Как уберечь себя от кражи велосипеда

Велики угоняют за 20 секунд

Как не остаться без колес, узнавали журналисты "СБ", милиция и бывший веловор
Считанные секунды порой требуются угонщикам, чтобы лишить владельцев велосипедов их средства передвижения. Традиционно с наступлением сезона таких краж становится больше. В МВД подсчитали, что только за пять месяцев этого года похищено 1.418 двухколесных машин, за весь прошлый год — 3.924.



Легко ли стать жертвой угонщика и как не остаться без колес, выясняли журналисты «СБ», старший инспектор милиции Центрального района Минска Татьяна Обозная и бывший веловор Антон.

Велосипеды побольше, велосипеды поменьше, одни дороже, другие дешевле. Их оставляют у кафе, магазинов и банков, в основном пристегивая. Надежно ли? Посмотрим. Велостоянка у торгового центра «Замок» на проспекте Победителей.

— Почти на всех — самый простой и дешевый замок, — Антон показывает на тонкий тросик на раме «дорожника». — Его можно перекусить (если не разорвать) за пару секунд. Но почему–то именно такие чаще и покупают. Пожалуй, лучше всего здесь защищен вот этот белый горный велик: вскрыть цепной замок можно разве что болгаркой или арматурными ножницами. Однако хозяин пристегивает «горник» лишь за раму и запросто может лишиться колес и седла. 

«Аист» был пристегнут аналогично. «Заднее колесо скрутят секунд за 15 обычным ключом или плоскогубцами, переднее тоже свободно, — ставил «диагноз» наш эксперт. — А рядом — правильная фиксация: сиденье и рама прикованы, стоит хороший цепной замок, оба колеса закреплены тросом».


На другой стоянке в основном тоже были не очень надежные тросы и петли. А вот и отличник — Merida: рама и колеса прикованы к столбу, сиденье — к раме. Любой велолюбитель должен понимать, что, пристегнув машину, он попросту покупает себе время. Чем больше замков, даже если они не очень хорошего качества, тем дольше с ними будет возиться вор. Если ему вообще захочется с ними возиться.

В прокате — разгар сезона, на любую модель рано или поздно найдется клиент. Жаль, не всегда порядочный. Позапрошлым летом парень взял напрокат три велосипеда в Центральном районе и исчез, а потом один из украденных экземпляров этот же салон случайно купил по объявлению в интернете. Паспорт, по которому они были взяты в прокате, вор якобы нашел на свалке. Другой наворовал велобайков, как сам говорил, на однокомнатную квартиру, в итоге оказавшись в колонии, он уверял, будто чужой документ нашел забытым на почте.

Мы в пункте проката на набережной Свислочи. Татьяна просовывает в окошко мой паспорт, его без вопросов принимают. Затем я подаю туда же паспорт Антона.

— Девушка, а это кто?

— Брат, — говорю.

— Нужен ваш документ. Или зовите брата.


В этом прокате велосипед по чужому документу нам не доверили

Молодец, подумала я, и вскоре вернулась, но не с «братом», а с его приятелем Витей: «Ну, вот. Теперь можно?» — «Ага». — «А «брат–то» похож на того, кто на фото?» Из окошка ответили, что не очень, и вернули паспорт. В трех других точках по чужим документам двухколесный нам не доверили. А в одном салоне признались, что в этом сезоне у них уже увели 6 велосипедов.

По статистике, в Минске почти 80 процентов краж велосипедов совершаются из подъездов, подвалов и с лестничных клеток. Чтобы попасть в подъезд, похитители идут на всевозможные хитрости, говорит Антон. Кто–то подбирает коды к домофонам, но чаще просто звонят и представляются, к примеру, работниками какой–нибудь компании. Итак, наш первый дом и первый домофон. Дверь открывают, ничего не спросив. В другой квартире поинтересовались, кто и к кому. «Я из 24–й, ключи забыла», — говорю. Антон одобрительно кивнул, и дверь снова распахнулась. В других домах не открыл нам только старичок, который был знаком с жильцами названной нами квартиры. Бдительной оказалась и бабушка, с которой мы надеялись прошмыгнуть в один из подъездов, но...

Попав–таки внутрь, мы выискивали, что плохо стоит. Пробежавшись по этажам семи многоэтажек, нашли четыре велосипеда, которые, по мнению Антона, сами просятся в чужие руки. Один тросом крепился к трубе, другой — к батарее, остальные просто стояли возле квартир:

— Вора и видеокамеры не остановят. Потом велосипеды продают, например, на рынке. Причем продавцы отлично знают, откуда товар. Бывает, вывозят в другой регион, перекрашивают или меняют меченые детали... Лично я считаю, что самый надежный способ сохранить велик — установить на нем GPS–маячок, который позволит владельцам смартфонов следить за байком.

И из-под носа уведут

Кстати, будь у нас обязательная регистрация велосипедов, с номерными знаками искать их было бы проще. Впрочем, милиция уверяет, что вело и так распознают, есть способы. Можно, к примеру, зарегистрировать его в ОВД, и, если «помеченного» уведут, найти его и доказать факт кражи будет легче. Минчанин Максим Анохин, у которого велосипед украли прямо из тамбура, поскольку дверь была не закрыта, нашел еще одно средство. Кроме того, что теперь исправно ставит блокирующие устройства, нацарапал свои инициалы на вело. В день кражи соседи ничего не слышали, подозрительных типов не видели, видеонаблюдения в подъезде нет. Однако байк милиция вскоре нашла — воришку засекла камера соседнего дома. Тащат и детские велосипеды. Два марки LTD в начале года украли из тамбура дома на улице Червякова, и уже через сутки преступников задержала милиция.

Возле Дворца спорта многолюдно, а значит, место для похитителей очень даже подходящее. Помнится, недавно двое парней так и стащили велосипед возле ТЦ в Минске. Крутились рядом, а потом купили здесь же кусачки — и колес как не бывало.

Посмотрим на реакцию людей. Наш фотокорреспондент Татьяна ставит свой двухколесный рядом с пассажирами на остановке, сама отходит в сторону, якобы кого–то встречает. Я спокойно подхожу к ее велосипеду и так же спокойно на нем уезжаю. Эх, и ведь никто даже словечка вслед не бросил. Этот трюк мы проделали дважды, эффект был одинаков. Правда, Тане, которая потом артистично разводила руками, ахала и охала, люди рассказали, что верхом умчалась какая–то девушка. Однако немало и других примеров. В прошлом году минский кадет бросился за веловором и поймал его. Охранник «Замка» тоже оказался бдительным: сразу подошел к нам, едва мы стали рассматривать надежность велозащиты на стоянке.

Кстати, почти комичный случай рассказала Татьяна. Выйдя однажды из магазина, поняла, что потеряла ключ от велозамка. Крутила–вертела его минут 20 — не помогло. Позвонила приятелю, тот приехал с болторезом. Посмотреть со стороны — не иначе как криминальная парочка работает, но за все время, что парень пыхтел над неподдающимся металлом, к ним никто не подошел.

Напоследок решаем предложить свой, точнее, Танин велосипед потенциальным угонщикам. Постоял он у метро Немига, у сквера на Городском Валу, затем возле кафе, универсама... И только мы подумали, что никому не нужен, как к нему подошел паренек лет 17. Но едва он коснулся руля, владелица не выдержала и закричала: «Парень! Парень!» Тот убежал.

Вывод прост: хочешь крутить педали — береги велосипед.

ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ

Сохраняйте документы, полученные при покупке велосипеда, рекомендует начальник ООПП Центрального района Минска Андрей Морозов: «Если их нет, перепишите или сфотографируйте серийный номер рамы. Сделайте фото байка целиком. Запомните его особые приметы: наклейки, царапины, неродные детали и прочее. Это поможет в поиске и докажет, что велосипед ваш. Не оставляйте вело без присмотра. Замки, сигнализации и прочее — лишь временные препятствия для вора. И помните: самое надежное место хранения — ваша квартира».

Внимание — велострахование

С апреля в Беларуси начали страховать велосипеды и безопасность велосипедистов. Этот вид услуг предлагают две страховые компании, обещая 100–процентный возврат стоимости в случае кражи. Страховой полис также покрывает любые повреждения велосипеда и даже полную его гибель в ДТП, вашу ответственность в случае наезда на пешехода, велосипедиста или имущество третьих лиц. Однако на страхование принимаются вело не старше 10 лет, оборудованные запирающим устройством (крепеж за раму стальной цепью, тросом с замком или U–образным стальным замком).

Одна компания уже заключила с велолюбителями почти полсотни договоров, в другой говорят, что у них тоже «без договоров ни дня не обходится». Особенно активны велосипедисты Минска, Могилевской и Гомельской областей.

Тест на прочность

Часто вместо отмычек воры используют арматурные ножницы. Таким кусачкам по зубам стальной прут сантиметрового диаметра. Замок с тросом взломщик возьмет болторезом менее чем за минуту. Цепь из стальных пластин тоже не выдержит натиск: сталь слишком мягкая и тонкая. Отличие же Д-образного замка в жесткости крепления: дугу не перекусишь и ножовкой не возьмешь. Однако не все запоры такой конструкции одинаково надежны: чем они дешевле, тем мягче металл. И, наконец, замок с цепью. Он устоит перед кусачками, ножовкой и отмычкой. Байкеры-профи советуют пользоваться сразу двумя замками. Тросом привязать к опоре колеса, а другим устройством — переднее колесо и раму.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 126 (24756). Вторник, 7 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter