Вчера Замоскворецкий суд Москвы огласил приговор оппозиционеру Алексею Навальному и его брату Олегу, обвиняемым в хищении средств компании Yves Rocher и «Многопрофильной процессинговой компании». Оба они признаны виновными. Алексей Навальный приговорен судом к трем годам и шести месяцам условно с испытательным сроком три года. Его брат Олег получил 3,5 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Это обычное уголовное дело, которое наверняка осталось бы незамеченным, если бы не фамилии фигурантов, вернее, одного из них. Алексей Навальный — фигура, широко известная в узких оппозиционных кругах. Болотная площадь, белые ленты на митингах либералов и правозащитников, демонстративные походы оппозиционеров–белоленточников в резиденцию американского посла Майкла Макфола... Вспоминая все эти «этапы большого пути», возглавляемого неформальным лидером Навальным, понимаешь, как далеко все это осталось в прошлом.
Сегодня и Россия другая, и вызовы перед ней другие, и экономика уже не та, чтобы беззаботно вести игру в политических ряженых. Этот приговор под занавес старого года как будто подвел черту под прежней эпохой, и независимо от того, условный или безусловный срок получил Навальный, очевидно, это уходящая натура... Такая же, кстати, как и посол Майкл Макфол, которого в Спасо–хаусе сменил жесткий Джон Теффт — настоящая акула дипломатии. Соединенным Штатам сегодня не нужно заигрывать с представителями московской либеральной оппозиции, так как отношения двух стран перешли в новую — военную фазу (ведь санкции — это и есть война).
По версии следователей, Алексей Навальный создал ООО «Главное подписное агентство», а его брат Олег, являвшийся в 2008 году начальником департамента внутренних почтовых отправлений «Почты России», убедил представителей признанных потерпевшими компаний заключить договор на грузоперевозки с «Главподпиской».
Алексей Навальный, выступая с последним словом в зале суда, заявил, что они с братом невиновны, а дело против них носит политический характер.
Именно на это делают упор те, кто считает, что Навальный пострадал как оппозиционер. Они предсказывают, что обвинительный приговор братьям Навальным окажет негативное влияние на состояние экономики в стране. Дескать, обвинительный вердикт даст сигнал бизнесу, что вести дела в России опасно.
Да, так было в случае с делом Михаила Ходорковского, да даже в недавней истории с руководителем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым, когда рынки сильно просели на слухах о его аресте... Но сегодня, когда агентство Fitch понизило прогноз до «негативного» 20 российским банкам и другие рейтинговые агентства намерены снизить инвестиционный рейтинг России до «мусорного», — трудно сделать хуже, чем есть. Бизнес уже заложил на будущее наихудший сценарий, и дело Навального тут никому никакого сигнала не даст.
Дело в другом. Нужны ли сегодня России подобные спорные приговоры — в том смысле, что они вызывают споры и вопросы в обществе, ответы на которые не всегда однозначны? Кстати, знаменитый совладелец «Системы» Владимир Евтушенков, которого так же громко арестовали три месяца назад, недавно отпущен на свободу. Более того, он по приглашению Путина участвовал в совещании бизнесменов, на котором у Президента обсуждались экстренные меры по спасению российской валюты. Не время для внутренних распрей, когда страна, по сути, входит в режим мобилизационной экономики. Это тоже, как мне кажется, своеобразный сигнал, посланный В.В.Путиным обществу.
Фото РЕЙТЕР
Советская Белоруссия № 249 (24630). Среда, 31 декабря 2014