Сегодня Минск напоминает огромную строительную площадку. Новые микрорайоны, гостиницы, бизнес–центры, транспортные развязки, станции метрополитена, реконструкция исторического центра — город преображается и укрепляет имидж столицы европейского государства, которому через два года принимать чемпионат мира по хоккею. Однако с председателем Мингорисполкома Николаем Ладутько мы говорили не только о масштабных проектах — нынешних и перспективных, но и о социально–экономическом развитии, инвестициях, проблемах, настроениях горожан...
— Николай Александрович, как вы оцениваете социально–экономическое развитие Минска в 2011 году? Какие достижения выделили бы в первую очередь?
— Первое. В Минске, как и во всей стране, была обеспечена социальная стабильность, даже несмотря на девальвацию, на то, что произошло двукратное увеличение цен на продовольственные и непродовольственные товары. Мы не допустили серьезного роста цен на коммунальные услуги. Если рубль обесценился в три раза, то «коммуналка» поднялась всего на 40 процентов, стоимость проезда в общественном транспорте — на пятьдесят. Мы даже пошли на такую меру, как бесплатный проезд для школьников и студентов. Ее, правда, не совсем однозначно восприняли в регионах. Коллеги–губернаторы меня критиковали. И такая критика обоснованна. Ведь наша страна небольшая. Но мы исходили из того, что в Минске обучается наибольшее число студентов дневной формы обучения — более 120 тысяч. Из них половина — неминчане.
Второе. В этих непростых условиях мы не выполнили только два базовых показателя социально–экономического развития. Сальдо торговых операций у нас отрицательное, так как именно в Минске сосредоточено большинство импортеров. По экспорту услуг в процентах вроде бы и обеспечили динамику, но не ту, которую надо. Что дает это для каждого конкретного жителя? Например, возможности для сдерживания роста цен. В том числе на коммунальные услуги и общественный транспорт. Выплатили по пятьсот тысяч пенсионерам и бюджетникам. Повысили зарплаты. Может, не настолько, чтобы в полной мере восстановить покупательскую способность, но все–таки. Ввели 13 тысяч дисконтных карт для малообеспеченных. Человек приходит в магазин и может получить скидку пять процентов от стоимости определенных продуктов и товаров. Все это благодаря слаженной работе экономической системы города, предприятий — Минского автомобильного завода, тракторного и многих других.
Третье достижение. Считаю, что мы продолжили развитие города как организма. Ввели в эксплуатацию миллион квадратных метров жилья. Из них 620 тысяч — для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Построили и открыли 2 школы, 4 детских сада, спортивные объекты... Башенных кранов меньше не стало. Закрыли на реконструкцию гостиницу «Беларусь», строим шесть новых отелей и скоро начнем еще три. Свои двери они начнут распахивать с июля 2013 года. Введем в эксплуатацию три транспортные развязки, подземные переходы на проспекте Рокоссовского. Откроем в сентябре три станции метро. В октябре завершим и работы по благоустройству прилегающих к нему территорий. В декабре заработает ледовая площадка «Чижовка–Арены». Это — новая инфраструктура, качественные услуги, места притяжения, рабочие места, оборот.
— А хватит ли времени и рабочих рук, чтобы вовремя завершить строительство всех объектов? Складывается впечатление, что большинство из них возводится в авральном режиме.
— Не в авральном — жестком. Мы так и должны строить, тогда и зарплаты у рабочих будут по 5 — 6 миллионов — сколько необходимо мужчине, чтобы нормально содержать жену и двоих детей. В строительстве такие зарплаты есть, но их нужно отработать, наращивая объемы и повышая дисциплину. От руководителей и главных инженеров до начальников участков и непосредственно специалистов. Вообще же, в отрасли до недавнего времени работало почти 26 тысяч человек, сегодня — на 2 тысячи меньше. Рабочих рук для полной реализации инвестиционной программы недостаточно, но говорить о серьезных катаклизмах неправильно. В Минск приезжают работать специалисты из других стран. Мы открытая страна, и в этом наше большое преимущество. На возведении «Президент–отеля» задействованы турецкие строители, гостиничного комплекса в Канатном переулке — латыши. А еще поляки, китайцы. Число последних в ближайшее время увеличится, когда начнется строительство гостиницы «Пекин» и микрорайона Лебяжий.
— По вашему мнению, чего в прошлом году достичь не удалось и в каком направлении развивается город в 2012 году?
— Неизменно высокой остается социальная направленность. В числе основных приоритетов — жилищное строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация жилых зданий, повышение доступности и качества медицинского обслуживания населения, формирование здорового образа жизни, опережающее развитие сферы социальных и бытовых услуг и многое другое. Социально–экономические показатели мы выполнили, но не в полном объеме. В этом направлении надо усерднее работать. Кроме того, считаю, что мы не обеспечили инвестиционную привлекательность, в первую очередь для иностранцев, в том объеме, который город заслуживает. Задача на 2012 год — сделать так, чтобы она возрастала.
— Президент вас как раз за это и критиковал. Какие сделаны выводы? За счет чего можно дополнительно привлечь инвестиции?
— За счет объемного заполнения информационного пространства, нормального маркетинга наших инвестиционных возможностей. Затем за счет подготовки площадок для инвесторов. В этом мы отстаем. Сейчас мы предлагаем так называемые обремененные площадки, где инвесторам необходимо самим заниматься сносом, готовить инженерно–транспортную инфраструктуру.
— Давайте поговорим о конкретных проектах. Будет ли новый инвестор у «Минск–Сити»?
— Мы выставили соответствующую заявку на международные маркетинговые площадки. У нас есть несколько вариантов, но сейчас говорить о них преждевременно. Предложения будут рассмотрены в начале мая. Слова не должны опережать дела. Безусловно, застройка этой территории должна быть оригинальной. Что касается «Итеры», то расторжение договора — дело не одного дня. Мы считаем, что каких–то выплат ни одна из сторон делать не будет. Компания вела застройку четырех домов на месте бывшего завода сборного железобетона Министерства обороны. Еще два дома запроектированы, один уже строится. Мы внесли предложение, чтобы они были достроены.
— Ходят слухи, что «Газпром» выкупил территорию, где расположен автовокзал «Московский», и через некоторое время он будет снесен.
— Такие предложения есть. Сейчас мы находимся на стадии переговоров. Отвергать их полностью не нужно. Автовокзал «Московский» сегодня загружен менее чем на 60 процентов. Это — не ключевое транспортное ядро. Междугородные маршруты в состоянии принять автовокзалы «Восточный» и «Центральный». Что касается пригородного направления, то, чтобы не ущемить интересы пассажиров, нужно лишь дооборудовать автобусные станции на улицах Карбышева и Руссиянова. Это не так дорого. С точки зрения памятника архитектуры — вокзал таким не является. Поэтому говорить о том, что снос «Московского» станет для города большой потерей, нельзя. Пусть лучше там появятся фешенебельные административные здания современного вида, арендное жилье, спортивные объекты, торговые комплексы, транспортная развязка. Это создаст новый стимул для открытия представительств крупных иностранных компаний, банков, привлечет дополнительные финансовые потоки. Мы должны предлагать новые возможности, чтобы Минск стал крупным финансовым, транспортным, культурным, досуговым, образовательным центром.
— В городе возводятся китайский квартал, катарский, оманский. А не было ли идеи создать отдельный белорусский квартал — с ресторанчиками национальной кухни, брэндовыми магазинами?
— Такие уголки появятся в историческом центре. Все работы там должны быть завершены к 1 апреля 2014 года. Именно в этом районе можно будет купить картины наших художников, керамические изделия. Уже к 9 Мая в помещении, где раньше жил минский губернатор, с интерьерами XIX века, мы откроем первую очередь галереи Михаила Савицкого, а к Дню города она заработает полноценно. Примерно в это же время распахнет перед посетителями двери трехзвездочная гостиница на улице Интернациональной. В этом году как публичное место заработает городская Ратуша. В 2013–м в подсобных помещениях монастыря будет введен в эксплуатацию гостиничный комплекс. Там в свое время останавливались приезжие послушники, купцы, ремесленники. Часть улицы Комсомольской от Интернациональной до Немиги уже в этом году превратится в пешеходную. А в 2014–м, возможно, и улица Карла Маркса. Но там предстоит выполнить достаточно сложный комплекс мероприятий. Вообще, когда мы говорим об историческом центре — Верхнем и Нижнем городе, Троицком предместье, — нас волнует ситуация с определением инвестора по реконструкции улицы Торговой. С одним из них будем расторгать договор, поскольку выстроить конструктивные отношения в интересах экономики города и его жителей не получается.
— Как подбираются площадки для строительства? Зачастую местные власти наталкиваются на протесты местных жителей. Кому понравится, когда на месте небольшого скверика или детской площадки разворачивается строительство? Пример — гостиница «Пекин». О том, какие там разворачиваются баталии за спасение деревьев, все наслышаны.
— Да, мы действительно пошли на уплотнение, но оно оправданно. Город — это живой организм, который должен развиваться. А новые объекты — молодые клетки, которые в него вкрапляются. Благодаря строительству решается целый комплекс городских вопросов: открываются новые магазины, комплексы бытового обслуживания, облагораживается территория. Безусловно, хватает и минусов. Несмотря на то что мы высаживаем много деревьев, у нас уменьшается зеленое пространство. Но ведь оно исчезает в основном не из–за уплотнения, а за счет автомобилей, которые паркуют на газонах, в скверах.
— Еще одна «проблемная точка» — улица Руссиянова, где местные жители вот уже который год протестуют против строительства многоквартирных домов. Как искать компромиссы?
— Вопросы уплотнения территории существовали и в начале прошлого века. Не спорю, у человека наступает дискомфорт, когда его лишают привычного пространства. Сам себя порой ловлю на такой мысли. Напротив дома, где я живу, сейчас развернуто масштабное строительство. Пройдет еще немного времени — и вместо красивого вида из окна я увижу стены... Люди, когда их что–то не устраивает, зачастую напрямую обращаются в вышестоящие государственные органы. Нужно отдать должное, там никогда однозначно и сразу не занимают позицию городских властей. Всегда следует обстоятельная проверка: правы мы или нет.
Не спорю, были и ошибки. В этом вопросе мы набили уже не одну шишку. Скажем, в микрорайоне Восточный мы хотели возвести дом, а там необходимо было строить детский сад. УКС Первомайского района принял решение отступить. Но что касается строительства по улице Руссиянова, там были проверены все нормы, отклонений не выявили. В Минске есть гораздо более тяжелые внутриквартальные условия. В Уручье они — нормальные. Экологический и территориальный балансы там не нарушаются. Но жилье строить нужно. А при строительстве «в поле» стоимость квадратного метра возрастает вдвое. На месте бывшего полигона Колодищи, где просто необходима мини–ТЭЦ, — и вовсе в 3 — 3,5 раза. Город уплотнялся и будет уплотняться. Наша задача — не допустить переуплотнения.
— Коль уж заговорили о жилищном строительстве и о микрорайоне на месте бывшего полигона Колодищи, то давайте вспомним, что еще год–два тому назад активно велись разговоры о застройке микрорайонов Северный, Щемыслица, Дегтяревка. Но эти проекты затихли. Какие у них перспективы?
— В первоочередном плане мы должны застроить территории, принадлежащие Минску. Глава государства уже подписал указ, согласно которому город прирос на 4 тысячи гектаров — как раз за счет бывшего полигона в Колодищах. Земли эти непахотные, они присоединены к Партизанскому району, который всегда был самым маленьким, а теперь стал одним из самых больших. Поэтому сейчас наша задача: переоформить документы, провести земельную границу города. Застройка этой территории — перспектива на приличный отрезок времени. И в первую очередь мы будем заниматься ею. А к Северному или Щемыслице, где также необходимо с нуля возвести инфраструктуру, вернемся если не мы, то наши последователи. Не забывайте, что за счет Мингорисполкома мы собираемся развивать и города–спутники, в частности Смолевичи.
— Освободить те или иные площадки можно было бы за счет переноса промышленных предприятий за черту города. И экологию портят, и выгодные площадки занимают. Как обстоят дела с реализацией этой программы?
— Действительно, пятнадцать предприятий к выносу обозначены. Совместно с Минским облисполкомом занимаемся сносом Минской птицефабрики имени Крупской. Вместо нее сейчас строится новая. Темпы медленные, так как вынос предприятий — это очень затратное мероприятие, для реализации которого необходим инвестор. А о закрытии речи вестись вообще не может! Дрожжевой комбинат нам нужен? Несомненно! Завод отопительного оборудования нужен? Нужен! Ликеро–водочный... Да, «Кристалл» уже строит в Колядичах логистический центр, где будут разливать водку и вино по бутылкам. А значит, крупные фуры, которые каждое утро заполоняют улицу Октябрьскую, тем самым создавая заторы, будут загружаться там. Кроме того, предприятия — это реальный сектор экономики, который приносит городу доход.
— В этом году, как вы уже говорили, в Минске откроются три новые станции метро. Но эксперты утверждают: для дальнейшего эффективного строительства необходим тоннелепроходческий щит, чтобы была возможность строить закрытым способом. Будет ли он все–таки куплен для возведения третьей линии?
— В ближайшие два года точно нет. Позже — возможно.
— Насколько вы довольны проектом «Городская электричка»? Не считаете ли, что его можно интегрировать с метро?
— А мы фактически так и сделали. На станции метро «Молодежная» пассажиры выходят из «подземки» и попадают прямо на перрон. Кстати, подземный переход там протянется непосредственно к гипермаркету «Корона». Если говорить о самой электричке, то по мере завершения строительства микрорайона Каменная Горка в 2014 году количество пользующихся ею людей будет возрастать. Развитие городских линий мы недавно обсуждали на одном из рабочих совещаний. Собираемся развивать направление Лошицы и Колядичей. Но для этого сначала нужно сделать подъезды к станциям, связать их с районами общественным транспортом. Необходимо облагораживать и территорию, прилегающую к железнодорожным путям. Вид из окна сейчас порой не самый лучший — гаражи, базы... Но с возрастанием пассажиропотока привлекательность этих территорий для застройки будет увеличиваться.
— Насколько сложно управлять такой громадной структурой, как столичный город?
— Я — человек, который служит «вертикали». Меня назначил на эту должность Глава государства, и моя задача — всецело обеспечивать проведение его политики. Хотя, конечно, коридор для принятия решений у меня есть. Но когда ты полностью отвечаешь за все и вся, как Президент, апеллировать не к кому. А мне есть к кому. Все главные моменты застройки согласовываются опять же с Президентом. Столица — это труд коллективный. Работает Правительство, печется о Минске Премьер–министр... Вообще, любая работа — очень ответственная, и времени я на нее отдаю очень много. Но не жалуюсь: это соответствует той должности, которую я занимаю.