Белорусский «охотник за привидениями»: 90% явлений, в которых мы видим таинственные знаки и посылы, аномальными не являются

Охотник за привидениями

Белорусский «охотник за привидениями»: 90% явлений, в которых мы видим таинственные знаки и посылы, аномальными не являются
Позиционировать Беларусь как туристический «заповедник привидений» наши гиды научились не хуже, чем их коллеги из Шотландии или Ирландии. В любом белорусском замке (или, что более вероятно, оставшихся от него руинах) сегодня обязательно найдется несчастная Панночка, праздно слоняющаяся в полуночном свете в поисках душевного успокоения. А сколько гуляет баек о цмоках — огромных черных ящерицах, которые якобы водились даже в минской Свислочи?! Экскурсоводов хлебом не корми, дай только запугать интуристов рассказами о хрустальном гробе и драконьих костях, которые еще столетие назад можно было увидеть в Свислочи аккурат напротив гостиницы «Юбилейная». Русалки и ужиные короли, водяные змеи из озера Нещердо и таинственная чупакабра — координатор проекта «Уфоком» Илья Бутов «охотой за привидениями» занимается уже более десяти лет. А потому с полным на то основанием утверждает: 90% явлений, в которых наши люди видят таинственные знаки и посылы, аномальными не являются. Другое дело — оставшаяся «десятка». Та, что пока остается без научного объяснения. 
 

Слово «уфолог» Илья Бутов не любит. Предпочитает называться «специалистом по аномальным явлениям».

Начну с предыстории. Илью Бутова я нашла благодаря краудфандинговой платформе «Талакошт». За народным финансированием в народный же проект специалист по аномальным явлениям обратился, чтобы найти неравнодушных «к белорусскому краю и его главным этнографическим загадкам». Бутов — один из авторов сборника «Таинственная Беларусь», на выпуск которого ему сейчас требуется помощь не только словом (читай — советом), но и делом. Илья ищет возможных спонсоров, типографию–партнера, журналистов, волонтеров — словом, всех тех, кто готов помочь с выпуском, распространением и продвижением книги. «Таинственная Беларусь», рассказывает аномалист (уфолог по–простому), — это сборник научных и исследовательских работ ученых, краеведов, историков и археологов, посвященных многочисленным этнографическим тайнам и загадкам нашей страны:

— Современная наука может объяснить практически все, но некоторые явления еще только ждут рационального толкования. То, что видят некоторые люди, зачастую не поддается логике, а потому нередко причисляется к выдумкам и фантазиям. Уже больше десяти лет участники «Уфокома» пытаются разгадать загадки аномальных явлений, которые происходят в нашей стране. Мы исследуем различные феномены — городские мифы и легенды, полтергейсты и привидения, оккультные языческие постройки и мегалиты. За эти годы мы провели более 200 экспедиций. Среди них были как успешные, так и совсем неудачные. В любом случае, если где–то происходит что–то необъяснимое, мы выезжаем на место.

«Уфоком» — это, скорее, площадка для заинтересованных в исследовании аномальных явлений специалистов, которые в частном порядке и на собственные средства занимаются любимым делом. Все текущие расходы (бензин, проживание, питание) энтузиасты «Уфокома» оплачивают самостоятельно. Учитывая дорогостоящие приборы и расстояния, которые порой приходится преодолевать, хобби выходит совсем небюджетным. Поэтому желающим вступить в ряды поисковиков Бутов советует все тщательно взвесить: 
 
6-жизнь-охотник-приведения06.jpg

Истина где-то рядом...

— В среднем одна поездка (в зависимости от расстояния) обходится в 250 — 500 тыс. Кажется, сумма небольшая, но попробуй при небольшой зарплате каждый раз выкладывать ее из кармана... К нам ведь приходят люди из совершенно разных сфер — биологи, историки, учителя, программисты. Есть среди них и студенты, и кандидаты наук.

Прежде чем выехать на место, специалисты занимаются тщательной подготовкой: изучают архивы, ищут свидетелей... На вооружение берут научную методологию и современную технику, а не бегают за вампирами с головкой чеснока:

— Чаще всего, когда едем проверять очередную историю, выясняется, что она — плод бурной фантазии местных жителей. Поэтому случаев, не относящихся к аномалии, фиксируем очень много. Но есть, конечно, и обратные ситуации. Бывает, что действительно видим движущиеся прозрачные фигуры — привидения, иначе говоря. Страх, конечно, присутствует всегда, но мы стараемся действовать рационально. Однажды мы отправились на кладбище, где хоронят неопознанные трупы. Дело было в Кричевском районе. Нам сообщили, что здесь слышали странные шорохи и видели тени. Мы приехали, ночью заняли наблюдательный пост, и в тот момент, когда стали говорить о привидениях, рядом неожиданно упало дерево. Но ни ветра, ни грозы не было. Дерево не могло упасть и по естественным причинам — оно было совсем молодое, крепкое, полностью здоровое...

О дворцовых легендах, связанных с призраками, Бутов говорит с усмешкой. Мол, все это не больше, чем замануха для туристов:

— Возьмите, к примеру, наше самое популярное привидение — Черную Панну Несвижского замка. Принято считать, что это призрак Барбары Радзивилл. Давайте предположим, что привидения — это действительно неупокоенные души умерших людей. Но привязанность призраков к конкретному месту должна быть обусловлена определенными причинами. Такими, например, как место смерти. Но дело в том, что нет никаких свидетельств того, что Барбара Радзивилл когда–либо посещала Несвиж! Теоретически, конечно, могла: например, приехать в гости к своему двоюродному брату Николаю Радзивиллу Черному... Но достаточно ли этого, чтобы всей душой привязаться к городу после своей смерти? Нет. Изучив архивы и тщательно проанализировав историю, могу вам сказать: если допустить мысль о том, что призрак Несвижского замка и в самом деле существует, то он принадлежит другому человеку. Прототипом привидения, скорее всего, является княгиня Анна Катерина Сангушко, жена Кароля Станислава Радзивилла. Женщина с очень трудной судьбой: у четы родились 13 (по другим данным — 15) детей, из которых семеро умерли еще в детском возрасте... 
 

Аномальные явления участники «Уфокома» исследуют уже более 10 лет.

Многие городские легенды, по словам Бутова, не являются правдивыми — это относится и к якобы призраку Лошицкой усадьбы. Легенда есть, а очевидцев–то привидения, как это ни парадоксально, нет! Дело в том, что не сохранилось ни одного свидетельства или показания очевидца, который бы действительно своими глазами видел знаменитую Белую Панночку, жену последнего владельца усадьбы: 
 
7-история-музей-несвиж005-260515.jpg

Фото Владимира Шлапака.

— В Минске большинство историй, связанных с призраками, не более чем городские байки. Привидения, как правило, следует искать не в заброшенных усадьбах, а в обычных зданиях. Самое важное здесь — история места и местности.

На днях «Уфоком» отправится в одну из панских усадьб Витебской области, где, по слухам, поселился призрак. Местная администрация энтузиастов отговаривает: мол, с верхних этажей слышны стуки, да и пианино порою само играет... Но разрешение на ночлег все же дают. Илья улыбается:

— Наши исследования помогают людям получить больше информации о своей стране, о ее легендах и загадках, о забытых исторических местах и событиях. Поэтому, возвращаясь к началу нашей беседы, мы и решили издать некоторые из исследований в виде отдельного сборника. Попросили авторов изложить свои доклады живым литературным языком, чтобы они были понятны каждому. И чтобы все, кто интересуется аномалистикой (а таких, поверьте, очень много) смогли найти в книге ответы на свои вопросы. 
 

В дворцовые легенды Илья Бутов не верит. А вот к голосу разума прислушивается.

Илья надеется, что читатели «СБ» поддержат его начинание. А кто–то, возможно, даже захочет поучаствовать в ближайших этнографических экспедициях. Если есть желание, пишите в редакцию, мы поможем вам связаться с Ильей.

ШПИЛЬКА В БОК

Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, профессор истории, член Совета Республики:

— Если говорить о привидении Несвижского замка, то его, конечно, не существует. Эта байка уходит корнями глубоко в историю и является результатом шарлатанских манипуляций со стороны одного хитрого алхимика. Пересказывать всю эту историю, думаю, не имеет смысла — об этом написана не одна книга. На археологических раскопках, конечно, случается всякое, но этому всегда — подчеркиваю! — есть научное логическое объяснение. Я не верю в сказки, верю только в науку и научную мысль. За годы практики ни разу не то что не встречал привидение, но не видел даже полунамека на его существование. К разного рода охотникам за призраками отношусь, как к людям увлеченным, но рассматриваю их деятельность не более чем как хобби. К науке это никакого отношения не имеет.

leonovich@sb.by
Фото из личного архива.
Советская Белоруссия № 137 (24767). Среда, 22 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter