Уже несколько месяцев общенациональный «телефон доверия» для детей и подростков молчит. За январь — апрель — ноль входящих. А ведь в былые времена на длинный номер 8–801–100–1611 за год дозванивались более тысячи нуждающихся в экстренной психологической помощи детей. Почему же сегодня нет возможности «поговорить по душам», когда это так необходимо?
Фото: piczone.ru
Фото: piczone.ru
Телефонная линия 8–801–100–1611 у нас в стране была создана в 2011 году. Инициатором выступила международная общественная организация «Понимание»: специалисты закупили оборудование (наушники, компьютеры) и организовали в Республиканском научно–практическом центре психического здоровья комфортное рабочее место для психологов и психотерапевтов. Со временем выстроилась слаженная система оказания экстренной помощи: врачи не только консультировали по телефону, но и при необходимости могли переадресовать звонок в компетентное ведомство.
А звонков, к слову, было немало: в редкие дни телефон молчал. Дети и подростки рассказывали обо всем, что их беспокоит, — от проблем со сверстниками в школе до притеснения и психологического насилия в семье. Не оставались в стороне и родители, которые в отношениях с «трудным» ребенком попросту зашли в тупик. Один подобный разговор мог занять от 40 минут до двух часов. А в самых критичных случаях — когда ребенок дрожащим голосом говорит, что готов наложить на себя руки — диалог длился и дольше. Результат был: по статистике в год удавалось предотвратить до 8 попыток суицида. А всего, по словам члена комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров и председателя правления международного общественного объединения «Понимание» Андрея Маханько, за время работы телефонной линии было принято более 3.660 звонков:
— В 2012 году, кроме суицидов, удалось предотвратить 51 случай различных форм насилия. За этим стоит огромный труд врачей и других специалистов. Им приходилось непросто: со временем линию перенесли в приемное отделение РНПЦ психического здоровья, и справляться с потоком звонков стало труднее. Ведь отвечать на них надо было во время основной работы, а для сотрудников центра это двойная нагрузка. Вообще, мировая статистика показывает, что около трети звонков на подобные линии пропускаются операторами: для обслуживания попросту не хватает ресурсов. Ведь для того чтобы быть на связи постоянно, нужен штат специалистов — а это затраты. Но надо понимать, что за каждым пропущенным звонком стоит судьба ребенка.
К слову, о затратах: в общегосударственных масштабах на содержание линии помощи нужны не такие уж большие деньги — около 30 тысяч долларов в год. Но и их нужно где–то найти. Сегодня принять участие в оплате счетов за работу Общенациональной детской линии помощи может частный бизнес: с 1 января этого года прибыль частных организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная МОО «Понимание», освобождается от налога на прибыль. Думается, с такими поблажками предприниматели станут еще отзывчивее. Было бы за что платить...
Фото: frant.me
Фото: frant.me
— Несмотря на проблемы, надеюсь, что в скором времени линия продолжит работу. Мы планируем перевезти оборудование из РНПЦ в офис нашей организации, — делится планами Андрей Маханько. — Заключить договор с врачами, которые будут дежурить круглосуточно. Открытым остается вопрос с телефонным номером: вряд ли кто–то вспомнит старый 8–801–100–1611. На днях я был на приеме у министра связи и информатизации Сергея Попкова: обсуждали, можно ли выделить короткий трехзначный номер. Понимаю, что найти такой непросто. Но для нас это было бы настоящим подарком. Очень надеюсь, что в скором времени линия помощи возобновит свою работу. Ведь каждый ребенок, кому нужна поддержка, должен ее получить.
А как за границей?
В Камеруне каждый ребенок может набрать номер 113 и получить помощь социального работника. В Турции такой номер — 183. Ни в Германии, ни в Швейцарии нет специальных детских линий помощи: все вопросы решаются через отделы по защите детей или полицию. В Чили о случаях насилия над детьми можно сообщить, позвонив на специальную линию или написав на сайт. В Бразилии есть линия 100. В Таиланде — 1387: она работает 24 часа в сутки все дни недели. Похожие линии есть в ЮАР, Сингапуре, Румынии, Непале, Сенегале, Великобритании, Индонезии и других странах. Международная ассоциация детских линий помощи CHI (сокращение с англ. — Child Helpline International) объединяет детские телефонные линии 142 стран мира.
Компетентно
Заместитель директора по медицинской части Республиканского научно–практического центра психического здоровья Сергей Осипчик:
— Что касается работы Общенациональной детской линии помощи у нас в РНПЦ, то действительно были некоторые проблемы. Во всем мире подобные линии помощи финансируются не за счет бюджетных средств — обычно на обеспечение их работы идут проектные средства, деньги благотворительности и так далее. Если в таком же режиме будет финансироваться линия помощи детям и подросткам, мы готовы предоставить квалифицированные кадры.
meleshko@sb.by
Фото Александра СТАДУБА и Артура ПРУПАСА
Фото Александра СТАДУБА и Артура ПРУПАСА
Советская Белоруссия № 107 (24989). Среда, 8 июня 2016