В минувшую субботу деревня Завершье Дрогичинского района погрузилась в траур. Семилетнюю Ирочку Коренкович, утонувшую в Кобринском аквапарке, хоронили не только односельчане, но и жители соседних деревень. Более ста человек, провожавших девочку в последний путь, до сих пор не могут поверить в случившееся. Две недели, которые она пролежала в коме, родители, близкие, педагоги неустанно молились за ее выздоровление...
Сегодня Кобринский аквапарк работает в обычном режиме. Бассейн заполнен отдыхающими. Смех и радостные возгласы людей ничем не напоминают о трагедии, которая произошла здесь 12 июня. Тогда Ирочка вместе с двадцатью сверстниками из Завершья, которые отдыхали в детском пришкольном лагере, отправилась на экскурсию в Кобрин. Девочка в лагерь не ходила, но учительница предложила ей поехать. Чего летом дома–то сидеть? А тут — другой город, прогулка по парку, ледовый дворец, аквапарк!
Такие поездки для детей школы устраивают планово. Важно, говорит заместитель председателя Дрогичинского райисполкома Владимир Неред, курирующий работу отдела образования, чтобы учителя подходили к делу ответственно:
— Это выезд не стихийный. Такие турпоездки совершают все школы в течение года. И не только в аквапарки. Есть инструкция, которая определяет механизм взаимодействия с различными учреждениями, куда едут дети, назначаются ответственные. С ними проводят инструктажи как перед учебным годом, так и перед оздоровительным периодом.
Проинструктировали учителей с детьми и в самом аквапарке. Плюс к этому информация на стендах. Вадим Кахновский, заместитель директора КУМПП «Кобринское ЖКХ» по туризму и оздоровлению населения, в ведомстве которого находится аквапарк, объясняет, что инструктаж в основном рассчитан на взрослых сопровождающих:
— Ребенок в семь лет информацию не воспринимает. Есть термины, которые понятны только взрослым. Так что ответственность за безопасность посещения во многом лежит на них. У нас в правилах есть пункты, которые обязывают сопровождающих нести ответственность за пребывание детей в зонах бассейна.
Примерно в половине четвертого Ира выпала из поля зрения взрослых и оказалась под водой. Уже потом, просматривая видео с камер наблюдения, следователи увидят, что девочка шла по дну в более глубокую часть бассейна. В этом месте глубина составляла примерно 118 сантиметров. Как именно Ира оказалась под водой, возможно, выяснит следствие. Доподлинно это пока неизвестно, поскольку там, где ее обнаружили, обзорность камер ограниченна. Пока что оперативники установили, что из поля зрения взрослых школьница пропала на 10 минут.
В этот момент в аквапарке находились около 60 отдыхающих плюс четверо спасателей. Пострадавшую девочку увидел посетитель бассейна, который находился в зоне с аттракционами. Он и достал малышку из воды. Сотрудники аквапарка бросились на помощь и оказали первую медицинскую помощь. Далее — реанимация Брестской областной детской больницы. Заведующий отделением Валерий Черенкевич сразу предупреждал, что надежды практически нет:
— Это вопрос времени. Было очень длительное утопление. Оживление могло бы быть эффективным, если бы пострадавшая пробыла под водой не более 4 — 5 минут.
Ситуацию продолжают анализировать сразу несколько служб. Не исключено, что педагогов, сопровождавших детей, могут привлечь к ответственности. Сразу после происшествия официальный представитель управления Следственного комитета по Брестской области Марина Дранькова сообщила, что в их отношении Кобринским районным отделом СК возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 165 Уголовного кодекса (ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей).
Как только произошло ЧП, следователи выехали на место, провели опросы посетителей аквапарка, изъяли видеозаписи камер наблюдения. Были назначены экспертизы, в том числе техническая. По их результатам следствие даст окончательную правовую оценку действиям всех, кто виновен в этой трагедии. Ввиду того, что девочка умерла, в ходе следствия, возможно, статью переквалифицируют. Не исключено, что наказание будет более тяжким. Например, по первой части статьи 165 Уголовного кодекса грозит наказание до трех лет ограничения свободы. Смерть несовершеннолетнего это уже вторая часть. Здесь максимум — лишение свободы на срок до четырех лет.
Расследование продолжается. Следователи уже установили, что учителя не выясняли, умеют плавать школьники из этой группы или нет. Подключилась и районная прокуратура. Александр Петросюк, прокурор Кобринского района, говорит о человеческом факторе:
— Главной причиной стала халатность, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, недосмотр со стороны учителей, которые были обязаны контролировать поведение детей. Контроль не осуществлялся — это сто процентов. К началу следующей недели мы будем владеть более подробной информацией.
Свою предварительную оценку дал и Владимир Неред:
— Чтобы расставить акценты, мы ждем заключение следствия. Вместе с тем в инструкциях для ответственных, которые сопровождают детей, все четко прописано. Эти учителя инструкцию нарушили. И случилась беда.
Безусловно, в аквапарке есть штат спасателей. Но можно ли полагаться только на них? Вадим Кахновский показывает внушительную площадь бассейна, предлагая задуматься в первую очередь тем, кто приводит сюда детей:
— У нас, бывает, посещают аквапарк и трехлетние дети. Мы выдаем им спасательные жилеты и круги, а родители в это время спокойно отправляются в баню! На наше недоумение отвечают: так ребенок же в жилете! Какая разница! Взрослые в любом случае должны следить за детьми. Смотреть, чтобы они не поскользнулись, не бежали, не баловались, не ныряли. Наши 3 — 4 спасателя за всеми не уследят. Надо понимать: здесь много людей и постоянное движение!
В аквапарк — с родителями!
Михаил Тихончук, начальник управления образования Брестского облисполкома, высказал свое мнение:
— Я считаю, что такие развлекательные учреждения, как аквапарки, дети должны посещать только с родителями. Поэтому мы дали рекомендации отделам образования, чтобы они такими выходами не увлекались. Вывозов детских групп под присмотром двух человек быть не должно. Хотят родители — пожалуйста, пусть тоже сопровождают своих детей.
Сердечная боль
Председатель Завершской первичной ветеранской организации Мария Минзер 30 лет отработала директором местной школы. На пенсию ушла в 2003 году. Обоих учительниц, сопровождавших в тот день детей, знает лично и дает им свою оценку:
— Валентина Гречко и Жанна Федюкович очень грамотные, ответственные и дисциплинированные педагоги. У Валентины уже 20 лет трудового стажа. Дети ее очень любят. Ирочка даже не отходила от нее на переменах. У них были очень хорошие отношения. Она и отношения в деревне строит на хороших личных контактах. И с днем рождения поздравит, и приятное при встрече что–то скажет, со старушкой поговорит. О ней только очень хорошие отзывы. Ее дочка поступила в медуниверситет, окончила первый курс. Мальчик ходит в 11–й класс. Когда Ира была в реанимации, учителя первый раз собрали 5 миллионов рублей, второй — 15 миллионов. Ездили по монастырям: в Жировичи, Хмелево, Осовцы... На поминальном обеде они тоже были. Мне кажется, с их стороны вины нет. Наверное, только в том, что взяли маленьких деток...
Опасность в беспечности
Трагедия в Кобрине — не первый несчастный случай, который произошел за последние несколько лет в аквапарках. В июне 2012–го в Пружанском аквапарке утонул девятилетний мальчик. В мае прошлого года в аквапарке «Лебяжий» пострадала девушка, сломавшая ключицу, а также молодой человек, который попал оттуда в больницу с диагнозом компрессионный перелом 12–го позвонка. Насколько безопасны аттракционы аквапарков и в чем причина несчастных случаев? На этот вопрос ответила заместитель начальника управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Марина Федотова:
— Оборудования, которое не отвечает требованиям норм и правил, у нас в стране нет. Все водные горки, которые попадают по своим техническим характеристикам под государственный надзор в области промышленной безопасности, на сто процентов соответствуют требованиям наших норм и правил. Претензий к конструкциям развлекательного оборудования мы не имеем. В основном несчастные случаи связаны с нарушением правил пользования аттракционами или водными объектами. Например, трагедия в Кобрине, которая не была связана с использованием горки.
Компетентно
Свое мнение в интервью СМИ высказал председатель Следственного комитета Беларуси Валентин Шаев:
— Обеспечение безопасности в деятельности как аттракционов, так и аквапарков необходимо регламентировать. Существуют правила поведения на воде, есть правила поведения в бассейне. Но нет правил поведения в аквапарке, на водных горках. Здесь действуют общие требования, а ведь специфика совсем другая, и это не учитывается. Бассейн — открытая водная гладь, которая легко просматривается. Аквапарк — сооружение, которое устроено очень сложно, имеется множество непросматриваемых зон. Почему ответственными органами не учитываются эти нюансы, а соответствующими специалистами не разрабатываются необходимые правила? Все начинают хвататься за голову только после того, как случится трагедия и следователи укажут на ошибки. Зачастую и найти виновного в таких случаях сложно: никто ничего не нарушает, потому что нечего нарушать — необходимые правила безопасности не установлены, не закреплены обязанности за сотрудниками, которые должны их соблюдать.
alexbresta@gmail.com
Советская Белоруссия № 123 (24753). Среда, 1 июля 2015