«Выйду на улицу, гляну на село, девки гуляют — и мне весело!» Песни и пляски были традиционным и главным сельским досугом еще век назад. В целом со стародавних времен ничего особо не изменилось, разве что парень с гармонью на завалинке сменился дискотекой в клубе.
С десяток человек танцуют в Доме культуры агрогородка Нарочь. Компания молодежи развлекает друг друга на крыльце. Судя по всему, рассказывают что–то смешное, так как периодически разговор прерывается громким коллективным смехом. Кто–то входит внутрь, чтобы присоединиться к танцующим, кто–то выбегает из зала наружу подышать воздухом.
Пятница в Нарочи — день, в который на танцы приходят в основном те, кому нет еще 18 лет, а значит, вечерние развлечения для них должны заканчиваться не позднее 22.00. Директор Дома культуры Людмила Смирнова расставляет точки над «i»:
— У нас все четко распределено. В пятницу молодежная вечеринка с конкурсами и викторинами заканчивается в 22.00, в субботу дискотека 80–х для тех, кому за 30, длится до 23.00, а летом — до полуночи.
В агрогородке, конечно, нет ни цвето–, ни светомузыки, ни столичных клубных «примочек», обстановка в духе «бедно, но чисто». Аппаратура солидная, динамики мощные. Под записи «минусовки» можно петь караоке — что, к слову, очень любят вокалистки местного ансамбля «Крынiца».
Веселье не обходится без споров о том, какая музыка должна играть. Молодежь регулярно просит «выключить этот отстой» и поставить композицию из собственного плеера. Так было всегда. Одних устраивает то, что звучит, другие жаждут чего–то более близкого им по духу. Девушка в темных очках расстроена: у нее нет с собой переходника к USB, а значит, перекинуть песню из телефона и оторваться под любимую песню сегодня не получится.
Сколько народа придет на дискотеку, предсказать совершенно невозможно, говорят сотрудники СДК. Может, 5 человек, может, и 35. Молодежи не запрещается посещать любые танцы, хоть в пятницу, хоть в субботу, но регламент соблюдается строго, говорит директор:
— По субботам мы ровно в десять вечера отправляем тех, кому нет 18, домой. Следить за тем, чтобы порядок соблюдался, нетрудно. Мы же работаем со школами, всех своих постоянных посетителей знаем и в лицо, и по именам. Конечно, мы отвечаем за поведение ребят, только пока они находятся у нас в зале — никакого пива, никаких сигарет, а вот чем занимаются молодые люди, когда расходятся, это мы уже не проконтролируем... Просим, разумеется, не бродить по улицам, а идти домой.
17–летние Максим Хорошкевич и Артем Писарчик тусуются на крыльце Дома культуры и на дискриминацию по возрасту не жалуются. Привыкли к такому положению дел. Оба учатся в техникуме в Молодечно, на выходные приезжают домой. Танцевать сегодня не рвутся. Заглянули просто пообщаться с друзьями и не планируют оставаться надолго. Для них уйти из ДК в десять вечера — вещь обыденная:
— Что нас рано «закругляют» — так ведь это всегда так было... Какой смысл спорить? Можно не только на дискотеке повеселиться!..
Вообще же, кроме танцев, вечерних развлечений в Нарочи не наблюдается, хотя для здоровья можно отправиться в тренажерный зал, недавно оборудованный в школе. Там занятия для желающих идут допоздна. Правда, если вся аудитория дискотеки вечерком дружно явится заниматься спортом, тренажеров на всех никак не хватит.
Заместитель председателя сельсовета Иван Воробей показывает еще и площадку для катания на роликах — небольшую, но пользующуюся у ребят популярностью:
— По выходным гоняют весь день. Но вообще, конечно, во все времена главное молодежное развлечение какое? Вечером улизнуть от родителей на дискотеку.
Желающих улизнуть, причем не в Дом культуры, где веселиться можно только до 22.00, а в соседний курортный поселок, где до полуночи открыты питейные заведения, хватает. От агрогородка до курорта несколько километров, но в юном возрасте эта дистанция преодолевается легко. Несовершеннолетних тусовщиков на полдороги отлавливают и милиция, и сельсовет, возвращают под родительское крыло. Но на тех, кому уже исполнилось 18, воздействовать особо нечем. Имеют право проводить время, где хотят и как хотят.
Пару таких бодро хохочущих молодых компаний мы наблюдаем, к примеру, у кафе в курортном поселке Нарочь ближе к полуночи. Заведение, в котором летом проводятся дискотеки, закрыто, но привычка собираться возле него осталась...
Судя по всему, для молодежи агрогородков в качестве досуга остается один вариант — танцы по пятницам–субботам, а в остальные дни — пустое шатание по улицам или компьютер. Так называемое свободное время подростков полностью свободно, а энергию, которая бьет через край, нужно куда–то выплескивать. Танцев два раза в неделю для этого явно недостаточно. Если честно, для меня осталось большой загадкой, почему юношеству позволено веселиться только до 10 вечера? В конце концов, даже в пионерских лагерях нашего детства дискотеки шли до полуночи — и педагоги отчего–то не возражали, а уж танцы в деревенских клубах в те благословенные времена длились чуть не до самого утра. Весело было, биток. Сейчас же на темные аллеи села и тусклые окна клуба без слез не взглянешь.
И еще один вопрос: так ли юны и беспомощны наши акселераты–подростки, которые в 13, 14, 15 лет вовсю штурмуют зарубежные вузы, выигрывают гранты на стартапы, изобретают новые компьютерные программы? Не выглядит ли это слишком наивно — закрывать перед их носом двери дискотек?
И еще. По данным, опубликованным «Медицинским вестником», 2,3% белорусских женщин впервые рожают в возрасте 14 — 19 лет. Ювенильную (раннюю) беременность прерывают 88% подростков в возрасте до 14 лет. Если уж мы допускаем роды и аборты у несовершеннолетних, то трудно понять, в чем смысл ограничения по времени для тех же клубных танцев, если в остальное время молодые люди предоставлены сами себе — со всеми возможными последствиями.
ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия № 68 (24698). Пятница, 10 апреля 2015