В стране проходит специальная операция по прикрытию государственной границы. Противник ведет разведку вдоль рубежей, перебрасывает диверсантов на нашу сторону. Бригада ПВО получает задачу: уничтожить авиацию врага. По тревоге поднимается дивизион... Такую вводную отрабатывала 740–я зенитная ракетная бригада на полигоне в Брестской области во время комплексной проверки боевой готовности нашей армии.
Комбриг, руководивший учениями, полковник Дмитрий Ткаченко четко, по–военному, рассказывает об оперативной обстановке:
— Противник может проводить разведку беспилотными летательными аппаратами, а воздушные суда доставлять к нам не только диверсионно–разведывательные группы и незаконные вооруженные формирования, но и боеприпасы с провиантом для них, а также деструктивную литературу. Это можно сделать, например, как на дельтапланах, так и на легкомоторных самолетах, вертолетах. Наша задача: не допустить их на территорию страны.
У масштабных учений, развернувшихся в середине января, не было общей легенды, как, например, на «Немане», «Березине» или «Западе». Однако участвовала в этой проверке вся армия, а каждая часть выполняла конкретные задачи по своему предназначению. И все–таки общий посыл ясен. Войска ориентировали на современные угрозы, видимые как в ближнем, так и дальнем зарубежье. А потому упор был сделан на прикрытие границы и подавление боевиков на нашей территории в самом зародыше. Эпизод с дивизионом 740–й бригады — лишь малая часть маневров, так что их размах действительно впечатляет.
Сигнал тревоги для зенитчиков трех батарей, входящих в состав воюющего подразделения, прозвучал за несколько недель до стрельб. Перед экзаменом им предстояла серьезная тренировка. Подъем, построение, выдача оружия, дополнительного обмундирования и — вперед, на Борисовский полигон, где солдаты и офицеры готовились не только к стрельбам, но и к отражению атаки диверсантов. Там же, помимо штатных расчетов, оказалось 94 бойца, призванных из запаса. Некоторые из них, как, например, Максим Позняк из Марьиной Горки, не видели боевых машин с конца 1990–х, а в строю оказались внезапно:
— Я даже день рождения толком не успел отметить. Он был 15 января, а 16–го меня попросили явиться в военкомат. И вот я здесь... Впрочем, не жалею. Очень интересно.
Бойцы–срочники, говоря языком армейским, навыки совершенствовали. «Запасникам» немного сложнее. Им приходилось не только вспоминать подзабытое, но и притираться к работе с новой командой. Для тех, кто не в курсе — на вооружении бригады стоят зенитные ракетные комплексы «Оса». Если в двух словах — это самоходная боевая машина, сбивающая цели самонаводящимися реактивными ракетами. В экипаже три солдата, сержант и командир — офицер. У каждого свои задачи, но успех зависит от слаженной работы расчета в целом.
Притирка, впрочем, прошла довольно быстро. Многие из тех, кого призвали на сборы, служили в одной части. Максим, например, увидел здесь нескольких сослуживцев. Встретились как старые друзья. А начальнику его расчета, капитану запаса Никите Луцу из Жодино, и вовсе не составило труда влиться в строй. В запас он вышел всего два года назад. Из нововведений отмечает разве только то, что впервые получили на учения бронежилеты.
А вот солдатам, уволившимся в запас лет 15 — 20 назад, было что сравнивать. Павел Осипов сменил форму на штатскую одежду в 1998 году. Безусловно, говорит, лучше стали кормить. В те годы основной рацион — сечка да бигус. Сейчас: мясо, картошка, макароны, сытный сухой паек. На несколько порядков выше качество униформы. Намного серьезнее требования по безопасности. Другая, говорят старожилы, и сама молодежь. Раскованная, более мобильная...
Недели тренировок вышли на финишную прямую. Из–под Борисова колонна выдвинулась на Домановский полигон в Брестскую область. Марш почти в 300 километров. Без малого 18 часов движения днем и ночью. Без отдыха. Настоящее испытание для механиков–водителей. И здесь важно не только выдержать сам переезд, но и подготовить машину к выходу, чтобы в пути, не дай бог, не подвела. Здесь все зависит от ответственности бойца, который обслуживает машину. Например, у Дениса Сергеевича она заводится с пол–оборота. Командиры смеются: парень иногда на полном серьезе разговаривает с машиной. Сам солдат уверен, что переберет ее с закрытыми глазами:
— Работать с техникой для меня удовольствие. Я же по профессии автослесарь. Здесь, можно сказать, прохожу практику.
Лагерь дивизион разбил довольно быстро. В лесах бойцам предстояло жить несколько суток. За это время погода сыграла с ними забавную шутку. В первый день — мороз со снегом, а затем — оттепель с ледяным ветром, дождем, слякотью и гололедом. В таких условиях сама природа командует ставить палатки на совесть.
Несколько часов на отдых — и за работу. Все три батареи заступили на боевое дежурство. С этого момента подразделение взялось за разведку воздушного пространства и прием целеуказаний с командного пункта бригады. На огневой рубеж зенитчики вышли 28 января.
Задача по вводной — обстрелять шесть целей. Авиацию противника имитировали специальные воздушные шары. Огонь машины вели несколько часов. Итог: две батареи отстрелялись на «отлично», одна на «хорошо». Комбриг Дмитрий Ткаченко результатом доволен. Особенно отметил запасников:
— Уровень подготовки и мастерство, которое приобрели за период службы военнослужащие запаса, позволяет в короткие сроки восстановить их навыки и выполнить поставленную задачу. Все то, что складывается вокруг страны и в мире в целом, они адекватно оценивают. Понимают, что угрозы внешние достаточно серьезные и нашим Вооруженным Силам надо быть в постоянной готовности.
Построение, награждение лучших, отъезд в полевой лагерь. Пройдет немного времени, и сегодняшние солдаты, уже в гражданской жизни, возможно, будут вспоминать об этих учениях с ностальгией. Но главное — они действительно прошли настоящую боевую школу. И говорят об этом без бравады. Например, как младший сержант Павел Босяков:
— Драйва, если честно, не было. Он проходит после первых стрельб. Волновались немного — это правда. Но трудились уже на автоматизме, ведь каждое действие отработано. Хотя, конечно, на полигоне интереснее, чем в казарме. Была бы возможность — еще на пару недель тут остались бы.
Ему вторит командир, лейтенант Артем Сегодник, который пришел в бригаду из академии примерно в одно время со своими бойцами:
— Парни работали без суеты. Настоящие профессионалы. Я за полгода видел их становление от юнцов до настоящих мужчин. Жаль будет расставаться с такими ребятами.
А я думаю, что через какое–то время они снова увидятся. И хочется, чтобы произошло это только на очередных учениях. Под мирным небом. Для этого они и служат.
У десантников запас надежный
Для бойцов 38–й гвардейской отдельной мобильной бригады, которая стоит в Бресте, комплексная проверка Вооруженных Сил закончилась в минувшую субботу. Десантники вернулись в военный городок, который с середины января находился в ведении местных властей и охранялся милицией. Соединение выходило на маневры в полном составе, включая тех, кто был призван из запаса, а это примерно 500 дополнительных штыков.
Задачи спецназовцев — поиск и уничтожение незаконных вооруженных формирований. География поставленных десантникам учебно–боевых задач была очень обширная — от Гомельской до Гродненской областей. Это — полигоны, находящиеся на удалении от 300 до 400 километров друг от друга. Комбриг Дмитрий Соболь признается, что нагрузка была колоссальной:
— Во время переходов из одного района в другой не укладывались иногда даже в сутки. Сложности во многом добавляла погода. Сначала были морозы. Марш совершали по гололеду. А когда вышли на полигон — оттепель. Приходилось менять валенки на защиту от дождя. Но тыловики не подкачали.
О современной экипировке сил специальных операций с восторгом отзываются бойцы, служившие в ВДВ лет 10 назад и более. Например, Сергей Липовик, призванный на эти сборы, помнит бригаду начала нулевых:
— Тогда у нас были разве что рюкзак десантника да саперная лопатка. Сейчас очень много новшеств. Разгрузка, например, маскхалаты зимние. Немало теплых вещей. Намного лучше стало и с питанием. Сытные каши, супы. В таких условиях служить одно удовольствие.
По итогам маневров 11 запасников получили офицерские звания. Не обошлось и без ценных подарков с грамотами от армейского командования и руководства области. Теперь десантники будут снова ставить технику на хранение, а дальше служба пойдет в штатном режиме.
alexbresta@gmail.com
Советская Белоруссия № 19 (24901). Вторник, 2 февраля 2016