Правительство предлагает три варианта повышения пенсионного возраста

Проблема пенсионного возраста будет решаться по справедливости

О совершенствовании пенсионной системы нынче говорят часто и фактически повсюду. Вопрос, образно говоря, не только «созрел», но и начинает «перезревать». Президенту его не раз задавали и в период недавней предвыборной кампании. Александр Лукашенко всегда отвечал честно: тему повышения пенсионного возраста рано или поздно рассматривать придется. Жизнь заставит. Но поскольку она касается всего общества, то решение может быть принято лишь после обстоятельного совета с людьми. И такой совет сегодня идет. Общественное обсуждение набирает обороты. Свои предложения подготовило и Правительство. Они стали предметом рассмотрения на совещании у Президента.


Говоря упрощенно, дилемма стоит такая: уходить на заслуженный отдых пораньше, но денег получать меньше. Или чуть позже, но с содержанием, которое как минимум не упадет ниже 40 процентов от средней по стране зарплаты. Почему именно такой расклад? Его корни в демографии. Сейчас у нас на 100 работающих приходится 61 пенсионер. Объективные расчеты говорят, что в 2020 году соотношение будет уже 100 к 66. Если ничего не предпринимать, то к 2030 году 100 работающих должны будут содержать уже 78 пенсионеров. Поддерживать уровень пенсий — задача все более сложная. Уменьшать их размер нельзя. Увеличивать тарифы отчислений в Фонд социальной защиты — чревато. У экономики тоже есть запас прочности. Вот и получается, что маневр с повышением пенсионного возраста наиболее приемлем.

Президент не стал скрывать, что он не раз обсуждал эту тему с ближайшими партнерами — руководителями России и Казахстана. Они тоже озабочены увеличивающимся демографическим дисбалансом в своих странах. Впрочем, сегодня это проблема очень многих развитых стран. Даже весьма зажиточных. И если уж в богатых государствах пенсионный возраст значительно выше нашего, то у этого есть очень серьезные основания.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

При обсуждении темы Президент требует главного: учитывать все нюансы. Продолжительность жизни мужчин и женщин, специфику города и села, условия труда в некоторых сферах и другие факторы. Но вот факт: в сравнении с 90–ми годами прошлого века средняя продолжительность жизни в Беларуси увеличилась примерно на пять лет. Это хороший итог проводимой в стране социально–экономической политики. Но при этом немалое количество людей пенсионного возраста хотят оставаться и многие остаются на трудовом посту. И вот интересный момент. Мониторинг общественного мнения показывает, что идею повышения пенсионного возраста зачастую поддерживают именно работающие пенсионеры. А вот те, кто уже на заслуженном отдыхе, — сомневаются. О чем это говорит? Скорее всего, о недостаточной разъяснительной работе, на что особо указал Александр Лукашенко. Широкое общественное обсуждение темы — принципиальное условие. Кстати, на страницах «СБ» общественной дискуссии на эту тему было уделено много газетной площади...


Отдельно вопрос стоит по силовым структурам. Увольнение в запас офицеров и прапорщиков по возрасту в 45 лет, возможно, оправданно при особых условиях службы, но общим правилом вряд ли может быть. Времена изменились. Все же мужчина в 45 не просто полон сил и профессионального мастерства, а в их расцвете. А подходы к повышению пенсионного возраста, особо отметил Президент, должны быть одинаковыми для всех.

Алгоритм принятия важных решений у нас выработан давно. Определяющее условие: не затевать реформы ради реформ, а идти от жизни. И коль она подталкивает к действиям, их не избежать. Но надо учитывать и другую сторону вопроса. Коль люди будут дольше работать, то и мест для этого должно быть больше. В том числе и за счет стимулирования развития малого и среднего бизнеса. На это Александр Лукашенко указал особо. Ведь если работающее поколение на вершине, то у подножия ежегодно выходят из вузов молодые специалисты, которым государство гарантирует первое рабочее место. Этот постулат остается незыблемым.


Мониторинг общественного мнения будет продолжен. Разъяснительная работа, разумеется, тоже. И не потому, что пенсионные трансформации могут как–то повлиять на социальную стабильность в стране. Просто это незыблемая суть государственной политики: никого нельзя обидеть. Особенно в таких чувствительных сферах.

На суд общественности пока выносится три варианта. Это выход на пенсию женщин в 60 лет, мужчин в 65. Два других — 60 и 63, 58 и 63 соответственно. У каждого есть своя мотивация, как экономическая, так и житейская. В том числе и учитывающая проблематику гендерного равенства. За какой вариант выскажутся люди — покажет время. Пока же за точку отсчета принимается 1 января 2017 года. С этой даты может начаться поэтапное повышение пенсионного возраста. А может, в ходе общественного обсуждения выкристаллизуются новые дельные предложения. Они, безусловно, тоже будут учтены.

Дословно

Президент:

— Я нахожусь между двумя потоками мнений: предложения Правительства, основанные на экономике, — и абсолютно здесь я с ними солидарен, и мнением народа, к которому я не прислушаться не могу...

Я долго думал над этой проблемой и буду исходить из одного принципа, которым пользуюсь всегда: не процессы, происходящие в обществе, экономике, должны управлять нами, а мы должны управлять этими процессами. И если ситуация терпима, можно потерпеть, но если она приближается к тому Рубикону, который невозможно допустить и перейти, значит, надо принимать решение, чтобы потом эти процессы не управляли нами, потому что это будет себе дороже как в политике, экономике, так и в финансах...

Надо внимательно и всесторонне рассмотреть все аспекты обсуждаемой темы и выработать наиболее оптимальные варианты, чтобы наша пенсионная система была надежной и работала без сбоев на благо людей.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter