О невежестве

Ума палаты

Он производит двойственное впечатление. В начале разговора кажется доброжелательным и открытым. Охотно вступает в беседу с любым человеком, и только потом выясняется — исключительно для того, чтобы постепенно навязать свою точку зрения. Других точек зрения по вопросу он просто не приемлет. Вообще, едва окончив среднюю школу, он уверовал, что знает все, от геологии до медицины. Медсестре, например, он в грубой форме делает замечание, что она неправильно делает уколы. Потому что его знания якобы почерпнуты из жизни, а не из учебников. Ведь он никогда не читает ни книг, ни даже газет. Компьютер видел издалека, а об интернете не имеет ни малейшего представления. Телевизор включает редко.


Его речь примитивна, как и его мышление. Количество мата зашкаливает. Причем частенько он переходит исключительно на нецензурные слова, сдабривая их большим эмоциональным напором. Он никогда нигде не был, за исключением службы в армии в Забайкалье. Никуда не ездил, но с видом знатока рассуждает и считает, что знает все о жизни людей в Гонконге. Собеседников своего умственного склада принимает. К другим же, особенно образованным, относится злобно. Мол, знаем мы этих умников. Он не может ужиться ни с кем. Его все боятся. Точнее, никто не хочет связываться. Потому что, дойдя до точки кипения, он способен на любую подлость. Причем везде — от магазина до поликлиники.

Отчетливо понимаю, что мой совершенно реальный герой — невежда в классическом понимании. Не учен, не образован, не просвещен. И невежа, то есть неучтив. Прямо по Далю. Таких типажей, впрочем, сегодня, наверное, осталось очень мало. Современные невежды могут быть вполне образованны, многие из них имеют несколько дипломов о высшем образовании. Но не зря говорили древние мудрецы, что многознание уму не учит. Современное невежество основано на несистемных знаниях, на ужасающем информационном шуме, бесконечный вал которого не дает времени переработать получаемую информацию, сопоставить с уже существующей и критически обдумать.

Приведу другой пример. Интернет. Несколько кликов мышкой — и можно получить любую информацию. В этом скрыта определенная опасность. Схватив поверхностный набор каких–либо специальных знаний, будь то строение ракетного двигателя или действие сложного лекарства, мы с видом знатока начинаем рассуждать об этом, часто транслируя собственные глупости окружающим. И хотя иногда предваряем свое выступление популярной фразой «я точно не знаю, но...», потом с пеной у рта готовы доказывать собственную правоту, не принимая в ответ никаких иных доводов. А если оратор находится даже на небольшом административном возвышении, то его уровень невежества порой растет в геометрической прогрессии. И вот результат: сегодня едва ли не каждый считает, что разбирается в политике, экономике, сельском хозяйстве, медицине и футболе. Взгляните, как проходят обсуждения самых разных проблем на многочисленных форумах. Или прислушайтесь к интервью, которые журналисты берут на улицах: мало кто из прохожих сообщает в телекамеру, что он в этом вопросе не разбирается, большинство с важным видом вещает. Зачастую городя такую чушь...

Скептики утверждают, что век Просвещения и в самом деле позади. Теперь большинство людей очень многое знают, но плохо мыслят. Вследствие первого обстоятельства они сплошь да рядом отвергают опыт и авторитеты. Мы, мол, сами с усами. Главное, что при этом оказываются решительно не в силах соединить в одно стройное целое свои собственные мысли, знания и чувства. Иначе почему статистика грустно свидетельствует: менее половины пациентов выполняют рекомендации лечащего врача, зато охотно доверяют свое здоровье случайным людям вроде знахарей или экстрасенсов? Опять–таки, дескать, не учите нас жить...

Наше познание, хочу напомнить, заключается не только в приобретении знаний. Гораздо более важно их организовать. Для чего требуются время и самостоятельное мышление. Дорого не то знание, которое накапливается как своего рода интеллектуальный жир, а то, которое может превратиться в своего рода умственный мускул. Ученость сама по себе нашей сообразительности не увеличивает. Напротив, обременяя наше внимание, она может уничтожить остатки сообразительности. В общем, я даже соглашусь с одним современным юмористом, который ехидно заметил: главная причина нынешней «эпидемии неграмотности» в том, что все умеют читать и писать. А шевелить мозгами?

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 37 (24919). Пятница, 26 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter