За решеткой, как известно из кинотриллеров, томятся исключительно «невиновные» и «жертвы правосудия». Этот постулат повторил, например, мудроликий Морган Фримен в драме «Побег из Шоушенка». Но даже на таком гуманистическом фоне история нашей осужденной землячки получила громкий резонанс. Общественный разум вскипел возмущением, когда в СМИ (главным образом сетевых) замелькали заголовки примерно такого содержания: «Девушка получила 12 лет колонии за полторы таблетки «от нервов»... Вполне типичная оценка из множества прозвучавших на форумах: девочка на отдыхе купила прикольную таблетку для подружки, за это у нее забирают четверть жизни...
Подобные заголовки мало отражали суть дела и звучали легковесно. Между тем история тянется с 7 января 2016 года, когда 24–летняя пассажирка прилетела в Минск с Кипра. Через день в опоздавшем багаже служебная собака и унюхала злополучные полторы таблетки опасного психотропа, который туристка не задекларировала. Забыла, не придала значения?
Следствие и суд постановили иное. Среди доказательств предстали, например, аналогичные таблетки россыпью, которыми снабжал жену заграничный муж. Фигурировали свидетельские показания и фактические доказательства, из которых следовало, что особа систематически контрабандой ввозила и потом распространяла психотропы.
Виновна! Приговор, вынесенный 6 июня районным судом, оставила в силе апелляционная инстанция Минского городского суда. Страсти в прессе и среди «комментаторов» немного улеглись, когда представители Следственного комитета и Верховного Суда обратили внимание на детали и решающие обстоятельства дела. Убедительности им добавило сообщение о возбуждении против фигурантки (уже отбывающей наказание) еще и дела по обвинению в организации проституции, сопряженной с вывозом наших землячек за границу. Речь идет о нескольких десятках девушек. Вот вам и святая простота, и «невинная овечка».
Но вернемся к уже доказанной вине. Даже легковесные заголовки должны иметь сильный профилактический эффект. Теперь потенциальные контрабандисты, перевозчики и распространители наркотиков точно будут знать, на сколько лет сядут даже за одну–две «таблетки». Во–первых, этот срок им гарантирует наш суровый закон. Во–вторых, на службе в транспортной милиции состоят собачки (не говоря уже о технических средствах таможни), которые подобные и даже более мелкие дозы наверняка обнаружат. Вы предупреждены!
...В этом комментарии еще не было поставлена точка, когда пришла информация о четверых погибших в Борисове, которые перед смертью употребляли зелье. На этом фоне разговоры о чрезмерности наказаний за распространение психотропов, будь то «тяжелые» наркотики или курительные «спайсы» новой рецептуры, обретают особый смысл. В доказательство — самая последняя новость: 28 сентября в Бобруйске ранее судимый местный житель получил за сбыт наркотиков максимальный срок, 25 лет лишения свободы!
Отдел журналистских расследований.
Советская Белоруссия № 187 (25069). Четверг, 29 сентября 2016