Футболу грозит судьба бейсбольной биты. Почему? Вот сами посудите: спортивный снаряд, изначально предназначенный для ударов по мячу, уже давно стал модным орудием уличных разборок. Не знаю, как в Штатах, а в наших краях биту чаще увидишь не в сумке спортсмена, а в багажнике авто. Почти то же самое, особенно в Восточной Европе, происходит и со спортом номер один. Стараниями агрессивной околофутбольной публики любимая игра миллионов превращается в подобие холодного оружия ударно–дробящего действия. Но речь не только о фанатских междоусобицах. Словно бейсбольной битой футболом размахивают ушлые политики и предводители радикалов. Ведь стадионная толпа, зачастую истеричная и беспощадная, — благодатная почва для старта крупных и опасных авантюр.
Печально, но сегодня особенно четко эта тенденция прослеживается в соседних странах. Особенно в Украине, где хозяевами на стадионах стали не милиционеры, не стюарды, а наглые мордовороты. «Ветераны АТО», активисты «Правого сектора» устанавливают на аренах свои новые порядки. Будто издеваясь над акциями УЕФА против нацизма и различных проявлений дискриминации, фанаты киевского «Динамо» избили недавно темнокожих болельщиков во время матча Лиги чемпионов с «Челси».
«В избиении участвовали даже подростки и человек с костылями. Местные журналисты предполагают, что нападавшими могли быть представители фанатской группировки «Родычи», при этом их пытался остановить лишь офицер «Динамо» по безопасности и работе с болельщиками», — сообщает один из интернет–порталов. Но на том точка не поставлена: украинский клуб может понести серьезное наказание. Однако помогут ли санкции УЕФА в борьбе с рецидивами расизма?
Впрочем, и сами киевляне ищут способы решения проблемы. Правда, выражаясь в стиле незабвенного Виктора Степановича Черномырдина, хотят как лучше, но получается как всегда. И рождаются дикие идеи вроде той, что на днях высказал исполнительный директор киевского стадиона «Олимпийский» Владимир Спильченко. Видимо, войдя во время интервью в раж, он заявил, что темнокожие болельщики сами виноваты — дескать, устраивают провокации, приходя в фанатский сектор «Динамо». А затем пан Спильченко и вовсе заговорил, как какой–нибудь крупный плантатор американского Юга. На вопрос журналиста, не стоит ли темнокожим вообще запретить посещать стадион или выделить отдельный сектор, руководитель арены одобрительно кивнул: «Хорошая идея. Мы, наверное, прислушаемся к вашему предложению. Постараемся для них, может быть, сделать отдельный сектор для того, чтобы не было проявлений расизма».
Наверное, пока В.Спильченко не заказал для кресел «Олимпийского» таблички «Только для белых» и «Только для черных», киевлянам, с их–то любовью к манифестациям и обостренным чувством справедливости, следовало бы поторопиться. Выйти бы тамошним интернационалистам (надеюсь, они еще остались) на Крещатик с плакатами против расовой сегрегации, против «гетто» на футболе... С лозунгами «Скажи неонацизму нет!» и с вопросами: «Как можно бороться с расизмом методами расистов? Какие сектора откроются на стадионах Украины после «африканских»? «Еврейские», «русские», «цыганские»?»
Тревожно, что на львовских, киевских, днепропетровских околофутбольщиков с восторгом смотрят некоторые юнцы в Беларуси. Для доморощенных неонацистов украинские стадионы, на которые можно без досмотра проносить файеры, дымовые шашки, а потом орать благим матом нечто провокационное и русофобское — пример для подражания. И ведь еще относительно недавно с иных фан–секторов белорусских команд раздавалось возмутительное скандирование: «Сто процентов белый сектор! Хэй–хэй!»
Пока же расисты местного разлива прикусили языки, затаились, потому что им дали понять: с рук ни одна выходка не сойдет. Но кто знает, что взбредет завтра в бездумные головы? Ведь идейная «бита» в околофутбольной упаковке прежде всего лупит по юным мозгам. И кто теперь скажет, что Киев — столица демократической страны, подарившей миру «революцию достоинства»?..
spetsnaz@sb.by
Советская Белоруссия № 208 (24838). Среда, 28 октября 2015