Здесь раньше вставала вода на дыбы...

Монитор и бронекатер на Березине
Монитор и бронекатер на Березине

«Пинск и Светлогорск не могут поделить трофей. На бронекатер, поднятый со дна Березины, претендуют сразу несколько музеев — Пинский музей Белорусского Полесья, музей Днепровской флотилии и музей Иркутско–Пинской дивизии. В музее истории Светлогорска надеются, что коллеги из Пинска не станут доводить дело до судебного разбирательства...»

Вокруг уникальных военных экспонатов, найденных на территории Светлогорского района, в Интернете неожиданно разгорелись нешуточные страсти. Тексты о взаимных претензиях музеев Пинска и Светлогорска кочуют с одного сайта на другой. Интерес понятен: последние полгода от Березины действительно ждали сенсации. О том, что на ней в 1941 году держали героическую оборону речники Пинской военной флотилии, знали, но лишь по историко–литературным источникам. А не так давно в архивах обнаружили: в этих местах затонули два судна флотилии — монитор «Винница» и бронекатер–разведчик БКА–205.

Энтузиасты киевской общественной организации «Товарищество ветеранов разведки ВМФ» и Шкловского военно–патриотического поискового отряда летом развернули в старом русле реки поисковые работы. В августе с большой глубины достали фрагменты «Винницы». По осени — остатки бронекатера. А вместе с ними десятки военных атрибутов. Знаки боевого прошлого были переданы в Светлогорский музей истории города, который еще готовится к открытию. Но какие у пинчан и светлогорцев могут быть претензии друг к другу?

Заместитель председателя Светлогорского райисполкома Сергей Меркулов, дневавший и ночевавший на раскопках, удивился моему звонку:

— Сейчас идет работа над созданием экспозиций, посвященных Пинской флотилии. В их основе, конечно же, последние находки. Планируем открыться весной. Впервые от вас слышу о просьбе пинчан поделиться экспонатами. Уверен, решим этот вопрос мирно. Ведь находок очень много. Это и фрагменты судов, и оружие, и уцелевшие приборы.

Захотелось выслушать и вторую сторону. Звонок в музей Белорусского Полесья прояснил ситуацию окончательно. Директор учреждения Ирина Демчук об интернетных баталиях тоже ничего не знала:

— Мы всего лишь позвонили светлогорским краеведам, попросили рассказать о результатах поисков. Какие могут быть судебные тяжбы! Конечно, нам хотелось бы расширить свои экспозиции. Ведь история Пинской флотилии — это наша тема. Но с просьбой о передаче экспонатов мы не обращались.

Так что информация, послужившая началу интернетовских баталий, как это часто бывает, оказалась уткой. К слову, упоминаемые в сети музеи Днепровской флотилии и Иркутско–Пинской дивизии закрылись еще в начале 90–х. А реальность такова. В Светлогорском районе уже работают над новыми проектами, связанными с «местной историей» Пинской флотилии. Власти приняли решение по весне установить мемориальные знаки у мест гибели военных судов. Будет на территории района и памятная стела погибшим героям «Винницы» и бронекатера, которую тоже собираются открыть в этом году на автомагистрали, в 12 километрах от районного центра.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter