В Минске прошла международная конференция "Смертная казнь: преодоление разногласий"

Разговор по существу. Двадцать лет спустя

«Смертная казнь: преодоление разногласий». Международную конференцию под таким девизом провело вчера в Минске представительство ООН в партнерстве с Министерством иностранных дел и при поддержке посольства Великобритании. В конференции впервые принимал участие специальный представитель ЕС по правам человека Ставрос Ламбринидис. Здесь был также представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы, хорошо известный у нас Андреа Ригони, другие медиаперсоны. Несмотря на то что это было первое мероприятие подобного рода в Минске, оно продолжило уже довольно устойчивый тренд на усиление диалога нашей страны с Евросоюзом.


Как сказал при открытии конференции заместитель министра иностранных дел Валентин Рыбаков, наша страна была и остается открытой для обсуждения любых, даже самых острых тем по правам человека, в том числе и вопроса смертной казни. Вместе с тем решение всех проблем должно происходить не в конфронтации, а на основе диалога, учитывая национальные особенности любой страны.

Это наше внешнеполитическое кредо, которое было и есть неизменным. Так же, как, впрочем, и в вопросе смертной казни, за которую, напомнил замминистра, проголосовало большинство белорусских граждан на референдуме, прошедшем двадцать лет назад. «Нами этот факт игнорироваться не может и не будет», — подчеркнул дипломат.

Валентин Рыбаков

Выступавшие на конференции спецпредставитель ЕС Ставрос Ламбринидис, постоянный координатор ООН в нашей стране Санака Самарасинха, европарламентарий Андреа Ригони рассказали о существующих в странах Евросоюза и мире в целом подходах к проблеме смертной казни. Прозвучали такие цифры: все 28 стран Евросоюза отменили смертную казнь, а всего в мире 150 стран отказались от такого вида наказания.

Ставрос Ламбринидис

Депутат Палаты представителей Николай Самосейко уверен,  что в нашей стране смертная казнь рано или поздно тоже будет отменена. Парламентарий напомнил о той социально–исторической обстановке 20 лет назад, в которой проходил референдум. То, что свыше 80% граждан высказались тогда за сохранение смертной казни, отражает реакцию народа на тот разгул криминала и экономическую нестабильность. То время радикальных перемен сопровождалось ростом насилия, так что отмена сдерживающего фактора в виде смертной казни могла бы усилить дестабилизацию. Поэтому общество было практически единодушно.

Николай Самосейко

В кулуарах активно обсуждали и такую тему: «А почему все согласны с тем, что смертная казнь применяется в США?» Рациональные ответы на этот вопрос отсутствуют... 

«Меня не смущает тот факт, что мы единственная страна в Европе, в которой еще сохраняется смертная казнь, — сказал мне в кулуарах председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Владимир Сенько. — Отмена смертной казни — это историческая неизбежность и главный европейский тренд, к которому мы рано или поздно присоединимся. Меня смущает и даже возмущает, что перед нами из–за этого выставили забор. Что этот вопрос стал предметом условий и санкций. Этот язык навязывания ультиматумов под предлогом отмены смертной казни далек от настоящих ценностей, за которые, собственно, и ратуют Совет Европы и Евросоюз».

...Мне кажется, в этом и заключается самая большая важность обсуждения, состоявшегося в бальном зале отеля «Ренессанс», где собрался, кажется, весь дипломатический корпус в нашей стране. Важно, что именно сюда, к нам в Минск, прибыли и спецпредставитель ЕС, и представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы, и известный дипломат «новой Европы» Карел Шварценберг. С партнерами надо разговаривать, а не «посылать условия» из Страсбурга. И важно, как подчеркнул постоянный координатор ООН в нашей стране Санака Самарасинха, чтобы этот разговор продолжался за стенами бального зала «Ренессанса», в школах, вузах, квартирах и общественных организациях. Экспертное сообщество — а оно, кстати, было представлено вчера большим количеством представителей гражданского общества, науки, религии — дало толчок к новым размышлениям. Но важное решение должен принимать народ.

...Как всегда конференцию сопровождал немалый информационный шум. Приведу лишь некоторые детали. Шумный центр «Весна» на конференцию вообще не пригласили. Причем не «режим», с которым Беляцкий и Стефанович без конца борются, а, как сообщают некоторые интернет-ресуры, устроители с западной стороны. 

В очередной раз удивил публику бывший министр иностранных дел Чехии уважаемый пан Шварценберг. Собрав журналистский эскорт, он организовал отдельную встречу с родственниками приговоренных к ИМН преступников–убийц. Шварценберг рассчитывал на большое шоу, но результаты оказались не такими уж приметными. Дело в том, что один из осужденных убил трех человек, а второй — уже приговаривался к расстрелу, был помилован, но опять лишил человека жизни.

Можно, конечно, было бы порадоваться за «гуманизм» чеха, но подумалось: «Почему экс–министр встретился с родственниками приговоренных к ИМН? Что он хотел от них услышать? Может быть, для более глубокого понимания сути трагедий гораздо полезнее для него были бы встречи с близкими жертв? Это бы дополнило картину мира тех, кто смотрит на трагедию лишь с одной, пусть даже «гуманной» точки зрения».

В целом же конференция, на мой взгляд — а также по мнению многочисленных собеседников, была интересной и важной. А главное заключается в том, что подтверждается основной тренд последних месяцев — диалог вместо конфронтации.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter