В Беларуси осталось только несколько постижеров

Три постижера

Монтюр, тресбанк, карда... Это не ответы на вопросы замысловатого кроссворда, а простые слова из профессионального лексикона постижеров — мастеров по изготовлению париков. Понятие «постиж» (с французского — «неестественные волосы») появилось в ХVII веке. При дворе Людовика XIV работали более 5.000 парикмахеров, которые придумали до 45 видов париков. Аристократы меняли их в зависимости от времени суток: утром надевали черный, днем — каштановый, вечером — светлый. Придворные дамы носили каркасные парики до полуметра в высоту, украшенные цветами, фруктами, моделями кораблей и даже чучелами животных. Сейчас такое увидишь разве что на фестивалях парикмахерского искусства. А постижеров, которые делают парики из натуральных волос по индивидуальным заказам, в нашей стране осталось всего несколько человек.



— 40 лет назад на улице Райниса в Минске работал целый постижерный цех. Две бригады по 13 человек. Парики тогда были в моде. И объединение «Восход» закупило новую японскую машинную линию, — вспоминает постижер Валентина Терешенкова. — За смену мы делали 50 париков из канекалона. Это искусственные волосы, по качеству очень похожие на натуральные. Делали мы и цветные парики сказочных персонажей, клоунов, бороды Дедов Морозов, косы Снегурочек — 200 — 300 штук заказывало только минское бюро обслуживания, которое сдавало в аренду карнавальные костюмы. А потом бум на парики прошел. На рынке появились более дешевые китайские аналоги. Да и машинная линия свое отработала. Мастера стали уходить. Сегодня осталась только наша небольшая мастерская по изготовлению париков из натуральных волос в минской парикмахерской № 75 и три постижера.

— Но ведь постижерному ремеслу по–прежнему обучают. Например, в Минском государственном технологическом колледже. Почему молодежь не спешит перенимать опыт у мастеров?

— Иногда студенты приходят к нам на экскурсию, только никто не остается, — вздыхает постижер Лариса Старосветская. — Невысокий заработок — парикмахером можно больше заработать. В то же время наш труд требует усидчивости, терпения. У современной молодежи этого нет.

8-мода-постижерная-парик51-100215.jpg

На изготовление парика уходит около 3 недель. Самый длительный процесс — плетение треса из волос. Сначала нужно отсортировать локоны. Если у человека свои волосы тонкие, то и на парик нужно подобрать такие же по качеству. Далее при помощи карды — специальной расчески — волосы делятся на небольшие пряди. И начинается работа на станке — тресбанке.

— Смотрите, я вплетаю волоски в три синтетические нити и туго затягиваю в замочек у основания. Такие прядки уже не вытянешь. При хорошей сноровке в день можно сделать до полутора метров треса. А для парика, чтобы он получился изящным, нужно не менее 12 метров...

8-мода-постижерная-парик18-100215.jpg

Неудивительно, что на пальцах моих собеседниц профессиональные мозоли. У каждой к этому ремеслу был свой путь. Лариса Александровна училась на парикмахера, но не смогла работать — появилась экзема от различных химикатов, которые используются при покраске и завивке. У Валентины Александровны вообще нет специального образования. Постижу училась прямо на предприятии...

Когда трес готов, его нашивают на монтюр. Это специальная шапочка — основа для парика, которая делается из тюля, тесемок и резинок по индивидуальным меркам. Далее с помощью тонкого крючка постижеры выполняют имитацию волос на макушке: при каждом уколе в монтюр забивается от 2 до 10 волосков. Чем ближе к центру, тем чаще уколы, но не менее одного на миллиметр. Затем остается только покрасить парик, сделать стрижку и укладку. Стоит он от 7 млн. рублей.



— Это невысокая цена, — уверяет Валентина Александровна. — В постижерном салоне в Киеве, например, парики стоят от двух с половиной тысяч долларов.

Искусственные парики на рынках как альтернатива? Мастера считают: во–первых, они выглядят неестественно, дают специфический блеск. Во–вторых, быстро теряют форму, кончики секутся. А ведь такие парики не обновляются. Бывает, продавцы предлагают парики из натуральных волос. Не уточняя, что в ход шла шерсть яка или козы. А постижеры этой мастерской работают только с человеческими волосами. И их парики некоторые носят по 10 лет и дольше. Недавно приходила заказчица, которая уже четверть века со своим «любимцем» не расстается — хотела из русого в седой цвет перекрасить. Есть клиенты и из других стран. Кладут парики в коробочку типа шляпной и привозят в Минск на обслуживание. В числе заказчиков постижерных изделий — артисты, руководящие работники. Но большинство, по словам мастеров, — это те, кому парик нужен не для красоты, а по необходимости.

— Заболевания, травмы, ожоги... Мы уже знаем все людские проблемы, — делится Лариса Александровна. — После онкологии самая распространенная причина — стрессы: девочка–отличница на выпускных экзаменах «четверку» получила, в итоге — полное выпадение волос. Самый маленький парик делали для четырехлетнего ребенка. Некоторым парики нужны всего на два–три года, пока свои волосы отрастут, другие носят их всю жизнь.

— А где вы храните волосы для париков?

— В прежние времена у нас на складе хранилось по 100 килограммов волос. Мы только для киностудии по 20 париков на один фильм делали. Нас даже в титрах указывали. Сейчас же в сейфе — всего 4 кило волос, а на один парик нужно около 250 граммов, — Валентина Александровна говорит о наболевшем. — Перекупщики, которые везде размещают рекламу «купим волосы дорого», перепродают все за границу, где постиж — очень прибыльный бизнес. Мы тоже объявления даем, приглашаем людей сдавать волосы от 25 см и длиннее. У нас и прейскурант есть: стоимость зависит от длины и веса, в среднем около 450 тысяч рублей за 100 граммов. Но на наши объявления редко откликаются. Ведь сюда еще приехать надо, а перекупщики сами по квартирам ходят, предлагают бесплатные стрижки на дому да еще и деньги за волосы...

— Как думаете, есть будущее у вашей профессии?

— Да, но вопрос, где брать волосы. Нам скоро с онкологическими пациентами нечем будет работать, — сетует Лариса Александровна. — Так что о будущем не думаем. А вот заведующая наша Антонина Зазека говорит, что мастерскую обязательно нужно сохранить — для людей и для престижа предприятия.

Компетентно

Наталья Сарокина, преподаватель Минского государственного технологического колледжа:

— Мы готовим парикмахеров, художников–модельеров. Среди прочих дисциплин преподаем и постиж. Но у нас творческий подход. Учим делать различные украшения из волос, шиньоны, очень модное сейчас наращивание волос, косички. Часто элементы постижа применяются как дополнение для торжественных причесок. Свои навыки учащиеся демонстрируют на различных шоу–показах и конкурсах парикмахерского искусства. Сейчас они представляют нашу страну в номинации «Создание образа с постижерными изделиями» на ежегодном Международном фестивале красоты «Невские берега», который проходит в Санкт–Петербурге.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 34 (24664). Суббота, 21 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter