Глаза боятся — руки делают. Этой афористичной фразой председатель Государственного военно–промышленного комитета генерал–лейтенант Сергей Гурулев обобщил работу по созданию своей реактивной системы залпового огня. Некоторое время назад такую задачу поставил Президент. На тот момент даже специалисты не очень–то верили в успех задуманного. С другой стороны, мы и спутники раньше не запускали, и атомных станций не строили. Но ведь поступательно осваиваем эти направления высочайших технологий. Вот и первые шаги в оборонном ракетостроении показали: в Беларуси есть будущее и для этого направления. Отчет об исполнении своего поручения Александр Лукашенко заслушал на заводе точной электромеханики в Дзержинском районе.
Первые образцы белорусской РСЗО «Полонез» уже видели если не все, то многие. Мощное оружие на специально изготовленном под него шасси МЗКТ принимало участие в параде, посвященном 70–летию Победы в Великой Отечественной войне. Помню, как с неподдельным интересом на технику смотрели присутствовавшие иностранные военные. Тогда еще не полностью были обнародованы ее характеристики. Но уже по внешнему виду профессионалы судили: далеко не самая слабая в своем классе система. А не исключено, что и одна из сильнейших. Хотя хватало и скептических усмешек. Мол, поставили белорусы на тягачи макеты и выдают за высокое достижение. Этим «экспертам» впору разочароваться.
В цехе, где собираются ракеты для «Полонеза», Президенту показали видеофильм об испытании системы в условиях боевой стрельбы. Здесь раскрылась одна ранее неизвестная, но очень существенная деталь. Когда наши специалисты собрали первый опытный образец РСЗО, стало понятно: оружие получилось настолько мощным, что в условиях компактной Беларуси его просто негде испытать. Очень кстати пришлось военно–техническое сотрудничество с Китаем. Партнеры предоставили подходящий полигон. На нем «Полонез» показал высокоточную стрельбу на дальности в 200 км. Специалисты говорят, что машин с лучшими и даже схожими характеристиками в СНГ нет. Охотно верю. Возможно, где–то уже созданы пока секретные новинки, но на слуху последняя экспертная информация о том, что пятерку лучших в мире РСЗО возглавляет российская система «Торнадо» с дальностью стрельбы 100 км.
Завод точной электромеханики представился своеобразной точкой схождения интеллектуальных потенциалов целого ряда структур ВПК. Президент интересовался мельчайшими нюансами производства. Боевая ракета — штука сложная. Вряд ли в мире есть предприятия, где подобные изделия собирают с нуля и «под ключ» в одном месте. Каждый компонент — узкопрофессиональная, ювелирная работа. Под Дзержинском усилия многих соединяются, умножаются и материализуются в очень убедительный аргумент в пользу высокой обороноспособности страны.
Ознакомившись с ракетным производством, Президент переехал на площадку, где стояла техника комплекса «Полонез». Наши специалисты не ограничились лишь конструированием собственно боевой машины. Да, она вполне может работать автономно. Но это значит действовать как минимум вполсилы. А в связке с боевой машиной управления, которая может автоматически распределять цели для каждой ракеты, «курируя» сразу несколько систем, эффективность применения вырастает значительно. И эта разработка тоже белорусская. Плюс транспортно–заряжающая машина также на базе шасси МЗКТ, которая сокращает время подготовки к новому залпу. Все продумано. Все по–военному четко.
Наказ Главнокомандующего оборонщикам: не останавливаться. Развиваться дальше. И этот вектор высококлассным специалистам, почувствовавшим свою востребованность, похоже, только в радость. Президенту показали стенд для испытания ракетных двигателей собственного изготовления. Он готов к использованию для модернизации снятых с вооружений у нас, но еще востребованных в мире зенитных систем. Но что еще важнее — здесь очень большой шаг к созданию собственного производства ракетных двигателей. Как для зенитных, так и для тактических ракет. Специалисты обозначили конкретные сроки выхода к этому высокотехнологичному рубежу. Александр Лукашенко замысел одобрил и гарантировал поддержку. Как и плану по совершенствованию системы «Полонез», в результате которого его основные боевые характеристики возрастут примерно в полтора раза. Еще одна задача: ускоренная локализация производства. У «Полонеза» доля белорусских составляющих уже приближается к 70 процентам. Задача на ближайшие годы — не менее 95. Замыслы по производству собственного ракетного двигателя вполне соответствуют этому вектору. В его русле будут вестись и новые разработки. Они весьма внушительные, хотя детали специалисты до поры по понятным причинам не раскрывают. Но с учетом оперативности создания собственной РСЗО причин не верить профессионалам нет.
Дословно
Президент:
— У нас сегодня, завтра тоже — исключительно оборонная стратегия. Мы ни на кого не собираемся нападать, мы будем защищаться от тех, кто поставит своей целью на нас нападать, вести против нас войну. Исключительно оборонительная стратегия. Суть ее состоит в том, чтобы противник задумался, прежде чем вести против нас войну или же создавать какой–то конфликт. Суть состоит в том, что мы должны нанести ему неприемлемый ущерб, если он решит нас атаковать. Неприемлемый ущерб — вот главное. Неприемлемые потери. И это исключительно оборонительная тактика. У нас есть все вооружения: и самолеты, и вертолеты, и танки, и полегче броня, и стрелковое оружие — самое современное. Этим оружием нанесешь ущерб, но будет он неприемлемый или нет — вопрос. Поэтому стоит сегодня задача: чтобы нанести неприемлемый ущерб противнику, не дай бог нам придется вести войну. Мы должны в ногу со временем идти и поставили задачу разработать свою ракетную технику. Потому что ракета — это действительно неприемлемый ущерб. И если она в районе 200 километров летит, это уже для нашей Беларуси очень хорошая техника. Поэтому создана техника самая современная. И это не то что там создать базу и посадить самолеты, которые собьют в первый час конфликта. Что такое самолет? Он поднялся, его видят со всех сторон. Пуск ракеты — и самолета нет. А это уже оружие суперсовременное. Это оружие новейшего поколения. Вот в чем состояла задача, которую я ставил. Мы создали эту технику. Дальше должен быть новый этап. Не должны на этом останавливаться. Мы должны идти дальше в рамках международных соглашений и договоров и создавать более современную ракетную технику.
kryat@sb.by
Советская Белоруссия № 213 (24843). Среда, 4 ноября 2015