На Брестчину возвращаются породы деревьев из прошлого

Время собирать шишки

Январь — не то время, чтобы думать о посадках в лесу? Зря так считаете. Хотя высаживать деревья начнут, как только потеплеет. В январские дни в лесосеменоводческом цехе Ивацевичского лесхоза тоже кипит работа. Сюда везут сырье из Брестчины и других областей страны. В разгаре заготовка и переработка семян.


Мастер цеха Валерий Лындов показывает, как организован процесс:

— В сутки шведская технологическая линия может переработать до 800 килограммов шишек сосны и до 400 — ели. Из одной тонны еловых шишек получается 17 — 30 килограммов семян, из тонны сосновых — 10 — 18 килограммов.

Пока в лесхозе собирают шишки только на делянках главного пользования. В нынешнем сезоне заготовили почти 11 тонн. Школьники, как это было в моем детстве, в полезном деле не участвуют — ленятся. Пахнущий хвоей урожай снимают с деревьев работники лесничеств.

Для того чтобы получать более качественные семена, на территории лесхоза заложены лесосеменные плантации на площади более чем 32 гектара. Там уже собрано 600 килограммов шишек сосны с улучшенной наследственностью. Недалек час, когда начнут плодоносить лиственница европейская и пихта белая.


Зачем нашим лесам экзотические деревья, спросите?

Главный лесничий Ивацевичского лесхоза Роман Метечко удивляет:

— Какие это экзоты? В далеком прошлом пихта была довольно распространенным видом. Лиственница тоже росла в наших лесах.

В послевоенные годы в Беларуси было посажено около 12 тысяч гектаров лиственницы. Но мало что осталось. А ведь, по заключению ученых, территория, которую занимает Брестчина, подходит для разведения этой ценной породы.

Сегодня можно увидеть лиственницу в деревне Пески Березовского района. В Ивацевичском районе она растет возле дворца Пусловских. В деревне Лысково Пружанского района около старинного кладбища появился самосев. Семена нескольких старых лиственниц без участия человека прижились на здешней земле.

В последние годы Ивацевичский лесхоз высаживает лиственницу при лесовосстановительных работах. Это красивое стройное дерево быстро растет, устойчиво к ряду вредителей, его обходят стороной дикие животные.


А вот хвойная королева — пихта белая — из наших лесов почти исчезла. В 1981 году пихту включили в Красную книгу Беларуси. Единственное насаждение сохранилось в Беловежской пуще в урочище Тисовик. Там около двух десятков взрослых деревьев. В пуще есть еще три участка с молодыми пихтами, но это посадки искусственного происхождения. Культивируется пихта белая в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси. С недавних пор выращивается в Столинском лесхозе на Брестчине, а также в некоторых лесхозах других областей.

По мнению ученых, внедрение лиственницы и пихты в смешанные леса, по существу, является возвращением пород на территорию прежнего обитания.

Интересная работа у лесоводов. Лес для них, словно палитра. И все же пока кажется удивительным, что наши внуки смогут собирать грибы в лесу среди лиственниц и красавиц пихт.

В ТЕМУ

В 2014 году в честь 70–летия освобождения Беларуси под Барановичами в урочище Сочивки заложена кедровая роща, которую уже через 10 лет можно будет «прочитать» с высоты птичьего полета. Деревья образуют предложение «Квiтней i мацней, мацi Зямля». Понадобилось две сотни 3–летних саженцев кедра сибирского, который доставили из Красноярского края. Это не единственный пример высаживания деревьев в форме слов. Лесоводы Ивановского района в 1967 году высадили березами в сосновом лесу слово «Ленин», которое сегодня читается спутниками.

КСТАТИ

В нынешнем зимнем сезоне перед лесхозами страны поставлена задача собрать 660 тонн еловых шишек и 371 тонну сосновых.

valentinak3@mail.ru

Фото автора

Советская Белоруссия № 18 (24648). Пятница, 30 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter