Вчера французские газеты вышли с черными полосами, на которых на разных языках написано: «Я — «Шарли Эбдо». В среду вечером, не дожидаясь разрешения властей, на площади Республики в Париже более 5.000 человек собрались, чтобы выразить свое возмущение и протест против теракта в редакции сатирического еженедельника «Шарли Эбдо», в результате которого погибли 12 человек. Это крупнейший теракт в истории Франции и наверняка крупнейший в истории журналистики. У журналистов по всему миру сжалось сердце. Мы с жутким постоянством хороним коллег, которые бесстрашно отправляются в самые горячие точки планеты, чтобы рассказать вам правду о том, что происходит. Но теперь нас убивают в тиши редакционных офисов спокойных, казалось бы, стран. Хотя сейчас это, наверное, нужно говорить в прошедшем времени: это раньше они не считались горячими точками, но теперь, возможно, вся Европа в такую точку превращается. Звучит страшно, но не невероятно.
Мир тесен — расхожая фраза, которую мы повторяем несколько раз на дню, всегда удивляясь тому, насколько верной она оказывается. В этом страшном теракте во французской столице мы несем потери. Не только солидарно–журналистские, скорбя по незнакомым нам лично собратьям по профессии. Мы понесли потери личные. Среди убитых — путешественник, фотограф и журналист Мишель Рено, уроженец города Клермон–Ферран, побратима Гомеля, близкий нам человек. В родном городе он основал и много лет проводил фестиваль «Путевые дневники», на котором впечатлениями о своих путешествиях делились художники, журналисты и писатели из 120 стран. В 2009 году в гомельской галерее Гавриила Ващенко прошла его персональная фотовыставка «Путешествие вокруг света в 80 фотографиях». Его связь с Беларусью и Гомелем была и глубоко личной: он был женат на гомельчанке, сестре Нины Романовой, редактора международного отдела «СБ». Это наша личная потеря. Скорбим и глубоко соболезнуем...
Мишель Рено
Есть у этой грустной и гнусной истории и другая сторона, которая чревата далекоидущими последствиями для всей Европы. Вопрос: почему в наше время, которое мы считаем просвещенным (похоже, что напрасно), стали вновь возможны религиозные войны? Потому что если это еще не религиозная война, то как минимум мощный стимул как для нее, так и для антиисламских движений, которые набирают силу по всей Европе. В Германии каждый понедельник демонстрации антиисламистов собирают десятки тысяч участников. Ангела Меркель и политический истеблишмент бьют тревогу и собирают антидемонстрации, называя антиисламистов «нацистами». В Германии это до сих пор срабатывало. Но, похоже, не в этот раз. Любопытные факты: в 1989 году с таких вот «понедельничных демонстраций» начиналось падение социалистического строя в ГДР, а сегодня антиисламские митинги больше всего людей собирают в Дрездене — городе, известном своими мощными антифашистскими традициями. Так что немецкий (а за ним и европейский) антиисламизм — это тренд.
В Чехии лидер политической партии «Заря прямой демократии» и один из самых известных националистов Томио Окамура (пусть вас не смущает фамилия, он наполовину японец) заявил (еще за несколько дней до парижского теракта), что «нельзя давать мусульманам спокойно жить». Он говорит, что каждый купленный в уличном ларьке кебаб — шаг на пути к парандже, и призывает выгуливать собак и свиней перед мечетями (в Чехии их всего три). На сегодня противники ксенофобии и религиозной нетерпимости объявили акцию «Кебабом по дебильности» и призвали всех купить по кебабу: «Нас не запугаешь!» Участие в акции подтвердили около 5.000 человек. Я тоже съем свой кебаб. Потому что то, чего добиваются убийцы Мишеля Рено и других журналистов, — посеять вражду между христианским и исламским миром, заставить нас с подозрением относиться к каждому человеку с иными религиозными взглядами и арабской внешностью. Они мечтают, чтобы мы боялись. Но они же своими жуткими, но так хорошо снятыми и смонтированными видео казней (в том числе журналистов) говорят о том, что СМИ все еще имеют значение и авторитет. Я съем свой кебаб в Чехии, чтобы строящаяся возле моего минского дома мечеть никогда не стала символом раздора. Мы — вместе, мы все — «Шарли Эбдо».
Советская Белоруссия № 3 (24633). Пятница, 9 января 2015