Женщина была в отчаянии. Жить не на что. В долги залезла. И не потому, что транжирка, не желающая трудиться. Умер близкий ей человек - потратилась на похороны. А что такое зарплата нянечки в детском саду в 80 тысяч рублей? Вот и просила она помощи в Витебском горисполкоме. Больше просить не у кого.
Власти вправе были ей отказать, ведь на юридическом языке близкого ей человека именуют "сожитель". К тому же проживал он без прописки и нигде не работал, а лишь время от времени "халтурил". Да и средства, выделенные для оказания адресной помощи населению, израсходованы еще в первом квартале. Однако члены Витебского горисполкома на своем заседании проголосовали за то, чтобы выделить нянечке 50 тысяч рублей компенсации.
Женщина могла просто отказаться от мертвого тела в морге, и тогда бы государство похоронило ее сожителя за свой счет. Родных в Витебске у мужчины не было. Опять-таки, выражаясь юридическим языком, стал бы он "безродным трупом". "Не должно быть безродных трупов. Не по-человечески отказывать хоронить человека. Не в войну же живем", - прокомментировала решение горисполкома начальник ГПО ЖКХ Лидия Тетерева.
Между тем число "безродных" могил под Витебском растет. На кладбище "Копти" с правой стороны от леса есть участок, который своим видом явно отличается от других захоронений. Ни оград со столиками и скамейками, ни памятников, ни цветов... Рядом, впритык друг к другу, стоят небольшие (40 на 40 сантиметров) бетонные плиты. В нижнем уголке - крестик, фамилия, имя, отчество умершего и инвентарный номер. Здесь покоятся "безродные". "Раньше, - рассказала мне работница кладбища, - на таких могилах ставили деревянные кресты. Но затем решили, что дешевле устанавливать железобетонные плиты. Они долговечные, а дерево гниет. Приходилось кресты часто менять".
Кладбище в Коптях открылось в 1997 году. С тех пор там похоронили уже 357 "безродных". Поначалу привозили по 2 - 3 таких покойника в месяц. За 8 месяцев этого года - уже 56. Иной раз весной государство за свой счет хоронит до 15 человек - из-под снега появляются жуткие "подснежники": люди, либо убитые и прикрытые ветками, либо замерзшие в лесу и запорошенные снегом. Среди захороненных как "безродные" есть и дети, которых находят в мусорных баках, мертворожденные. Но есть на "безродном" участке кладбища и могилы тех, у кого в Витебске проживают родственники. Ссылаясь на бедность, они перекладывают свои заботы на государство. Кстати, захоронение человека как "безродного" возможно только с санкции прокурора и после его официального обращения в ГПО ЖХК, который составляет акт в четырех экземплярах: для себя, кладбища, УВД и прокуратуры. А вдруг кто-то будет искать умершего? Но, увы, таких случаев единицы.
В морге "безродных" покойников кладут в необитый гроб, затем на тракторе или автомобиле везут в Копти, рабочие кладбища копают могилу, хоронят и устанавливают плиту. Вот и все похороны. Ни похоронной процессии, ни венков, ни оркестра... Хотя и такие, более чем скромные, проводы "безродных" в последний путь обходятся городу в 50 тысяч рублей.
...Тяжело становится, когда смотришь на могилы с инвентарными номерами - в них покоятся люди, которые оказались никому не нужными. И некому их помянуть.
Последний путь "безродных"
Женщина была в отчаянии.