Надо быть спокойным и упрямым… Помните эти слова из старой песни? Очень уж они подходят к сегодняшнему положению дел – что в проживаемой нами жизни, что в окружающем нас мире.
Я вот не считаю демократию лучшей системой политического мироустройства. И даже «лучшей из худших» (якобы Черчилль) не считаю. И демократия в последнее время просто потоком подбрасывает подтверждающие этот тезис факты.
Смотрите: история с Charlie Hebdo чему-нибудь научила французов? Судя по терактам в Париже, произошедшим в том же году, не научила ни обывателей, ни власти. Сочувствую безвинным жертвам, но демократически настроенные журналисты продолжали рисовать свои карикатуры, как им хочется, – да хоть бы и на катастрофу российского самолета над Синаем. Демократическое общество их вовсю поддерживало, а власти Франции, по их же признанию, не сделали ничего, чтобы хоть как-то затруднить новую акцию террористов.
Может, европейцы в целом стали осмотрительней? Да нет, пример Брюсселя показывает: ничего не делается, пока гром не грянет. Больше того, министр МВД Бельгии говорит, что «значительная часть мусульманского сообщества плясала, узнав о терактах», - и тут же от оппозиции поступает требование о немедленной отставке. Неполиткорректно, нетолерантно, недемократично выглядит, стало быть, министр МВД в глазах демократической общественности. Хотя он мусульман чохом не обвиняет, рассказывает той же общественности о конкретных фактах – все равно, нельзя так министру. От терактов спасать, тем не менее, обязан.
А вот ситуация далекая, казалось бы, от высокой политики. В Словении главный тренер-серб «за уши» тащит свою команду к чемпионству. В домашней игре она проигрывает из-за срезки с ноги своего же нигерийского нападающего. В добавленное время тот реабилитируется и забивает гол, после чего долго-долго требует от болельщиков признания своих заслуг («полюбите нас черненькими» – сказали бы в Борисове). В аплодисментах его искупали, но вот время игры - закончилось. Ничья в домашнем матче, а тренеру нужна была победа. И он в раздевалке в сердцах высказался в адрес падкого на гром оваций «черного идиота».
Немедленно Федерация футбола Словении отстранила серба на 7 матчей «за расизм», а следом руководство клуба его и совсем уволило. Не берусь судить об умственных качествах нигерийского футболиста, тут тренеру виднее. Но он черный? – черный! Так как его еще называть? Почему «белый придурок» расизмом не считается, а за «черного идиота» можно под суд угодить – политкорректность стала высшей формой демократии?
Они, демократы, не хотят называть нигерийца – черным, представителя меньшинства – гомосексуалистом, боятся сказать о вероисповедании террориста, это у себя. Но так же упорно называют Беларусь «авторитарной» (доклад Госдепа США), а нацистский и советский режимы – «одинаково преступными» (латвийский депутат Европарламента). Вообще в мире демократии творится удивительный кавардак, когда за одни слова отвечать приходится, а за другие, гораздо более серьезные, – нет. Барак Обама назвал своей главной ошибкой «отсутствие плана на тот случай, что делать на следующий день после свержения Каддафи». То есть власть в чужой стране свергали, даже не думая, ни «зачем», ни «что дальше»?
Премьер Венгрии Виктор Орбан налаживает связи с Россией – президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер называет его «наш диктатор». Поляки реформируют свой Конституционный суд – немцы в крик: «перешли Рубикон между свободой и авторитаризмом». Ярослав Качиньский в ответ заявляет: «Там (в ФРГ) происходят серьезные процессы, которые могут свидетельствовать о том, что демократия в этой стране была ликвидирована». А Ангела Меркель, будто в подтверждение, «дает полномочия» на уголовное преследование своего гражданина, безобидного комика. Он сделал что-то такое, до чего не додумались в Charlie Hebdo?
На этом фоне вызывает определенное уважение твердая и последовательная позиция Турции. Хотите снижения потока мигрантов – дайте 3 миллиарда евро, хотите обмена одних на других – дайте еще 3 миллиарда и отмените визы для турок. Оскорбили президента – получите иск, а если не выполните оговоренные условия, получите и всех мигрантов обратно. Спокойно и упрямо Турция гнет свою линию, не мечется при этом и не истерит.
Я не буду советовать, с кого Беларуси брать пример – еще не хватало. Есть, кому разобраться и сформулировать. Я хочу сказать про нашу с вами «маленькую» жизнь, в которой порой такие страсти кипят – куда там странам мира с их борьбой за демократию! Давайте извлекать уроки из того, что нам показывают по телевизору: «Надо быть спокойным и упрямым, чтобы порой от жизни получать радости скупые телеграммы». А они обязательно будут, есть надежда.
mukovoz@sb.by