Уважаемая редакция! Обращаюсь с просьбой опубликовать мое письмо на страницах вашей газеты, тем самым дав шанс нашему храму найти неравнодушных людей, которые помогут в его ремонте. Заранее огромное спасибо! Сохрани вас Бог.
Меня зовут иерей Александр Фурсов, я являюсь настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в деревне Победа Шумилинского района Витебской области. Наш храм построен в 1905 году и является памятником архитектуры псевдорусского стиля, хотя по конструкции подобных ему в мире нет, ибо история, связанная с его строительством, уникальна. На период конца XIX века (а именно 1894 год) в приходе насчитывалось около 1.400 прихожан (тех людей, кто еженедельно посещал храм), и существовавший в то время деревянный храм просто не вмещал всех верующих. Помещик, живший невдалеке, хотя и был лютеранином, но, видя веру народа, решил построить новый каменный храм, пригласив архитектора из Европы, поэтому и стал храм внешне похож на костел, а не на классический православный. Зажиточные крестьяне пожертвовали храму огромное количество дорогих икон, купленных во Владимирской губернии, колокол–великан весом 60 пудов и пять поменьше, по 6 пудов каждый. Эту жертву крестьяне приурочили к событию отмены крепостного права в 1861 году — так свидетельствуют воспоминания одного из ключевых меценатов того времени, сохранившиеся в записях, которые его родственники предоставили мне.
...Почти полвека храм был закрыт. В нем хранилось зерно. В конце 2013 года мы своими силами вместе с моим отцом и старостой отремонтировали старый источник: установили кольцо, благодаря помощи сельсовета погрузчиком уложили плиты, чтобы зыбкая болотистая поверхность не мешала приходить паломникам за водой, затем построили резной навес (можно посмотреть на нашем сайте www.prihod–by.ru). Вода действительно целебная, помогает людям, страдающим глазными болезнями и язвой. Ежегодно на Крещение здесь совершаю водоосвятный молебен, и каждый желающий бесплатно может набрать сколько угодно воды. Приезжают из Санкт–Петербурга, Москвы, Полоцка, Витебска, Минска. Набирают целыми ведрами. А в озере, куда впадает вода из источника, вырезаем во льду для крещенских купаний купель с установкой ледяного креста, в 2016 году он достиг трех метров в высоту. Примечательно, что воду в день Крещения Господня берут с утра до позднего вечера. На Пасхальное Богослужение в наш храм на всенощную службу люди съезжаются целыми автобусами.
Несмотря на все это, храм по–прежнему нуждается в капитальном ремонте. Обидно, что средств, вырученных с треб и богослужений, не хватает, чтобы достойно отремонтировать храм. Я, конечно, посильно ежегодно что–то делаю, но, увы, мои желания с моими возможностями не сходятся. В 2014 году за все деньги, что сумели выручить с Крещенской и Пасхальной служб, я купил колокол за 350 долларов, залили ступени у боковых дверей и частично поставили новый забор, побелили стены в алтаре и покрасили иконостас — на большее денег не хватило. В 2015 году купили новые водосточные трубы, заделали монтажной пеной дыры в окнах и дверях, поскольку в них свободно проникали птицы, наводя свои порядки в храме. В 2016 году покрасили все двери входные и в алтаре, немного ранее застелили пожертвованный бывший в употреблении линолеум в алтарной части. Очень много времени и сил уходит на скашивание травы вокруг храма летом — чтобы купить бензиновый триммер, у прихода нет средств. Несколько лет назад была составлена приблизительная смета на ремонт храма, указаны наиболее проблемные моменты, которые надо устранить. Необходимо:
восстановить кладку кирпича над входными дверями (сделать самостоятельно не могу, нужны леса), а то кирпичи в прямом смысле падают на голову;
отремонтировать двери, которые держатся на честном слове (высота более трех метров);
заменить или отремонтировать окна (в храме порой холоднее, чем на улице). К примеру, прошлой зимой нам с матушкой не единожды приходилось совершать Божественную Литургию при температуре минус 8 в храме — а это 2,5 часа без куртки и перчаток. Что поделаешь, служба должна проходить, несмотря на обстоятельства. Необходимо отремонтировать протекающую кровлю: каждый раз после ливня мы весь храм заставляем ведрами и тазиками. Надо побелить храм, это очень много квадратных метров. Всего и не опишешь, но я и не прошу, чтобы все и сразу. Помогите, чем сможете, — хотя бы триммер купить. Я понимаю, время сейчас тяжелое и у всех кризис или как оно там называется. Но верю, что старая славянская пословица не зря придумана: «С миру по нитке — нищему рубаха». Прошу не для себя, а для храма, для церкви, которая пережила времена гонений и войн, устояла, вытерпела, и сейчас, в мирное время, вынуждена разрушаться, все потому, что никому до нее нет дела.
Вы скажете, зачем я здесь служу? Может, вы и правы, но в данный приход я пошел добровольно, ибо знал, что церковь является вакантной уже 12 лет, ни один священник не задерживался более двух месяцев, сбегал, ища лучшего, я же здесь пока еще только три года. В свое время, когда я просился в Победу, владыка задал вопрос: что ты там будешь есть, я ответил: придумаю (о чем не жалею до сих пор). Тогда он сказал, что через пару месяцев буду проситься обратно, а он подумает, брать меня в город или нет. Я не попросился. За это время я успел немного: отремонтировал источник, дал ему новую жизнь, в соседних деревнях организовал людей и мы своими силами перестроили из бывших жилых деревенских домов два храма — Покрова Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. До этих деревень 43 и 47 километров. Приходят по 5 — 12 человек, но и для них я езжу каждое воскресенье. Служебного жилья в приходе нет, и мне надо ездить из дома (г. Дисна) на службу: 120 км до Победы, порой за день наматываем 400 км, благо солярку можно купить. Доход в храме варьируется от 5 до 15 рублей за воскресную службу, я теперь понимаю, почему бежали священники. Как на 60 рублей в месяц можно прожить?
https://источник/pobeda_shu/index.htm — зайдя в интернет и перейдя по этой ссылке, можно почитать о нас подробнее. Здесь паломник описал один наш день. Возможно, у вас возникнет сомнение: мол, что–то тут не так, т.к. приход бедный, а батюшка на машине «рассекает». Видели бы вы мою машину, и то она не с прихода куплена, я вынужден подрабатывать в свободное время: хотя по светскому образованию я психолог, но подрабатываю на церковном уровне, оббиваю и продаю гробы, венки и делаю свечи. Соглашусь, доход немного выше, чем в храме, хватает на топливо и поесть. Служба — для души, но как болит сердце, когда видишь плачевное состояние храма и, увы, ничем не можешь помочь. До слез обидно.
Вот и прошу вас: помогите, не оставьте приход в беде. Не надо делать все под ноль, я знаю, что это нереально, сделайте хоть что–то, чего не в силах сделать мне самостоятельно. Приход будет молиться за вас на службах как за благотворителей. Не оставайтесь в стороне. Не выбрасывайте письмо в мусорную корзину и, пожалуйста, не пишите мне стандартное письмо с отказом по неведомым причинам, у меня таких за три года очень много... В 2016 году специально для благотворительных целей я открыл безналичный счет, чтобы каждый жертвователь убедился: ни копейки не потрачу на себя, с этого счета нельзя снять наличные, только оплатить покупку по безналу.
Реквизиты:
приход храма Успения Пресвятой Богородицы, д. Победа Шумилинского района Витебской епархии Белорусской православной церкви. Витебская обл., Шумилинский район, д. Победа, ул. Центральная, д. 11;
р/с № 3135512170000 УНП 300995022 в ЦБУ № 225 филиала № 200–ВОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» в г.п. Шумилино, МФО 150801635.
Мой контактный телефон: (+37529) 719–77–94.
С уважением, иерей Александр ФУРСОВ.
Прямая дорога
Взамен лоевчанам предложили новые маршруты Лоев — Речица в 6 утра, и Речица — Лоев в 20 ч. 30 мин., специально под новый маршрут Речица — Минск, снизив стоимость поездки. Ежедневно автобус с водителем лоевского производственного участка автобусного парка № 3 везет лоевчан в Речицу, стоит там на автовокзале более 13 часов, а затем вечером забирает пассажиров с минского автобуса и везет в Лоев. Мы, лоевчане, при этом испытываем большие неудобства, так как многие едут с детьми, им и старым людям приходится перетаскивать свои вещи из автобуса в автобус. Наши дети, которые учатся в Минске, Бобруйске и Светлогорске, не имеют гарантии, что смогут, как прежде, без проблем добраться этим маршрутом до Лоева и вынуждены на выходные ехать поездом домой через Гомель, ночуя на вокзале и теряя при этом время в дороге.
Хотелось бы знать: зачем отменили нужный людям маршрут? И еще: кто оплачивает 13–часовой простой автобуса и водителя в Речице якобы на «технической профилактике и ремонте»?
Н.И.АНИСОВЕЦ, Н.М.ПЕТРУНЕНКО, Н.И.ЧЕРЕДНИК, Т.Г.ПЛЮЩ, Т.М.ХОХЛОВА, Т.Д.ПОЛИВАНОВА, А.Д.РОГОВАЯ, И.П.ЦЕКОЦКИЙ, В.В.ПОНАМАРЧУК.
Лоев.
Советская Белоруссия № 236 (25118). Четверг, 8 декабря 2016