно способствовать созданию обширной сети специализированных кемпингов, где можно отдохнуть, полюбоваться живописными окрестностями, подремонтировать автомобиль, пополнить запасы воды, избавиться от отходов, а на время стоянки подключить домик к электричеству.
Для сравнения: в Европе сегодня функционирует около десяти тысяч оборудованных кемпингов, в России счет идет на десятки (штук). Хотя на бумаге их гораздо больше, но часто в разряд кемпингов включают даже небольшой огороженный участок земли без инфраструктуры. В основном кемпинги расположены в северо–западной части России и вдоль Золотого кольца. Можно, конечно, путешествовать с прицепом и по девственным уголкам, страна–то большая, но, как правило, вы столкнетесь с очень плохими дорогами, которые потребуют в качестве буксировщика мощный внедорожник.
— Развитие сети кемпингов, — подчеркивает Ирина Вовк, — непременно повлечет за собой и рост малого бизнеса, представители которого будут заняты обслуживанием туристов, улучшение качества дорог, а также рост рынка техники. Это в конце концов немалая экономическая составляющая, ведь привлечение в страну иностранных туристов равносильно прямому привлечению инвестиций...По мнению нашего эксперта, существуют принципиальные различия между любителями караванинга в России и на Западе. Там это солидные люди, чаще всего пенсионеры, которые не ограничены во времени, они в собственное удовольствие колесят по миру, останавливаясь там, где понравится, и напитываясь на закате жизни новыми впечатлениями. Дешево и сердито! А вот в России это совсем иной контингент. В основном это люди в расцвете сил, преимущественно семейные, имеющие детей и возможность «вырываться» из дома на недельку–другую лишь два–три раза в год.
Новый автодом недешев — от трех с половиной миллионов российских рублей и выше. Новый прицеп стоит от 500 тысяч российских рублей, а подержанный — от двухсот тысяч российских рублей
Дорого ли путешествовать в собственном автодоме?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать, что выпуском автодомов занимаются самые известные фирмы Германии, Италии, США. Они оборудованы спальными местами, туалетами, душевыми, кухнями, холодильниками и даже отоплением на тот случай, если путешествовать приходится зимой. Для управления автодомом подходят права с обычной категорией B, поскольку ПДД допускают водителей с этой категорией к управлению транспортным средством весом до трех с половиной тонн и восемью сидячими местами.
— Да, новый автодом недешев, — говорит Ирина, — его стоимость начинается от трех с половиной миллионов российских рублей. Дело в том, что высоки ввозные таможенные пошлины — порядка 50 процентов от начальной цены. Но можно приобрести бэушный дом или жилой прицеп. Новый прицеп стоит от 500 тысяч рублей, а подержанный —от 200 тысяч. Если говорить об аренде, то она обойдется в среднем в семь–восемь тысяч в сутки.
Добавим, что в России за дом на колесах придется еще заплатить довольно серьезный дорожный налог. Если вас все это не пугает, то в путь!
Александр Бушев
bush@rg.ru
Советская Белоруссия №148 (24529). Четверг, 7 августа 2014 года