«Полет ради полета» — под таким названием прошел прощальный рейс одного из двух Ту–154 компании «Белавиа». Их отправляют «на пенсию». В Беларуси «Боинги» окончательно сменили советский авиапарк. Что сегодня представляет собой наша гражданская авиация?
«По аэродрому лайнер пробежал, как по судьбе» — звучал когда–то во всех залах ожидания аэропортов Советского Союза хит Вахтанга Кикабидзе. Теперь от советской авиации у нас «осталась в небе белая полоска». Из 25 «тушек» в «Белавиа» летали две, после 1 октября их с коммерческих рейсов перевели на чартеры. Будут теперь возить вахтовиков на Север. С 2017 года советские самолеты отправляются на заслуженную пенсию. Возможно, они станут музейными экспонатами.
Последний рейс белорусского Ту–154 прошел по маршруту Москва — Минск — Гомель и обратно. Командир экипажа воздушного судна Александр Гришин признается, что прощаться тяжело:
— С 1991 года ни одной технической проблемы с этой машиной не возникало. Самолет создан с высоким запасом прочности. Очень хорошо зарекомендовал себя в зимний период. Скажем так: по «морозостойкости» даст фору «американцам» и «европейцам», но более затратный в эксплуатации. Например, «Боинг» с аналогичным количеством пассажиров затратит на полет почти в два раза меньше топлива.
Салон был полон воздушных туристов из Москвы. В основном молодежи из IT–сферы. Все влюблены в небо. Поэтому в выходные они часто выбирают вместо загородной прогулки интересный полет. Один из пассажиров, известный российский летчик и блогер Алексей Кочемасов, говорит, что сегодня «тушки» — раритет даже для России:
— Конкурентную борьбу за небо проиграли не советские и российские конструкторы, а экономисты и политики. Нет рынка сбыта, нет объемов производства, нет денег на новые технологии. Есть интересные российские проекты типа «Суперджет». Возможно, в будущем они станут массовыми. Еще одна проблема — кадры. Недавний кризис привел к сокращению летчиков, они уезжают работать в Китай, арабские страны. Через два–три года мы столкнемся с серьезным дефицитом кадров. Выпускники летных училищ с налетом по 150 часов не смогут заменить опытных пилотов. На фоне нерадужных тенденций меня как профессионального летчика очень радует интерес молодежи к авиации. Например, мою страницу в «Живом журнале» посещают 100 тысяч человек. Пишут, спрашивают, обсуждают. Значит, небо зовет.
Беларусь в меньшей степени затронули проблемы российского авиастроения. Мы в целом ориентируемся на современные доступные мировые технологии. На сегодня пассажирский флот страны насчитывает 29 воздушных судов. Здесь «Боинг 737–800», «Боинг 737–500», «Боинг 737–300», «Эмбраер»–175, «Эмбраер–195», «СиЭрДжи–100/200». Сейчас авиакомпания «Белавиа» закупает три новых «Боинга 737–800».
К слову, ремонт своих самолетов и сервисное обслуживание «Белавиа» производит самостоятельно: у компании есть собственная сертифицированная авиабаза. Услугами зарубежных центров пользуются только для более обширных форм сервисного обслуживания.
В пресс–службе компании сообщили, что регулярные рейсы из Национального аэропорта «Минск» отправляются в 49 аэропортов 28 стран Европы и Азии. Открываются новые направления. В частности, этим летом стали выполнять рейсы в Палангу и Львов, а также начали летать в новый московский аэропорт «Жуковский».
Кстати, гомельский аэропорт — давний дублер Минска. Это обусловлено географическими особенностями Гомеля, рассказал Виктор Петраков, не один десяток лет проработавший заместителем начальника аэропорта «Гомель»:
— В отличие от дождливого Минска в Гомеле всегда солнечно. Исходя из этого местный аэропорт не только использовался в БССР как запасная площадка, но и был загружен различными рейсами. До 60 в сутки. В 1990–е, когда пассажирские советские линии «отмирали», гомельский аэропорт играл роль крупной перевалочной грузовой базы. Транспортные суда выгружали здесь товары, которые на фурах отправлялись в Москву. Бизнесменам был выгоден такой транспортный путь.
Сегодня Гомель — резервная воздушная площадка Минска. Например, во время знаменитого урагана «Хавьер» все воздушные суда заворачивали сюда. Из Гомеля регулярно взлетают чартеры в сторону Сибири — везут нефтяников на работу. После взаимного запрета авиасообщения между Россией и Украиной гомельский аэропорт стал необходимой точкой посадки. Самолеты бизнес–класса садятся ежедневно, проходят все пограничные и таможенные процедуры и летят дальше. Из Гомеля до Киева 300 километров, до столицы России — 650. Как правило, на борту самолетов, следующих транзитом через Гомель, до 16 пассажиров.
Однако в большинстве регионов нашей страны с авиасообщением туговато. Невыгодно летать — расстояния не те. Страна небольшая — справляются поезда и автомобили. Зато курортный юг с каждым годом доступней. Болгария и Турция ждут отдыхающих. На сегодня авиакомпания «Белавиа» выполняет чартерные рейсы из трех областных аэропортов: Гомеля, Гродно и Бреста.
До сих пор «болезненный» вопрос — цена на билеты. Минск пока не может конкурировать с Вильнюсом или Киевом. Литовская столица — часть Евросоюза и вписана в схему бюджетных европейских линий, которые могут снижать цены за счет объема перевозок. Украина по численности населения в 4 раза превышает Беларусь. Та же схема: больше пассажиров — дешевле билеты. Тем не менее компания «Белавиа» ведет достаточно гибкую ценовую политику и является гибридной авиакомпанией. За последнее время в среднем тарифы были снижены на 20 процентов.
К сведению
«Белавиа» уже получила два из трех заказанных в 2014 году самолетов Boeing 737-800. Третий ожидается в декабре. Ливреи новых самолетов выполнены в бело-синих тонах, хвост украшает василек. Разработку визуальной концепции ребрендинга «Белавиа» профинансировала компания Boeing. В авиакомпании рассказали, что разработка ливреи заняла полтора года. Основными разработчиками нового стиля стали два американских брендинговых агентства — Teague (интерьер) и Paul Wylde (ливрея). Новый фирменный стиль компании также будет представлен во внешнем оформлении корпоративных элементов «Белавиа»: интерьеры самолетов и офисов, форма экипажей, шаблоны для документации, официальный сайт, навигационные и рекламные поверхности.
Справка «СБ»
Белорусские пилоты, как правило, обучаются в Ульяновском и Санкт–Петербургском государственных университетах гражданской авиации. Раз в полгода они в обязательном порядке проходят авиационный тренажер, в ходе которого отрабатывают возможные нештатные ситуации. Бортпроводников обучают в специальных центрах Вильнюса, Москвы и Калининграда. По уровню подготовки экипажей «Белавиа» входит в десятку лучших мировых компаний по рейтингу Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). На сегодня зарплата пилота со стажем около 10 лет одна из самых высоких в стране и достигает 8 — 9 тысяч долларов в месяц.
sb_gomel@mail.ru
Фото автора
Фото автора
Советская Белоруссия № 191 (25073). Среда, 5 октября 2016