Что будет с заводом, который пойдет под снос

О славном заводе замолвите слово

Новый генплан Минска вызвал немалый интерес горожан, хотя большинство мнений в специальной книге отзывов сводится к одному: не сносите мой частный дом. Это легко понять: жилье — важнейшая ценность. А вот предстоящий снос целого завода, о котором тоже было публично объявлено, никого не опечалил. Горожане, похоже, даже не заметили этой новости.

На днях стало известно, что выбрана концепция застройки территории в границах улиц Красноармейская — Первомайская — река Свислочь, на которой расположен станкостроительный завод имени С.М.Кирова. Конкурировали два варианта, из которых высокая градостроительная комиссия выбрала наиболее для города перспективный. Граждане принялись его обсуждать и критиковать. Множество противоречивых мнений — это нормально. Странно лишь то, что никому не интересно, что будет с заводом. Неужели не жаль?

Ему 130 лет. Он старше «Форда» и БМВ! В советское время на нем работали до 7 тысяч человек. Помню, как он грохотал кузнечными молотами и дымил литейкой. Для горожан и города это было плохо тогда и неприемлемо теперь. Рядом жилые кварталы, парк Горького, несколько клиник...

Сегодня он не дымит, не шумит. Из тысяч работников остались сотни две. Огромный цех вдоль улицы Красноармейской давно бездействует, его стены для приличия укрыты маскировочной сеткой. Продано почти все: металлургия и металлообработка, инструментальное, машиностроительное и кузнечно–заготовительное производство, сварочное и ультразвуковое, склады и столовая, административно–хозяйственный корпус, медпункт, гараж, энергоцех... А еще эстакады, хранилища, подвалы, площадки... Проходная, наконец. Все это пока в целости. Теперь здесь часто снимают кино: промышленную натуру 30–х годов мало где найдешь.

Но завод жив! Он по–прежнему выпускает уникальные станки для авиа– и автостроения, ВПК и нефтехимии, энергетики и железных дорог... Имеет прибыль. Теперь все под одной крышей. Литье и кузнечные заготовки для него делают на других предприятиях холдинга «Белстанкоинструмент». Это позволяет оптимизировать финансовые, инженерные и прочие ресурсы. В цехе идеальный порядок. На некоторых станках висят бирки «К реализации», зато другие работают. Неужели и они остановятся?

Да, нашей стране не нужно столько станков, сколько могут производить десятки предприятий станкоинструментальной отрасли. И столько карьерных самосвалов, сколько делает БелАЗ, тоже не нужно. Как и в Швейцарии, не купят столько часов и станков, сколько она производит. Поэтому страна относится к развитым, а во всем мире ценят швейцарское качество. Наше тоже помнят и ценят. Когда говорят о продуктах и товарах, представляющих Беларусь на международных рынках, обычно называют тракторы и автомобили, изделия нефтехимии и металлургии, мясо и молоко. Почему–то забывают станки, без которых не сделать ни самолет, ни трактор.

На наших глазах происходят два противоположных экономических процесса. Некоторые из стран–соседок пережили деиндустриализацию. Рижского вагоностроительного завода, электрички которого до сих пор бегают по рельсам, фактически больше нет: продан за долги. Оставшаяся сотня рабочих занята ремонтом. Электрички для своих дорог Латвия теперь закупает. И ВЭФа нет, и РАФа. До трети населения работает за границей.

В России, где наш основной рынок сбыта, пагубный процесс тоже имел место. Специализированное издание сообщает: два года назад произведено лишь 3 тысячи станков при годовой потребности в 50 тысяч! Но провозглашена реиндустриализация, страна восстанавливает утраченное. Беларусь — между этими полюсами: у нас работает все, что работало и в советские времена, включая станкостроение. Создан холдинг, действует программа развития отрасли до 2020 года. И вот в начале ноября Минск посетила представительная делегация российских машиностроителей. Они договорились с белорусскими коллегами совместно развивать станкостроение, для чего создать единую инжиниринговую компанию и разработать перспективную стратегию.

...Как сообщили мне в белорусском Минпроме, станкостроительный завод имени Кирова освободит площадку, но не будет снесен, то есть ликвидирован. Концепция застройки квартала — это еще не план. Времени для перевода мощностей на другие площади (в частности, завода автоматических линий) достаточно. При этом завод сохранит статус юридического лица и бренд, товарный знак. Его 130–летняя история не прервется, он еще поработает во славу страны.

ponomarev@sb.by

Фото lenadmin.gov.by

Советская Белоруссия № 228 (24858). Среда, 25 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter