Возглавляемая Орбаном партия ФИДЕС имеет в парламенте 133 места из 199 — у венгерского премьера развязаны руки в проведении политической и экономической линии. К тому же все трое — Путин, Эрдоган и Орбан — поклонники «нелиберальной демократии» и сторонники централизованной и сильной власти. А это, сами понимаете, в Евросоюзе не приветствуется категорически. Но страна только одного из трех — венгра Орбана — входит в Евросоюз, который «трудный ребенок» часто раздражает.
Настолько, что канцлер Германии Ангела Меркель старается избегать с ним встреч и переговоров. Мол, реформы он проводит не в духе Евросоюза, к тому же ксенофоб, права и свободы граждан ущемляет, а условия для ведения бизнеса (в том числе иностранного) ухудшает. Но пришлось и фрау наступить на горло собственной гордости, и впервые за пять лет пребывания Виктора Орбана на посту премьер–министра она отправилась в Будапешт. Всего на пять часов. На кону — интересы немецкого бизнеса и антироссийские санкции.
Германия — самый большой торговый партнер Венгрии, на нее приходится четверть всей внешней торговли. Здесь работают сотни немецких предприятий, на них занято около 300 тысяч венгров. Что не помешало правительству Орбана поднять налоги для работающих в стране иностранных предприятий. И если в случае с антироссийскими санкциями давление немецкого бизнеса не помешало канцлеру отстаивать их безусловное введение, случай с Венгрией — иной. Хотя бы потому, что она член Евросоюза, пусть и с отличной от других точкой зрения. Так, после терактов в Париже Виктор Орбан не постеснялся сказать вслух то, что обычно руководители его уровня произносят (если вообще решаются) только в доверительном кругу и при выключенных микрофонах: Европа должна остановить приток чуждых ей культур, а его собственная страна точно должна остаться за венграми. Он вообще заявляет, что Венгрия будет «нелиберальным государством», а ее главными ценностями станут нация, общность и работа. Вот недавно он вслед за Владимиром Путиным заявил, что работающие в стране неправительственные организации, которые получают деньги из–за рубежа (а это же ЕС, там «из–за рубежа» получают почти все), должны регистрироваться как иностранные агенты.
Кстати, Владимир Путин приедет в Будапешт через две недели. Что в Евросоюзе считают пощечиной и прямым нарушением призыва не проводить двусторонних встреч с российским президентом из–за украинского кризиса. После Путина приедет Эрдоган. Вот такой занятный политический покер. Орбан вообще не боится окриков из Брюсселя (с такой–то поддержкой в парламенте!) и по поводу антироссийских санкций высказывается категорически против (что не мешает Венгрии их официально поддерживать — дисциплина, однако). Его политика «открытости Востоку», подразумевающая активизацию торгово–экономических связей не только с Россией, но еще с Китаем, Азербайджаном, Туркменистаном и Казахстаном, у многих вызывает раздражение. Орбан очевидно пытается снизить экономическую зависимость от ЕС, но многим в Брюсселе это непонятно: зачем члену ЕС снижать зависимость от организации? Так что фрау Меркель хотела выяснить: насколько далеко готов пойти венгерский премьер в своем противостоянии с Брюсселем? Ну и по поводу визита Путина, конечно, тоже. Хотя повод более чем весомый: в этом году заканчиваются газовые соглашения, нужно подписывать новые. Кстати, Венгрия была одним из страстных сторонников «Южного потока» и даже в ускоренном порядке приняла все необходимые для его строительства законодательные акты, а тут — отмена. Но последовательный приезд в Будапешт сначала президента Путина, а потом президента Эрдогана дает повод надеяться, что и с «Турецким потоком» Венгрия сможет «подружиться».
Только вот ЕС такая дружба не нравится. А потому накануне приезда немецкого канцлера в 11 городах страны прошли акции протеста против политики Виктора Орбана. В Будапеште 4.000 демонстрантов несли плакаты на немецком языке: «Ангела, спаси нас!» Ну что ж, ход вполне предсказуемый и неновый. Насколько действенными окажутся эти акции (следующие парламентские выборы в Венгрии пройдут только в 2018 году), покажет время.
sbchina@mail.ru
Советская Белоруссия № 21 (24651). Среда, 4 февраля 2015