В Дрогичине полтора месяца орудовал насильник

Особые приметы злодея

В октябре прошлого года в Дрогичинском районе неизвестный изнасиловал жительницу деревни Новики. Известие быстро облетело район, ведь до этого уже ходили слухи, будто милиция ищет серийного насильника, орудовавшего в Минской и Брестской областях. Преступник всегда караулил жертв в глухом месте, так что позвать на помощь было некого, а сопротивляться — бесполезно. Его фоторобот рассылали в СМИ, приметы знал каждый милиционер, но поиски результатов не давали. На этом фоне 17 декабря прошлого года в самом Дрогичине происходит еще одно нападение, причем здесь почерк явно отличался от предыдущих случаев. В милицию поступило сообщение лишь о попытке изнасилования. Ситуацию усложняло и то, что потерпевшая написала заявление только в конце января, когда по городу прошел слух об очередном нападении на женщину. Практически на том же месте, что и в предыдущий раз... 



В обоих случаях пострадавшие находились возле железной дороги, в районе станции Дрогичин–Город. Небольшое здание вокзала стоит на окраине. Железнодорожное полотно проходит четкой границей райцентра. За рельсами — поля и лес. На привокзальной площади — пару павильонов и несколько машин. Скучающие таксисты приезжают сюда, как правило, к проходящему поезду, чтобы развести пассажиров по городу и району. В эти минуты здесь становится немного многолюднее.

Так было и 10 января этого года. Ближе к полудню на станцию стали подтягиваться пассажиры поезда, идущего в Москву через Лунинец и Барановичи. В народе его называют «кругосветкой» за долгий крюк, который он делает, собирая в вагоны жителей Полесья. Примерно к этому же времени на станцию пришла и 60–летняя пенсионерка Б., которая хотела послать с проводником передачу подруге. Где–то неподалеку уже находился маньяк, высматривая жертву.


Фоторобот подозреваемого

В начале первого состав тронулся, вокзал снова опустел. Б. отправилась домой вдоль железнодорожного полотна, где проложена пешеходная дорожка. Она уже отошла примерно на полкилометра от станции, как внезапно сзади кто–то напал, крепко схватил и поволок в камыши, растущие на откосах вдоль полотна. Первый заместитель начальника Дрогичинского РОВД Юрий Котыш рассказывает:

— Насильник действовал очень дерзко. Повалил пенсионерку и предложил ей вступить в интимную связь. Та стала сопротивляться, звать на помощь, это, видимо, спугнуло преступника. Минут через десять после того как он ретировался, Б. позвонила в милицию...

Сразу же на место происшествия прибыли наряд департамента охраны и сотрудники уголовного розыска, однако задержать насильника по горячим следам не удалось. Пострадавшая, впрочем, хорошо запомнила приметы, которые оперативно появились во всех ориентировках: на вид около 40 лет, рост приблизительно 175 — 178 см, телосложение ближе к худощавому, цвет лица смуглый, волосы черные, густые, средней длины.



Первоначально оперативники отрабатывали версию о причастности этого злодея к серии изнасилований в других регионах. Однако нападение произошло не в глуши, да еще и средь бела дня. Кроме того, нападавший был очень груб и даже пытался избить свою жертву. Уже тогда милиционеры предположили, что в городе появился маньяк местного значения. И бросили на его поиски все силы. Юрий Котыш говорит, без преувеличения, работал весь отдел, а это около 80 сотрудников:

— Помимо нас, к розыску подключились сыщики из угрозыска УВД и главного управления угро МВД. Фактически нам в помощь был придан еще один отдел. Искать начали от места происшествия. Нужно было составить круг подозреваемых. Изначально в него попало около 400 человек. Это те, кто подходил под описание внешности, плюс — ранее судимые за тяжкие преступления.

Наряду с поиском подозреваемого шла кропотливая работа со свидетелями. Оперативники сбились с ног, обходя дома как в районе вокзала, так и далее, в глубь города. В эти дни, пожалуй, каждый житель Дрогичина пообщался с сотрудником милиции. Однако свидетельские показания напрямую на след преступника не вывели.

В это время в милицию приходит еще одна пострадавшая, К. Оказалось, на нее маньяк напал еще перед Новым годом. Также днем в районе железной дороги. Однако, как и в случае с Б., ей удалось отбиться. Тогда, перед праздниками, К. решила не заявлять в милицию. Только когда милиция начала активные поиски преступника, решила сообщить о случившемся. Так появилось еще одно уголовное дело, которое потом объединили с первым.

По городу пошли пересуды. Женщины покупали электрошокеры и газовые баллончики. Чтобы не допустить паники, действовать нужно было как можно быстрее. Оперативники «просеивали» подозреваемых с раннего утра до позднего вечера. У оперативников был козырь. Преступник оставил на месте происшествия следы, в том числе и биологические. Экспертам удалось сохранить их, так что теперь при помощи сложной судебной экспертизы можно было сличить ДНК подозреваемых с ДНК подлинного насильника.


Юрий Котыш и Сергей Петряев

Так со временем в поле зрения оперативников попал 39–летний Ж., рыбовод местного рыбхоза с криминальным прошлым. Тихий, замкнутый. Живет с родителями–пенсионерами в городе, в 2011 году вышел из колонии, где отсидел 12 лет за убийство своей девушки. Кроме того, Ж. уже лечился от психического расстройства. Юрий Котыш вспоминает, что когда его взяли в первый раз, раскрываться тот не спешил:

— Он был схож и по приметам, и попадал под контингент, с которым мы работали в первую очередь. Однако доказать вину можно было, только взяв у него материал на пробы ДНК. Когда пришло заключение экспертов, все стало ясно, да и Ж. тут уже не сопротивлялся. Мне кажется, ждал, что рано или поздно за ним придут.

Уже в машине по дороге в РОВД задержанный рассказал об обоих эпизодах. Юрий Котыш продолжает:

— Он говорил, что, перед тем как напасть, слегка выпивал. А удовольствие получал, как охотник — от самого процесса: выслеживание жертвы, нападение с применением силы. Сам процесс интимной связи, возможно, его интересовал меньше, хотя утверждать трудно. В чем уверен, так это если бы его оперативно не задержали, он бы не остановился. Это был бы уже серийный насильник...

Ж. заключен под стражу. Если суд вынесет за бесчинства самое большое наказание, которое предусматривает Уголовный кодекс, то ближайшие 13 лет он проведет в местах, откуда не так давно вернулся. Город вздохнул спокойно, а оперативники уголовного розыска продолжают идти по следу другого насильника. За которого изначально приняли Ж. Впрочем, это уже совсем другая история.

КСТАТИ

Чтобы вычислить насильника, сыщикам пришлось сличать ДНК подозреваемых с ДНК следов преступника, оставленных на месте происшествия. Для этого проводилась специальная судебно–генетическая экспертиза. Это вид судебно–биологического исследования, проводимого для установления важной доказательственной информации, связанной с отождествлением личности человека, и биологического родства на основе специальных познаний в области криминалистики, молекулярной биологии и генетики человека.

Предметами — носителями генетического материала (ДНК) являются любые выделения человеческого организма или частицы его тканей и органов: биологические жидкости (кровь, слюна, пот, сперма, выделения из носа и др.) в жидком виде или в виде пятен на различных предметах; отдельные волосы или пучки волос с корневыми луковицами; фрагменты тканей человеческого тела (кусочки кожи, обломки ногтей, частицы мышечной ткани, кусочки костей, выбитые зубы и т.п.); повседневные потожировые выделения человека. Экспертизы проводились в Бресте и Минске. Стоимость одной составляет 360 тысяч рублей.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 60 (24690). Вторник, 31 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter