Вилейка: Как благоустраивают небольшие города

Райсовет да любовь, или Не до отдыха-2

О благоустройстве небольших городов на примере Вилейки
Города и деревни отличаются друг от друга примерно так же, как и человеческое жилище. В одной квартире ты уже с порога чувствуешь ухоженность и уют, а из другой хочется скорее уйти. Почему так происходит, объяснять не надо: все зависит от хозяина. В квартире это владелец, в населенном пункте — власть. Статью «Не до отдыха» («СБ», 21.10 с.г.) инициировал житель Ивенца, недовольный благоустройством родного городка.

Признаюсь, немного сгустил краски, обойдя вниманием неповторимость Ивенца, который живописен даже со своими коммунальными изъянами, и старания местной власти. Акцент был намеренно критичным. А как с массовым отдыхом, например, в Вилейке? Не хочу противопоставить эти два города: у них разные статус, масштаб и бюджет.



Почему Вилейка? Месяц назад «СБ» опубликовала небольшую заметку, в которой коллега–журналист поставил под сомнение художественную ценность некоторых малых архитектурных форм. О вкусах, как известно, спорят. Любое произведение — новостройка, фильм, роман — неизбежно вызывает полярные оценки, хотя исполнено профессионалами. Что уж говорить о любительской скульптуре. Статья «Монстры на газонах» больно задела председателя Вилейского районного Совета депутатов Наталью Родевич. Мне кажется, эта обида объясняет, почему один поселок благоустроен и уютен, а другой не очень.


«Сначала посмотрим, а потом поговорим», — предложила Наталья Александровна. Первым делом мы спустились... к городской бане, до которой от центра города сотни три метров. За ней обнаружился небольшой водоем, который когда–то и называли «банным». На нем — островок, к которому ведет мосток. Сейчас здесь размещен эколого–туристический объект «Вильянин хутор».


Он возник по инициативе совета женщин и общественной организации по содействию устойчивому развитию Вилейского региона «ЗОВиК», создавался методом народной стройки. Жители Вилейки собирали деньги, проводили субботники, очищали островок и обустраивали его. Конечно, местные предприятия тоже помогали — кто лесом, кто металлом, но каких–то серьезных инвестиций не потребовалось.


Скамейки, детская площадка, навесы, немудреные скульптуры, сцена... Минувшим летом на острове прошло несколько городских конкурсов и праздников, включая рыцарский турнир. Здесь проводят и свадебные церемонии, о которых напоминают замочки на счастье, оставленные на мостике молодоженами. Для пущей экзотики здесь устроили даже паром.


Сейчас на острове пустынно, тихо и уютно. Вот через мост катит коляску молодая мама Наталья. Она признается, что приходит сюда с маленьким Димой почти ежедневно. Следом спускается еще одна мама...


Существенно, что свою обиду на статью выказала не властная вертикаль, которая обычно реагирует на критику. Которой и граждане адресуют свои претензии относительно проблем повседневной жизни, потому что за все отвечает исполнительная власть, у нее — финансы, технические ресурсы, авторитет, административные рычаги. Что могут Советы? Оказывается, многое. «Мы должны знать, чего хотят люди, и доносить их пожелания до исполнительной власти», — Родевич убеждена, что Совет должен не перетягивать полномочия, а использовать ту власть, которая у него есть.


В апреле райсовет традиционно рассмотрел мероприятия по подготовке мест массового отдыха к предстоящему сезону — c участием руководителей всех причастных служб и предприятий. В мае Наталья Родевич провела прямую телефонную линию с гражданами на ту же тему. Недавно подала в исполком докладную записку на 15 страницах о состоянии районных дорог...



Это звенья одной цепи. Логика проста: если в городе не ухожен парк, а вокруг плохие дороги, в нем едва ли будет обустроенный пляж. На вилейском пляже  — том, что на берегах водохранилища, — полный порядок и чистота. Купальщики могут приезжать хоть сейчас, места хватит и людям, и машинам. Казалось бы, что еще нужно городу, стоящему на берегу самого обширного в стране водоема. Оказывается, нужно. Едем в деревню Осиповичи, где на берегу небольшого пруда нас встречает председатель сельисполкома Николай Гиль.


Пруд хорош именно тем, что невелик и неглубок: весной быстро прогревается, его предпочитают семьи с детьми. В летние выходные сюда приезжают до двух сотен машин! Из Молодечно и Минска их бывает даже больше, чем из Вилейки. Он мог бы остаться диким, едва ли кто–то упрекнул бы за это власть: рядом водохранилище. Но сельисполком потратил на пруд десятки миллионов из своего скромного бюджета, заказав благоустройство лесхозу (навесы, скамейки, туалет...) и ДРСУ (автостоянка). Оплачивает работу водолазов, которые весной обследуют и очищают дно, а потом выдают пруду «паспорт»: можно купаться. Теперь Николай Гиль мечтает найти водоему арендатора, который оказывал бы отдыхающим какие–то услуги, присматривал за порядком... А Наталью Родевич беспокоит небольшой участок гравийной дороги, который отдыхающим приходится проезжать от магистрального шоссе: хорошо бы асфальтировать и его.


Несколько лет назад местная власть пригласила в Вилейку... имиджевое агентство, чтобы заказать исследование и получить ответ на два вопроса: какую специализацию Вилейского водохранилища (рыбохозяйственную или рекреационную) предпочитают местные жители и как водоем лучше позиционировать? Постоянные читатели «СБ» могут вспомнить статью трехлетней давности «Двое на берегу», где речь шла о том же выборе: хозяйствовать на берегах или отдыхать. Выбор был сделан, его власти придерживаются и сейчас.


Чистота водоема нужна не только туристам и отдыхающим, но и жителям Минска, для снабжения которых он и был когда–то построен. Действующих рыбхозов на водохранилище больше нет. При этом один хозяйствующий субъект был выселен судом по иску райисполкома — за систематические нарушения природоохранного законодательства. Зато появились два других, с туристической специализацией. Освоение берегов — там, где это возможно, — районному бюджету не по карману: здесь расчет на предпринимателей. Один уже развернулся, построил гостевые домики с необходимым обустройством, принимает гостей. Второй только оформляет разрешительные документы, но место ему уже согласовано. Власть приветствует конкуренцию и надеется, что бизнес это оценит. Обозначены приоритетные к освоению территории: Вязынь, Сосенка, Будище...


Вернемся к самодеятельным скульптурам и резюмируем. Кому как, а мне по душе и басенная компания, что репку тянет–потянет, и сова с фолиантом. Лубочный стиль? Именно то, что нужно вблизи рынка, где самое место юмору и в хорошем смысле балагану. Или у Церетели скульптуры заказывать?


Все ясно и просто. Человек, чьи руки лепили эти фигурки, любит свой город и парк. Как и те, кто своими руками обустраивал «Вильянин хутор». Город, озабоченный своим имиджем в глазах земляков и приезжих, должен быть, как минимум, ухожен и чист, причем в любое время года. Любовь к своей земле — это не состояние, не медитация: это решения и действия. Где граждане и власти умеют их соединить, там не нужен кто–то третий, который придет и скажет: наведите у себя порядок.


И последнее — чтобы картина не выглядела слишком благостной. Сейчас на сайте райисполкома проводится очередной опрос местных жителей: какие виды деятельности не представлены в городе или их недостаточно? Его ход показывает, что автосервисом, торговлей, салонами красоты и прочими бытовыми услугами горожане в целом довольны. Большинство не устраивает... количество парков с аттракционами, зрелищно–развлекательная и туристическая деятельность. Не вижу никакого противоречия с тем, что было сказано. Значит, по мнению горожан, власть еще недостаточно старается.

ponomarev@sb.by


Фото автора.


Советская Белоруссия №207 (24588). Среда, 29 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter