(Продолжение. Начало в «СБ» от 13 июня.)
22 июня будет официально открыт мемориальный комплекс «Тростенец» между деревней Малый Тростенец и минской улицей Селицкого. В годы войны нацисты убивали здесь людей — как советских граждан, так и жертв Холокоста из Германии и оккупированных ею территорий Европы. Ужасы, которые тут творились, представить сегодня трудно. Но архивные документы позволяют реконструировать события трагического прошлого. Представляем вашему вниманию некоторые из них. Это первые свидетели творившихся в концлагере злодеяний.
Остатки построек концлагеря
Остатки построек концлагеря
* * *
Отчет унтершарфюрера СС Арльта о деятельности взвода СС в Тростенце (май — сентябрь 1942 г.)
Взвод, то есть 1 унтершарфюрер и 10 рядовых, сначала надзирал за рытьем рвов в 22 км от Минска. Работы продолжались 8 дней и закончились акцией 30.05.1942 года, в которой принимал участие весь взвод (очищение тюрьмы).
Затем мы снова приступили к рытью новых рвов и выполняли эту работу сами. На это понадобилось 4 дня.
В Минск прибыл из Вены транспорт с евреями (1.000 шт.) и сразу с вокзала был доставлен к указанному выше рву. Здесь взвод непосредственно использовался у рва.
Надзирали, как 8 чел. рыли новый ров, так как в ближайшее время сюда должен прибыть еще один транспорт с евреями из рейха.
26.05. Прибыл транспорт с 1.000 евреев из рейха в Минск, которые были ликвидированы во рву, в чем принимала участие и команда СС.
28.05. и 29.05. Вырыт еще один ров.
1.06. Сюда прибыл еще один транспорт с евреями.
Транспорты с евреями прибывают регулярно в Минск и обрабатываются нами. Так, 18 и 19.06.1942 г. мы снова занимались рытьем рвов.
26.06. Прибыл ожидаемый транспорт с евреями из рейха.
2.07. Снова копались рвы для приема транспорта с евреями.
17.07. Прибыл транспорт с евреями.
21, 22 и 23.07. Были вырыты новые рвы.
24.07. Снова прибыл транспорт с 1.000 евреев из рейха.
С 25.07. по 27.07. Копались новые рвы.
28.07. Проведена крупная акция в минском русском гетто (имеется в виду гетто с уроженцами Минска в отличие от гетто с выходцами из Германии. — Авт.). 6.000 евреев были доставлены ко рву.
29.07. 3.000 немецких евреев были доставлены ко рву.
25.09. Сюда снова прибыл транспорт с евреями.
Табличка на входе в концлагерь Тростенец.
Табличка на входе в концлагерь Тростенец.
* * *
Сообщение немецкой железнодорожной дирекции в Кенигсберге о перевозке евреев из Европы в Минск (13 июля 1942 г.)
Для перевозки переселенцев из империи (жертвам внушали, что они лишь переселяются на новое ПМЖ. — Авт.) через Платеров — Черемху в Волковыск, конечный пункт Минск, используются спецпоезда по 1.000 человек в каждом.
В Волковыске пассажиры спецпоездов переходят в товарные вагоны (на территории Беларуси нацисты уже действовали без маски, не скрывая, что привезенные люди для них — скот, и отношение к ним уже было откровенно бесчеловечным. — Авт.). Следует своевременно запросить и доставить крытые товарные вагоны. Для поддержания порядка при пересадке привлечь железнодорожную и местную полицию.
* * *
Из справки начальника разведотдела Белорусского штаба партизанского движения полковника Н.А.Скрынника (не ранее февраля 1943 г.)
В Тростенецкий гражданский лагерь в ноябре 1941 г. из города Минска была доставлена женщина вместе с пятилетним своим сыном. Комендант лагеря приказал поместить ее в лагерь, оставив ребенка на произвол судьбы. Мальчик, ухватившись за руки матери, плакал и говорил, что от мамы никуда не уйдет. Когда коменданту перевели слова мальчика, он подошел, молча взял ребенка, бросил в яму и приказал матери засыпать землей своего ребенка живьем. И после того как она отказалась выполнить это требование, женщина была расстреляна и вместе с живым сыном засыпана землей...
* * *
Из показаний служащего 46–го полицейского батальона М.И.Брейтмана начальнику особого отдела бригады «Народные мстители» Н.П.Иванову (13 апреля 1943 г.)
Раз в неделю, в пятницу, прибывал эшелон с евреями, который останавливался за километр от тростенецких концлагерей. Из города приезжали машины с начальством и крытые машины, так называемый черный ворон. Эти машины направлялись сперва к эшелону, перевозили оттуда все имущество, потом перевозили в лагерь тех людей, которые отобраны работать, а остальных, какова судьба остальных, сердце обливается кровью, когда вспомнишь их участь. Их сажали в крытые машины (черный ворон), машины плотно закрывались, через трубу отработанный газ пропускался прямо в машину. Их возили километров за 8 — 10 дальше от лагеря по Могилевскому шоссе, там выгружали готовые трупы и бросали в ямы, заранее приготовленные, и тут отправляли свою «хозяйственность и экономию», если более верно выразиться — свою жадность. Они с трупов снимали все, вплоть до нижних рубашек. Такова судьба тех, которые не попали в лагерь на работу. Такова судьба многих тысяч ни в чем не повинных людей, которые обречены на гибель лишь только потому, что они евреи.
* * *
Из спецсообщения народного комиссара государственной безопасности БССР Л.Ф.Цанавы первому секретарю ЦК КП(б)Б П.К.Пономаренко (23 августа 1943 г.)
Лысак Семен Иванович, 40 лет, среднего роста, блондин, житель деревни Дукорка Руденского района, до 1939 г. работал секретарем Борисовского горкома КП(б)Б. Перед войной работал инструктором средней школы Острошицкого Городка.
В апреле 1942 г. арестовывался немцами, был направлен в лагерь военнопленных в Малый Тростенец.
* * *
Шифротелеграмма командира Осиповичской ВОГ Н.Ф.Королева (28 октября 1943 г.)
По данным нашей агентуры, в городе Минске немцы приступили к раскопке могил массовых расстрелов и сжиганию трупов в районах Тростенец, Красное Урочище, возле военного городка.
* * *
Из статьи «Кровавая расправа над мирным населением» в газете «Минский большевик» (2 ноября 1943 г.)
В сентябре в Минске, в районе Комаровки, гитлеровские изверги окружили несколько улиц. Всех мирных жителей в количестве свыше 1.000 человек, среди которых было большинство женщин и детей, палачи грузили на автомашины и отправляли в район Тростенец.
На месте кровавой расправы были приготовлены две большие ямы. Одна за одной подходили машины. Стаскивая перепуганных стариков, женщин и детей, немецкие бандиты расстреливали их в упор и бросали в ямы.
Эти двуногие звери с цинизмом опубликовали сообщение о том, что ими расстреляно 300 человек врагов немецкой власти.
Памятный валун, установленный при участии Президента в 2014 году. Фото Виктора КОРБУТА, «СБ».
Памятный валун, установленный при участии Президента в 2014 году. Фото Виктора КОРБУТА, «СБ».
* * *
Акт жителей города Минска о расстреле населения Арктической, Беломорской и других улиц в сентябре 1943 г. (7 июля 1944 г.)
Мы, нижеподписавшиеся, жители гор. Минска: домохозяйка Кравченко Екатерина Григорьевна, работница скорняжной фабрики Красовская Елена Викентьевна, рабочий войлочной фабрики Нейман Николай Карлович и домохозяйка Келых Софья Григорьевна, составили настоящий акт о том, что в сентябре 1943 г. по приказу коменданта немцы забрали заложниками около 300 советских семей, проживающих по ул. Арктической, Беломорской и др. В 3 часа ночи немецкие патрули оцепили район этих улиц. Жителям предложили в 6 час. утра выйти на проверку. При проверке немецкие патрули отпустили семьи полицейских, а всех остальных на грузовых машинах увезли. Предчувствуя свою гибель, женщины с детьми на руках умоляли немцев остановить машины и разрешить передать детей встречным прохожим. Одна женщина пыталась выбросить из машины на руки проходивших мимо женщин своего ребенка. В урочище Тростенец уже заранее были приготовлены глубокие страшные ямы, к которым по одной подавались машины с людьми. В лесу раздавались выстрелы, слышались душераздирающие крики, мольбы о пощаде. Так были расстреляны взятые заложниками все 300 семей, а их имущество немцы забрали себе.
* * *
Из отчета начальника штаба партизанской бригады «Штурмовая» И.Л.Фогеля (31 января 1944 г.)
Сейчас в городе усилился террор. В тюрьмы ежедневно сажают людей сотнями под предлогом связи с партизанами. Минская тюрьма очищается два раза в неделю. Сотни людей отправляются в район деревни Тростенец и там расстреливаются.
* * *
Корреспонденция «Конвейер смерти» из подпольной газеты «Минский большевик» (21 марта 1944 г.)
Минчанам хорошо известны серые 5–тонные машины с маскировочными решетчатыми окнами, ежедневно совершающие рейсы в район Тростенец и вывозящие новые жертвы немецких палачей к подготовленным гигантским могилам.
В начале марта из концлагеря по Широкой ул. в течение 2 дней были удушены в «душегубках» и вывезены в район Тростенец более 500 человек. Среди удушенных было много женщин и детей.
* * *
Сообщение замначальника отдела управления НКГБ СССР Гудимовича наркому госбезопасности СССР В.Н.Меркулову о массовых расстрелах населения в окрестностях Минска (7 апреля 1944 г.)
Руководитель партизанской группы, действующей в районе Минска, подполковник государственной безопасности Ваупшасов сообщает, что в окрестностях Минска у концлагеря Малый Тростенец, в лесу Голиково, специальной командой СД производятся массовые расстрелы населения. Уничтожается ежедневно по 150 — 180 человек. С 1–го февраля с.г. по настоящее время расстреляно 5.000 — 5.500 человек. Там же сооружены три ямы размером 120 тонн битума.
Рабочие, принимавшие участие в подготовительных работах, также расстреливаются немцами.
Приведенные здесь фрагменты документов частично свидетельствуют о геноциде в Тростенце. Подробные рассказы очевидцев трагедии появились сразу после освобождения Минска от нацистов. В Минск выехали представители ЧГК СССР Б.Т.Готцев и В.Ф.Табелев и 17 июля 1944 года представили первому секретарю ЦК КП(б) Белоруссии П.К.Пономаренко докладную записку о необходимости организации мероприятий по расследованию преступлений немецко–фашистских захватчиков в окрестностях деревни Малый Тростенец. Следователи военной прокуратуры провели опросы свидетелей трагедии. Даже после войны проводился поиск нацистских преступников, велись судебные процессы над ними. Опрашивались минские подпольщики. Сотрудники Института истории партии при ЦК КПБ собирали свидетельства о гибели людей в Тростенце. Эти материалы мы представим вашему вниманию в следующих публикациях.
vk@sb.by
Советская Белоруссия № 116 (24746). Суббота, 20 июня 2015