Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы

Вместе — за сильную и процветающую Беларусь!

Проект


Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, которая будет принята после широкого общественного обсуждения на пятом Всебелорусском народном собрании


ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ


Главный результат четвертой пятилетки (2011 — 2015 годы) — сохранение политической стабильности, устойчивости экономики и социальной защиты населения. 

Несмотря на возникший кризис в странах–соседях, мы не только предотвратили обвал, но и обеспечили положительный рост экономики за пятилетие. Более того, по ряду направлений нам удалось добиться значимых результатов. 

Беларусь вошла в ТОП–50 стран мира с высоким уровнем человеческого развития. 

Согласно Докладу ПРООН о человеческом развитии Республика Беларусь по индексу человеческого развития среди 188 стран мира переместилась с 68–го места в 2000 году на 50–е место в 2015 году. 

Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015 году. 

Повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченного населения с 7,3 процента в 2011 году до 5,1 процента в 2015 году.

Существенно улучшилась демография. С 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси начала расти, сжаты демографические ножницы. 

В 2015 году родилось 119 тыс. детей, что на 494 ребенка больше, чем в 2014 году. Более половины рожденных детей (57,2 процента) — это вторые, третьи и последующие дети в семьях. 

На мировой уровень вышла отечественная медицина по всем без исключения направлениям: кардиология, онкология, травматология, нейрохирургия, акушерство и гинекология, педиатрия и трансплантология.

Наших врачей ценят по всему миру. Экспорт услуг в области здравоохранения сегодня осуществляется в 124 страны мира. 

Продолжилось массовое строительство доступного жилья. Обеспеченность населения жильем выросла с 24,6 кв. метра в 2010 году до 26,5 кв. метра на одного человека в 2015 году. 

Проведена масштабная модернизация промышленности и сельского хозяйства, куда вложено более 40 миллиардов долларов.

Полностью обновлена отрасль деревообработки. Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей. Изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью   450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов. Начато строительство Белорусской АЭС.

Введены в эксплуатацию и технически переоснащены 1184 молочнотоварных комплекса. Автоматизация основных технологических процессов сельскохозяйственного производства позволила увеличить производительность труда в сельском хозяйстве примерно в 1,4 раза.

Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной Беларусь входит в число крупнейших экспортеров молочной продукции. У нас производится 1,4 процента мирового объема молока, в мировом экспорте молочных продуктов доля страны составила около 5 процентов, а по сливочному маслу — около 11 процентов. 

Беларусь взяла курс на ускоренную информатизацию. В глобальном рейтинге Международного союза электросвязи по развитию информационно–коммуникационных технологий Беларусь поднялась с 50–го места в 2010 году на 36–е в 2015 году, опередив все страны СНГ. 

По экспорту компьютерных и информационных услуг на душу населения Республика Беларусь также находится среди мировых лидеров.

ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ. НАШИ ПРОБЛЕМЫ


Беларусь — страна с открытой экономикой. Наше благосостояние очень сильно зависит от внешних факторов, прежде всего покупательной способности торговых партнеров. 

Кризис в странах–соседях, в России и Украине, на наших традиционных рынках, сильно ударил по Беларуси. Спрос на наши товары сократился. Конкуренция резко выросла. Как следствие, упали экспорт, доходы предприятий и бюджета. 

Это явилось одной из ключевых причин того, что ряд намеченных задач не был решен. 

Рост ВВП, экспорта, реальных доходов оказался значительно ниже запланированного. Произошло замедление темпов роста экономики.

Не удалось обеспечить стабильность белорусского рубля, выросла инфляция. 

Некоторые предприятия оказались в тяжелом финансовом положении. В отдельных случаях появилась напряженность с выплатой заработной платы. 

Внешние обстоятельства не были единственной причиной экономических трудностей, они лишь обострили ряд внутренних проблем нашей экономики.

По–прежнему мы страдаем от низкой производительности труда и высоких издержек производства. 

Структура управления экономикой требует совершенствования. Управленческие технологии отстают от требований времени.

Тормозится внедрение инноваций, падают качество продукции и конкурентоспособность. 

Нам так и не удалось привлечь в экономику страны масштабные прямые иностранные инвестиции. Во главу угла ставится кредитование (то есть жизнь в долг), а не привлечение прямых инвестиций в акционерный капитал предприятий. 

Вырос внешний долг страны. 

Доля малого и среднего бизнеса в Беларуси пока невысока. 

Обозначенные проблемы серьезны, но не катастрофичны. Их преодоление станет одной из ключевых задач текущей пятилетки.


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ


Во второй половине прошлого века человечество впервые в своей истории вступило в принципиально новую эпоху глобализации.

Мир стал взаимозависим. Появление Интернета и глобальной финансовой системы сделало эту зависимость необратимой. 

Глобализация дает каждой стране и каждому человеку огромные возможности. Но одновременно резко усиливается конкуренция.

Только те страны, которые быстрее других освоят лучшие достижения всего человечества и будут способны быстро меняться по требованию времени, имеют шанс на процветание.

Сегодня мир переходит от индустриальной фазы развития к экономике знаний. Конвейерное массовое производство утрачивает свое значение. Традиционные отрасли меняются изнутри — на смену заводским рабочим массово приходят роботы и трехмерная печать, финансы и торговля переходят в Интернет, сплав био– и информационных технологий обещает новую эру в медицине и продлении жизни человека. Сельское хозяйство стало высокотехнологичной сферой. Традиционный крестьянский труд в странах с передовым сельским хозяйством заменяется новейшими информационными и биотехнологиями. 

Мировая наука стоит на пороге принципиальных прорывов в создании искусственного интеллекта. Машины учатся общаться и взаимодействовать между собой без участия человека. 

Образование становится дистанционным и непрерывным. Специалисту 21 века придется учиться всю жизнь. 

Фундаментальные сдвиги в развитии цивилизации дают Беларуси шанс. Мы можем быстро построить новые отрасли экономики. Можем оживить традиционные сектора за счет ускоренной информатизации и новых методов управления. Можем стать одним из ключевых центров притяжения капитала и концентрации технологий в Восточной Европе. 

Но у цивилизационной развилки есть и другой путь. Всегда существует риск впасть в состояние застоя из–за опасения перемен, которые так или иначе неизбежны.

Все зависит от нас и от нашего выбора. 

Наш выбор в пользу энергичного развития Беларуси, а не застоя; в пользу открытости миру, а не изоляции; в пользу прогресса, а не стагнации. 

ПЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА. НАШИ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ


Главная цель развития страны на 2016 — 2020 годы — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.

В 2020 году прирост к 2015 году составит:

ВВП — 12 — 15 процентов;

реальных денежных доходов граждан — 9,5 — 11,6 процента.

К концу 2020 года ставки по кредитам снизятся до 9 — 11 процентов. 

У каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру.

Продолжительность жизни вырастет до 75,3 года.

Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах.

ИНВЕСТИЦИИ — это развитие и рост экономики. Это не только деньги, но и новейший опыт и технологии.

ЗАНЯТОСТЬ — это возможность каждого гражданина своим трудом обеспечить себя и свою семью.

ЭКСПОРТ — основа нашей открытой экономики, поступления валюты в страну, прибыли предприятиям, налогов в бюджет. 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — это наша конкурентоспособность в современном мире. 

МОЛОДЕЖЬ — это главный потенциал государства и будущее страны. 

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


1. Раскрепощение деловой инициативы

Беларусь — страна равных возможностей. Роль государства будет заключаться в создании благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и частном секторе. Любой инициативный человек независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний сможет начать свое дело в Беларуси или найти работу по душе. 

Государство обеспечит защиту и неприкосновенность прав частной собственности, снимет ограничительные барьеры, либерализирует контрольную деятельность. 

Для этого предусматривается:

расширение форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

повышение эффективности бюджетно–налоговой и денежно–кредитной политики;

введение административной (а при повторном совершении — уголовной) ответственности за вмешательство должностных лиц правоохранительных (контролирующих, надзорных) органов в законную деятельность субъектов хозяйствования;

существенное снижение финансовых санкций за незначительные нарушения;

радикальное упрощение и сокращение числа видов и форм отчетности;

внедрение системы оценки последствий принятия нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности;

сокращение количества лицензируемых видов деятельности;

введение института налоговых консультантов в целях качественного предоставления соответствующих услуг.

2. Принятие стимулирующих мер для быстрого открытия своего дела

Вновь создаваемые на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятия будут освобождены в течение двух лет от налога на прибыль и налога на недвижимость.

Государство в рамках соответствующей программы поддержит расширение инновационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионах республики (технопарки, венчурные организации, центры поддержки, инкубаторы малого предпринимательства).

Предусматривается:

сформировать пакет базовых услуг, которые будут предоставляться бизнесу на безвозмездной основе;

обеспечить осуществление административных процедур в электронном виде, начиная от подачи заявок и заканчивая получением результатов в виде электронного документа.

Планируется упростить передачу неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности государства, для создания производственного бизнеса и новых рабочих мест.

Инструменты экономического регулирования будут направлены на поддержание добросовестной конкуренции и противодействие монополизму.

Прямое регулирование цен и тарифов будет сохранено только на услуги, оказываемые предприятиями, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках, и естественными монополиями, а также на отдельные группы товаров (в частности, топливо, электро– и теплоэнергию). 

Для эффективного обеспечения равных конкурентных условий хозяйствования на базе Министерства торговли создается антимонопольный орган Республики Беларусь. 

Реализация намеченных мер позволит сформировать полноценную конкурентную среду, установить единые правила ведения бизнеса. 

Результатом решения поставленных задач станет рост доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости с 28,7 процента в 2014 году до 40 процентов в 2020 году.

3. Снижение инфляции и процентных ставок 

Основная цель денежно–кредитной политики — снижение к концу 2020 года уровня инфляции до 5 процентов.

Это означает:

для экономики — макростабильность;

для предприятий — доступные кредиты;

для каждого гражданина — прекращение роста цен. 

Ставка рефинансирования станет базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок в экономике. 

По итогам 2017 года уровень процентных ставок по новым кредитам в национальной валюте прогнозируется в размере 17 — 18 процентов годовых, 2018 года — 14 — 15 процентов годовых, 2019 года — 11 — 12 процентов годовых, 2020 года — 9 — 11 процентов годовых.

Развитие конкуренции в банковском секторе и внедрение современных технологий приведет к снижению стоимости и росту доступности банковских услуг.

Курсовая политика останется гибкой. Золотовалютные резервы существенно увеличатся и будут поддерживаться на безопасном уровне.

4. Создание полноценного финансового рынка

Полноценный финансовый рынок — обязательное условие устойчивого экономического роста. 

Ключевые задачи — обеспечение гарантий сохранности вкладов населения, устойчивости банковской системы страны, привлечение инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор.

Развитие финансового рынка даст населению привлекательные сферы вложения денег. 

Планируется обеспечить свободную куплю–продажу акций отечественных и иностранных организаций всех форм собственности. 

Будет либерализирована валютная система. Предполагается, что сроки возврата валютной выручки в страну будут устанавливаться в контрактах, будут отменены обязательная продажа и целевая покупка иностранной валюты, ограничения на открытие счетов в иностранных банках.

Для реального сектора экономики финансовый рынок предоставит новые, более доступные источники финансирования: корпоративные облигации, проектное финансирование, размещение акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок.

Обеспечение макроэкономической стабильности вместе с мерами по улучшению инвестиционного климата создадут основу для улучшения суверенного кредитного рейтинга страны, белорусских банков и предприятий. Это позволит существенно облегчить доступ предприятий к финансовым ресурсам для инвестиционного развития. 

Продолжится совершенствование деятельности Банка развития Республики Беларусь как государственного института поддержки приоритетных направлений развития экономики. Основной акцент будет сделан на кредитовании экспорта, финансировании инвестиционных проектов, в том числе государственно–частного партнерства. 

Возрастет доступность финансовых услуг для населения и предприятий через ускоренное развитие современных информационных технологий. Все получат возможность осуществлять широкий спектр банковских операций дистанционно, не приходя в банк. Это приведет к сокращению операционных издержек банков и, соответственно, снижению стоимости банковских услуг для пользователей.

5. Финансовое оздоровление реального сектора экономики

Предусматривается дифференцированный подход к восстановлению платежеспособности организаций реального сектора экономики. Финансовое оздоровление предприятий станет основой для повышения дисциплины взаиморасчетов, снижения уровня кредиторской и дебиторской задолженности.

Дефицит собственных оборотных средств предприятий будет ликвидирован путем:

ускорения их оборачиваемости посредством недопущения роста складских запасов и дебиторской задолженности;

последовательного снижения ставок по кредитам, что уменьшит отток оборотных средств;

точечной реструктуризации текущих обязательств, в том числе с использованием корпоративных ценных бумаг и облигаций Правительства; 

снижения всех видов затрат в соответствии с требованием Президента Республики Беларусь. Вопросы оказания господдержки без выполнения этого требования рассматриваться не будут; 

привлечения инвесторов.

Одновременно предусматривается управляемое выведение из экономики неплатежеспособных производств, затраты на поддержку которых превышают отдачу от них, вовлечение в экономический оборот их активов и эффективное использование высвобождающихся трудовых ресурсов. При этом будут обеспечены социальная защита работников, активное участие профсоюзных организаций в решении задач создания новых и оптимизации действующих рабочих мест.

6. Сбалансированный бюджет без роста налоговой нагрузки

Бюджетно–налоговая политика в текущей пятилетке будет направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально–экономического развития, дальнейшую оптимизацию налоговой системы.

В бюджетной политике будут обеспечены:

бездефицитный бюджет;

переход к трехлетнему бюджетному планированию;

оптимизация механизмов распределения доходов бюджетов; 

широкое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;

оказание государственной поддержки на основе равного доступа, конкуренции и соответствия рыночным требованиям;

постепенное сокращение государственного долга. 

Будет сохранена социальная направленность бюджетных расходов, а также увеличена доля расходов на инновационное развитие.

В целях обеспечения устойчивого регионального развития нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов (пошлин), формирующих основной объем доходов бюджетов районов и городов областного подчинения, будут сохранены на срок не менее трех лет. Это повысит самостоятельность местной власти в проведении политики регионального развития, появятся дополнительные стимулы для поддержки бизнеса и создания новых рабочих мест.

Мероприятия в области налоговой политики будут направлены на поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, стимулирующего экономический рост. Уровень налоговой нагрузки не увеличится и составит не более 26 процентов от ВВП.

Для достижения данной цели предполагается:

введение моратория на ухудшение налогового законодательства;

повышение эффективности налоговой системы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности;

совершенствование подходов к взиманию налога на недвижимость и экологического налога;

освобождение от налога на добавленную стоимость внутрихолдинговых оборотов товаров (работ, услуг);

обеспечение перехода на электронное обслуживание плательщиков.

Будет введен институт «налоговых депозитов», стимулирующих вывод доходов и капитала из тени. Резидентам Республики Беларусь, задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, будет гарантировано безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны. 

7. Модернизация отношений собственности 

Сохранение государственной собственности или расширение частной — не самоцель. Они должны быть эффективными и прибыльными.

Предусматриваются: 

передача в коммунальную собственность предприятий, не имеющих стратегического значения, в целях привлечения инвесторов в акционерный капитал;

внедрение передовых мировых практик корпоративного управления на государственных предприятиях с установлением главного критерия для руководителя — максимизация прибыли;

активизация малой и средней приватизации, ориентированной на привлечение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест; 

привлечение ведущих мировых компаний (с капитализацией более миллиарда долларов) в Республику Беларусь для реализации проектов с высокой добавленной стоимостью; 

выпуск акций крупнейших компаний на международных биржах Лондона, Нью–Йорка, Франкфурта с целью роста капитализации данных предприятий и снижения долговой нагрузки.

Министрам, председателям облисполкомов и Минского горисполкома будут предоставлены дополнительные права на отчуждение части акций государственных предприятий.

Планируется утверждение упрощенного порядка регулирования отношений собственности, включая радикальное сокращение перечня документов и согласований.

В качестве обязательных условий — наличие эффективного бизнес–плана, годового отчета и аудиторского заключения о состоятельности инвестора. Процесс привлечения инвесторов будет прозрачным и конкурентным.

8. Повышение эффективности инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций 

Инвестиционная политика будет базироваться на рыночных принципах предоставления инвестиционных ресурсов, эффективности их использования, улучшении делового климата.

В новой пятилетке приоритеты инвестиционной политики смещаются в реальный сектор, а точнее — в проекты с высокой окупаемостью. Это предполагает прежде всего обновление активной части основных средств, приобретение передовых технологий, информационных систем, робототехники.

Основными направлениями использования инвестиций станут:

создание высокоэффективных и экспортоориентированных производств, новых рабочих мест в сфере услуг;

реализация приоритетных программ в социальной сфере;

строительство объектов инженерной инфраструктуры, в том числе Белорусской АЭС. 

Предоставление государственной поддержки и льготных кредитных ресурсов на выполнение инвестиционных проектов будет осуществляться на конкурсной основе в рамках государственных программ с учетом их направленности на реализацию приоритетных направлений социально–экономического развития страны. 

Инвестиции, не имеющие прямого экономического эффекта и окупаемости, но направленные на обеспечение национальной безопасности и решение стратегически важных для страны социальных вопросов, будут осуществляться в пределах бюджетных возможностей.

Инвестиционные потоки с государственной поддержкой по ключевым направлениям сосредоточены в 20 государственных программах. В 2016 — 2020 годах будет реализовано более 80 крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 27 млрд. долларов США. В их числе строительство атомной электростанции в Республике Беларусь; организация производства легковых автомобилей в Республике Беларусь СЗАО «БЕЛДЖИ», создание Китайско–Белорусского индустриального парка «Великий камень», разработка месторождений калийных удобрений со строительством горно–обогатительных комплексов на Петриковском и Старобинском месторождениях, строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК», строительство завода по производству металлического листа и белой жести ОАО «ММПЗ–групп», проектирование и строительство экспериментального многофункционального комплекса «Минск–Мир» и другие.

Приоритетным источником модернизации экономики в текущей пятилетке являются прямые иностранные инвестиции.

Задачам их активного привлечения и эффективного использования будут подчинены все инструменты экономической политики.

Предусматриваются безусловное обеспечение права инвестора на распоряжение полученной прибылью и дивидендами, свободное движение капитала, совершенствование системы гарантий для международных инвесторов на основе лучшей мировой практики. 

Планируются углубление производственной кооперации и промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, включение белорусских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.

Статус Национального агентства инвестиций и приватизации будет повышен, а его полномочия расширены.

Ключевым показателем эффективности работы министров и губернаторов станет объем привлечения прямых иностранных инвестиций.

Притоку дополнительных финансовых средств в экономику будет способствовать дальнейшее развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями.

Реализация инвестиционных проектов на принципах государственно–частного партнерства, эффективное распределение рисков и ответственности между бизнесом и государством позволят реализовать долгосрочные инфраструктурные проекты.

Доля инвестиций в основной капитал будет поддерживаться на уровне экономической безопасности — не менее 25 процентов к ВВП.

9. Эффективное государственное управление

Самое современное производство даст желаемую отдачу лишь при эффективном управлении. Поэтому в текущей пятилетке наряду с дальнейшей комплексной модернизацией базовых отраслей и ускоренным формированием новых высокотехнологичных секторов предусматривается обновление системы управления экономикой. 

В этих целях предусматривается:

разграничение функций государства как регулятора и собственника;

сокращение излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов;

расширение полномочий и сфер ответственности органов местного управления и самоуправления;

укрепление позиций Национального собрания Республики Беларусь на международной арене; 

формирование компактного Правительства;

перевод к 2020 году всех административных процедур в электронный формат;

повышение престижа государственной службы;

организация системы стажировок государственных служащих в ведущих мировых образовательных центрах.

В результате последовательной реализации намеченных мер будет создан эффективный компактный государственный аппарат.

10. Четкие критерии оценки руководящих кадров

Главная цель — повысить эффективность управления: дать руководителям всех уровней свободу действий, предоставив необходимые полномочия для принятия решений, право на риск, инициативу, при усилении персональной ответственности за состояние дел на вверенном участке работы, внедрении действенных мотивационных механизмов.

Оценка эффективности работы кадров по выполнению Программы будет осуществляться исходя из важнейших критериев, предусмотренных в Указе Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально–экономического комплекса Республики Беларусь».


Слагаемые роста конкурентоспособности экономики, основанного на инновациях


Цифровая трансформация экономики (информатизация)

В текущей пятилетке в сфере информатизации нам предстоит решить двенадцать ключевых задач.

1. Создание одной из самых современных инфраструктур телекоммуникаций в Восточной Европе. Реализация программы «Оптоволокно в каждый дом». Расширение проекта создания сотовой связи четвертого поколения на территорию всей страны. По мере разработки новейшего стандарта связи пятого поколения мы запустим соответствующие пилотные зоны на территории Беларуси. 

Уровень проникновения Интернета к 2020 году составит минимум 80 процентов домохозяйств. 

2. Создание полноценного электронного правительства. Ориентир по качеству и полноте электронных услуг — Южная Корея (мировой лидер в данной области). К 2020 году все базовые административные услуги должны оказываться в электронном виде. Все жители страны будут иметь возможность использовать электронную подпись.

Получить любые документы, справки можно будет быстро, легко и удобно, все административные процедуры станут прозрачными. 

3. Стандартом для новых домов и квартир должна стать система «Умный дом». Во всем вновь вводимом жилье граждане будут иметь возможность использовать эту систему.

4. Максимальное внедрение во все отрасли экономики технологий сбора и обработки больших массивов данных, прежде всего в медицине, торговле и сельском хозяйстве. 

5. Изучение возможностей использования новейших технологий передачи и хранения информации в банковской сфере, государственном управлении, нотариате и других. 

6. Снятие всех административных барьеров, мешающих развитию электронной торговли, а также использованию ведущих мировых и региональных платежных систем. 

7. Оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом. Широкое использование электронных средств обучения (электронные дневник, журнал, учебник и другие).

8. В транспортной сфере — создание автоматизированных систем мониторинга и управления состоянием транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных комплексов регулирования дорожного движения, систем учета топливных ресурсов.

9. В промышленности — внедрение автономных производственных комплексов, систем управления на основе концепции «Интернет вещей», технологий трехмерной печати, полная цифровая интеграция инженерно–конструкторских работ по всей цепочке создания стоимости.

10. В сельском хозяйстве — переход к точному земледелию, основанному на широком использовании данных спутниковых систем связи и навигации, автоматизированных систем сбора информации и управления процессами.

11. В жилищно–коммунальном хозяйстве — повсеместное внедрение систем автоматического учета и регулирования потребления топливно–энергетических ресурсов, контроля за техническим состоянием объектов инфраструктуры, полнотой и правильностью начисления и оплаты жилищно–коммунальных услуг. 

12. Создание в Республике Беларусь правовой, образовательной и инвестиционной среды (включая вопросы налогообложения, защиты интеллектуальной собственности и инвестиций, движения капитала), максимально благоприятной для развития цифровых технологий, новых технологических проектов, бизнеса в сфере информационных технологий и прочего. 

Комплексное развитие национальной инновационной системы

Интенсивному инновационному развитию национальной экономики будет способствовать проведение стимулирующей бюджетно–налоговой, денежно–кредитной и инвестиционной политики. 

Повысится роль отраслевой и фундаментальной науки, будет обеспечена ее интеграция с производством. Национальная академия наук Беларуси должна стать инновационно–производственной корпорацией для формирования высокотехнологичного сектора на собственной исследовательской и технологической базе. Особая роль ей принадлежит в интенсивном развитии космической деятельности, нано– и биоиндустрии, робототехники. 

Развитие рынка научно–технической продукции будет обеспечено за счет упрощения условий коммерциализации результатов научно–технической деятельности, принадлежащих государству, гарантированного обеспечения охраны, защиты и управления объектами интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках. 

Инновационная инфраструктура укрепится индустриальными площадками для создания высокотехнологичных производств.

Стимулирование инновационного предпринимательства планируется осуществить за счет расширения грантовой формы финансирования научных и инновационных проектов.

Уровень наукоемкости ВВП за счет всех источников финансирования превысит 1 процент.

Ускоренное формирование высокотехнологичного сектора

Ставка будет сделана на:

индустрию информационно–коммуникационных технологий;

атомную и возобновляемую энергетику; 

био– и нанотехнологии; 

фармацевтическую промышленность; 

приборостроение и электронную промышленность.

Вблизи Белорусской АЭС будет создан кластер электроемких инновационных производств, осуществлен переход на электрообогрев помещений в жилищном строительстве.

Предполагается освоить новые технологии:

углубленной переработки молочного и мясного сырья с использованием методов биохимической модификации;

производства инновационных биоудобрений; 

выпуска новых лекарственных средств (противоопухолевого, антиаритмического и антимикробного лечебного действия).

Будет сформирован инновационно–промышленный комплекс в сфере разработки и производства сложной медицинской техники, систем обеспечения безопасности, оборудования неразрушающего контроля и аналитического приборостроения.

В микроэлектронике будет освоено производство матриц для систем обработки информации космических летательных аппаратов, полупроводниковых приборов мощной силовой и высоковольтной электроники, высокочастотных микросхем и микросистем.

Ускоренное развитие получат фотоника (оптика, лазерная и тепловизионная техника, прочая техника двойного назначения), а также производство электрического транспорта и автокомпонентов к нему.

Будет освоено производство новых конструкционных материалов для медицины, машиностроения и строительства.

Планируется организация серийного производства беспилотных авиационных комплексов. 

Будет создана сеть национальных исследовательских лабораторий (центров) и инновационно–промышленных объединений, ориентированных на реализацию полного инновационного цикла. Централизация средств инновационных фондов позволит сконцентрировать ресурсы для целевого финансирования проектов и мероприятий Государственной программы инновационного развития. 

В результате намеченных мер удельный вес высокотехнологичных видов деятельности в общем объеме промышленного производства увеличится с 3,2 процента в 2015 году до 4 — 6 процентов в 2020 году. 

Снижение затрат и повышение качества продукции

Снижение затрат на производство и реализацию продукции является ключевым резервом повышения финансовой устойчивости и прибыльности работы организаций.

Государственная поддержка субъектам хозяйствования в текущем пятилетии будет оказываться лишь при условии существенного сокращения материало– и энергоемкости продукции. Это будет одним из ключевых показателей эффективности хозяйствования и критерием стимулирующих выплат работникам.

Основными направлениями снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) являются:

сокращение условно–постоянных и непроизводственных расходов;

технологическое переоснащение промышленных производств;

установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов за счет сокращения отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных ресурсов;

внедрение современных систем управления ресурсами, оптимальных схем и источников энергоснабжения промышленных объектов, режимов их работы. 

Снижение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и повышение их качества станут обязательными критериями при формировании и защите ежегодных бизнес–планов организаций.

Особое внимание будет уделено совершенствованию систем управления качеством, унификации технических нормативных актов с требованиями наиболее перспективных международных стандартов. Планируется усиление контроля за качеством выполнения отраслевых технологических регламентов.


Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Повышение конкурентоспособности традиционных отраслей промышленности

Производственные мощности отечественных предприятий будут оптимизированы исходя из реального спроса на выпускаемую продукцию на внешнем и внутреннем рынках. 

Предусматриваются повышение технического уровня действующих мощностей и вывод из эксплуатации избыточных. Ориентиром эффективности являются внедрение в производство современных технологий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и создание новых производств с уровнем производительности труда не ниже среднеевропейского.

Политика рационального импортозамещения будет направлена как на увеличение локализации сборочных производств, так и на производство экономически эффективной импортозамещающей продукции. Целевая задача — создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Реализация этого направления позволит достичь прироста ежегодной выручки от реализации продукции не менее чем на 600 млн. долларов США в промышленности и сфере услуг.

В производстве машин и оборудования необходимо создать новые модификации тракторов, оснащенных двигателями самых прогрессивных стандартов, расширить производство энергонасыщенных тракторов, освоить производство дизельных двигателей для автомобильной, тракторной и внедорожной техники экологического класса Евро–5 и Евро–6.

В автомобилестроении предстоит освоить выпуск технически сложных узлов и деталей, расширить использование современных композитных конструкционных материалов, электромеханических и гибридных силовых установок, внедрить интеллектуальные системы контроля за технологическими процессами и управления ими.

В транспортном машиностроении будет освоено производство малотоннажных грузовых автомобилей, микро– и электроавтобусов, большегрузных автомобильных кранов и другой импортируемой в настоящее время техники. Расширится модельный ряд пригородных и междугородних автобусов. Будет введена первая очередь нового завода по выпуску легковых автомобилей.

В производстве электротехники планируется освоить выпуск трансформаторов для стран Европейского союза с минимальным уровнем потерь, электродвигателей повышенного и высокого классов энергоэффективности, оборудования для сборки полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, расширить ассортимент бытовой техники с улучшенными качественными характеристиками. 

В металлургии будет создано производство специальных сталей, высокоточного литья, металлокорда для крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, организована линия по производству труб нефтегазового назначения, построен завод по выпуску тонкой белой жести для нужд пищевой промышленности.

Развитие химического производства будет осуществляться в увязке с модернизацией нефтепереработки. Предусматриваются создание мощностей малотоннажной химии, современных комплексов по производству полиэфирной продукции, организация производства азотной кислоты и освоение выпуска новых видов волокон, конструкционных материалов и изделий.

Выход на полную мощность модернизированных производств в деревообработке и целлюлозно–бумажной промышленности позволит увеличить с 42 до 60 процентов долю продукции глубокой переработки древесины и заместить экспорт древесного сырья продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Планируется завершить модернизацию крупнейших предприятий легкой промышленности на базе лучших мировых технологий. Расширится ассортимент и вырастет конкурентоспособность продукции текстильной, швейной и кожевенно–обувной отраслей. Курс будет взят на максимальное замещение импортной одежды, обуви качественными и современными товарами отечественного производства. Важный вклад будет внесен динамично развивающимися частными производственными предприятиями этой отрасли. Планируется повсеместное распространение опыта работы Брестской области в данном направлении.

Главными целями развития энергетики являются повышение эффективности и надежности функционирования энергосистемы с учетом ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС, обеспечение потребности экономики республики и населения в энергоресурсах.

Предстоят формирование оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и его интеграция в создаваемый общий рынок ЕАЭС. 

Будет обеспечена диверсификация видов и поставщиков топливно–энергетических ресурсов, в том числе путем строительства и поэтапного ввода в эксплуатацию двух блоков Белорусской АЭС к 2021 году, наращивания объемов использования местных топливно–энергетических ресурсов. 

С 2019 года планируется минимизировать импорт электроэнергии и реализовать межотраслевой комплекс мер по стимулированию потребления электроэнергии в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, а также по ее эффективной интеграции в энергосистему страны. Предусматривается принять меры по экспорту электроэнергии в страны Европейского союза.

К концу пятилетия будет обеспечено сокращение использования природного газа по сравнению с 2015 годом в объеме порядка 1,5 млн. тонн условного топлива. 

Совершенствование тарифной политики в сфере электро– и теплоснабжения будет осуществляться посредством ужесточения контроля за уровнем и структурой затрат, сокращения перекрестного субсидирования, стимулирования энергопотребления в период непиковых нагрузок. Предусматривается оптимизация тарифов на электроэнергию, используемую для нужд отопления и горячего водоснабжения.

Снижение себестоимости электрической и тепловой энергии будет осуществляться за счет реализации энергоснабжающими организациями эксплуатационно–технических и энергосберегающих мероприятий, сокращения непроизводственных расходов административно–управленческого персонала и прочих расходов, включаемых в затраты на производство энергии.

Основные цели нефтепереработки — обеспечение экономически эффективного производства важнейших видов нефтепродуктов и сырья для нефтехимического комплекса, наращивание экспортного потенциала страны. Для их достижения предусматривается реализация инвестиционных проектов, направленных на увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов, обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза.

В результате реализации данных проектов глубина переработки нефти в 2017 — 2018 годах составит 90 процентов по каждому нефтеперерабатывающему заводу.

Основной целью развития газового сектора является надежное обеспечение природным газом потребителей в востребованных объемах.

В целях сдерживания падения добычи нефти в республике будут реализованы инновационные методы ее разведки и добычи. Планируется расширить присутствие белорусских компаний на энергетических рынках за рубежом.

Задачами энергетической политики останутся снижение энергоемкости валового внутреннего продукта и обеспечение энергетической безопасности Беларуси.

За текущую пятилетку производство промышленной продукции увеличится на 9,1 — 15,2 процента.


Фото Владимира ШЛАПАКА

Обеспечение конкурентных преимуществ в сельском хозяйстве

Отечественное сельское хозяйство выйдет на качественно новый уровень развития за счет повышения финансовой устойчивости и технологического уровня. Продолжится работа по привлечению в агропромышленный комплекс частных инвесторов на принципах окупаемости и эффективности. 

Акцент будет сделан на строгом соблюдении технологических требований, обеспечении производственной дисциплины и эффективной организации труда.

Предстоит решение следующих задач:

реструктуризация и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, совершенствование системы имущественных отношений;

повышение ответственности председателей райисполкомов за обеспечение безубыточной работы сельскохозяйственных организаций с учетом мер государственной политики в агропромышленном комплексе; 

наращивание и диверсификация высокодоходного экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

формирование механизма, стимулирующего сельскохозяйственных производителей к снижению затрат и эффективной деятельности;

совершенствование системы управления агропромышленным комплексом.

Повышение эффективности растениеводства будет обеспечиваться на основе углубления специализации производства продукции с учетом почвенно–климатических и экономических условий хозяйствования, оптимизации структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия, совершенствования сортов и создания высокоурожайных культур.

Снижение удельного уровня затрат на производство продукции растениеводства будет обеспечено посредством широкого использования в земледелии информационных технологий и внедрения точного земледелия.

В результате намеченных мер урожайность зерновых культур к 2020 году составит не менее 41 центнера с гектара, что позволит получить до 10 млн. тонн зерна. 

Будет решена задача по обеспечению потребности внутреннего рынка в основных видах плодоовощной продукции, наращиванию экспорта свежих овощей, фруктов, ягод и продуктов их глубокой переработки.

Развитие животноводства будет направлено на повышение его эффективности и расширение экспортной ориентированности.

Выполнению поставленных задач будут способствовать улучшение селекционно–племенной работы в животноводстве, обеспечение поголовья скота и птицы отечественными сбалансированными кормами, в том числе белком.

Намечено завершение ранее начатого строительства животноводческих объектов с высокой степенью строительной готовности, заполнение их высокопродуктивным племенным скотом. Новое строительство будет осуществляться на конкурсной основе исходя из принципов окупаемости проекта и возможности обеспечения возврата кредитных ресурсов, подтвержденных источников финансирования.

Реализация намеченных мер позволит увеличить производство продукции животноводства на 18,3 процента к уровню 2015 года. Средний удой молока от коровы в 2020 году составит не менее 6500 килограммов; среднесуточные привесы на выращивании и откорме крупного рогатого скота — не менее 700 граммов, свиней — 600 граммов, птицы — 62 граммов.

Предусматривается формирование условий для эффективного производства и реализации органической сельскохозяйственной продукции.

Структурные преобразования в агропромышленном комплексе предусматривают:

совершенствование системы и механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса, в том числе посредством оптимизации функций и состава органов государственного управления;

создание крупных кооперативно–интеграционных формирований, объединяющих производство сельскохозяйственного сырья, переработку и сбыт конечной продукции, в том числе продуктовых компаний (холдингов);

реформирование убыточных и неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их финансовое оздоровление;

передачу в доверительное управление и продажу устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных унитарных предприятий как имущественных комплексов, переход на новые формы и методы предпринимательской деятельности, включая развитие малого агробизнеса.

Реализация намеченных мер позволит увеличить рентабельность продаж с 2,4 процента в 2015 году до 10 процентов в 2020 году, создать дополнительно не менее 3,5 тыс. рабочих мест в сфере агробизнеса, нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания до 7,5 млрд. долларов США.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter