Туризм – дело всенародное

Поток российских туристов, который вновь хлынул в Минск на майские, позволяет порассуждать о нашем въездном туризме с «европейской» точки зрения

turizm02.jpegТот радостный, в общем, поток российских туристов, который вновь хлынул в Минск на майские, позволяет порассуждать о нашем въездном туризме с «европейской» точки зрения. Ведь россияне, с большего, едут к нам «за кусочком Европы», как мы, в свою очередь, - в Вильнюс. И мне кажется, именно это – спокойствие, чистоту, неспешность, безопасность, радушие – стоит нам и выделить как ту самую искомую туристическую ценность, и беречь.


Ведь чем привлекают маленькие европейские городки? – легендой. Не ратушей и площадью, не узкими мощеными улочками, не главным собором – они везде, по гамбургскому счету, одинаковы. Не культурными мероприятиями: часто ли вы ездите специально на концерт? Вряд ли, скорее: подвернется фест на запланированном маршруте – хорошо, нет – и так найдем, чем заняться. Не едой и питьем: в Бремене на празднике города довелось попробовать и баварские белые колбаски, и нюрнбергские красные. Будучи потом в Нюрнберге, специально пытался найти отличия – не нашел. Так что в Баварию проверять «аутентичность» и не поеду. А ведь многие об этом знают (или догадываются) заранее.


Но каждый такой городок имеет свою легенду, причем совершенно не важно, было ли это на самом деле. В том погребке черт обхитрил бюргера, а в той таверне – наоборот. Этот город называет себя родиной марципана, и наплевать, что таких «родин» по Европе я насчитал, как минимум, четыре. До того же Бремена «бременские музыканты», к слову, и не дошли, но легенде это не помеха. И вот стоит в центре малюсенькая (или большая) скульптурная группа, пятачок (или копыто) черта (бюргера, осла, марципана, какая разница!) блестит от рук туристов, и главное – в каждом путеводителе эта легенда есть. А значит, тот человек на отдыхе, который будет думать, ехать ему или нет, скажем, в Любек, уже получает стимул. Наряду, безусловно, с ратушей-собором-замком-музеем.


Буквально на днях греки «нашли могилу Аристотеля». И как-то так получилось, что нашли аккурат на полуострове Халкидики, и без того раскрученном туристическом месте. «Найденная» могила атрибутируется по «косвенным доказательствам», ранее считалось, что Аристотель умер где-то на гористой и малотуристической Эвбее, – но зачем же дорогим гостям трястись так далеко? Жалеть надо туристов – и, не жалея ученых сил, приманивать.


turizm03.jpeg

Нельзя сказать, что белорусы не пытаются создать и «оживить» подобные легенды. В Лепеле есть и Русалка, и памятник Льву Сапеге, и «Пятачок», и Цмок Лепельский. В Глубоком – могила Мюнхгаузена, «Глубокская вишня», «Иисус с самаритянкой», аллея земляков. С одной стороны, кашу маслом не испортишь, но стоит все-таки помнить, что «песни довольно одной». Не забывать: для того, чтобы легенда «проросла», просто нужно время. И, само собой, непрерывность усилий.


И еще – вкус. Слышали вы песню-клип Сергея Шнурова «В Питере – пить?» Если нет – вот припев: «В Ростове шикарные плюхи, Размером с большую печать, В Москве офигительно нюхать, В Челябинске лучше торчать. А в Питере - пить! В Питере – пить! В Питере-тире – пить!» Три миллиона просмотров за неделю! И председатель Комитета по туризму Санкт-Петербурга благодарит Шнура «за то, что не забывает родной 


город, который действительно является центром туризма». Мат и алкоголь рекой председателя не смущают нисколько: «Это как раз тот самый вариант, что, послушав эту песню, как бы кто ни относился к самому клипу, группе «Ленинград» и Сергею Шнурову, появится желание посетить Петербург». Я что-то сомневаюсь. 


555555.jpg

Вот здесь и должна сработать пресловутая белорусская «памяркоунасць i разважлiвасць», которая не даст нам скатиться в кич и пошлость. Ну, в самом деле, можете себе представить, чтобы кто-то из наших звезд… Так вот, представьте, что Виталий Карпанов принес в Министерство спорта и туризма свою новую песню. Чтобы помочь стране увеличить поток туристов, так сказать. И спел: «В Минске – бухать, в Гомеле – жрать, в Моги-леве – бу-хать!» Как думаете, Виталика сразу расцелуют в сахарные уста или – немного погодя?..


Это и есть разность подходов, которая трудно формулируется, плохо воспроизводится, но великолепно чувствуется. Из-за нее, во многом, россияне и любят ездить в Минск на выходные и в Беларусь на каникулы. Называйте это «менталитет», называйте «совок», называйте «провинция», как хотите называйте, лишь бы это работало. Ведь если эту разность потенциалов сохранить, она сама будет заставлять электроны бежать в нужном направлении. Физика. Просто батарейку нужно не лениться подзаряжать.


И если уж заговорили о музыке для туризма, то вот какая песня может стать нашим девизом: «Не смотри, не смотри ты по сторонам, Оставайся такой, как есть, Оставайся сама собой», - синеокой, васильковой, беловежской, партизанской… С отличными дорогами, хорошими санаториями, вкусной натуральной едой… я думаю, мы еще научимся вот это все конвертировать в привлекательные для туристов «фишечки». А что песня российская, так меня это не смущает. Вы только приезжайте, вам Карпанов и белорусских споет – он может, я знаю!

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter