В советские времена выбирать себе образ для новогоднего карнавала не приходилось. Все девочки были снежинками, все мальчики — зайчиками... По крайней мере, в детском саду. Да и из маскарадной продукции на прилавках найти можно было разве что маски и короны. И то в городе. Так что во многих семьях наряды мастерили сами. Ушки вырезали из плотной бумаги, а картонные короны украшали мелко растертыми осколками елочных игрушек... Сейчас же в магазинах каких карнавальных костюмов только нет — от плюшевых зверюшек для самых маленьких до рыцарей в «сияющей броне», мушкетеров, пиратов, викингов, гладиаторов, супергероев и всевозможных принцесс для детворы постарше. Костюмы знакомых с детства Буратино и Мальвины, Золушки и Красной Шапочки тоже представлены, но они, говорят продавцы, пользуются меньшим спросом. Кто и как разрабатывает сегодня новогодние образы?
На ОАО «БЕЛФА» когда–то шили мягкие игрушки, а лет 10 назад перепрофилировали производство под маскарадную продукцию. Ирина Герасименко, заместитель начальника отдела сбыта, вспоминает:
— В то время эта ниша в стране была практически не занята. Вот мы и решили развивать такую серию. Начинали с самых простых образов, постепенно расширяя ассортимент. Что самое сложное в этой работе? Создание узнаваемых персонажей. Некоторые производители выпускают костюмы с простыми масками. У нас же за разработку шапок–масок отвечают опытные модельеры–конструкторы, те самые, что раньше придумывали образы для меховых игрушек.
Пик продаж карнавальных костюмов в торговой сети — ноябрь — середина декабря. Однако подготовка к следующему сезону на предприятии начинается практически сразу после Нового года. Специалисты анализируют спрос, стараются учесть пожелания покупателей, изучают даже... интерес к мультфильмам! При этом, убеждена Ирина Григорьевна, новогодний образ обязательно должен нести детям позитив. Так что костюмов отрицательных героев тут не шьют. Зато в числе новых персонажей в ассортименте появился символ 2016 года обезьянка и костюмы героев мультика «Смешарики». Также начали производство комбинезонов и сарафанов с забавными зверюшками — их можно носить хоть каждый день. На предприятии, которое выпускает искусственный мех, даже некоторые рисунки полотна разработали специально под маскарадную серию. Так появились костюмы «машинки», «человека–паука»...
Выход такой: или ждать праздничных скидок, или... взять костюм напрокат. Предложений тоже хватает. Стоимость — от 100 тысяч рублей. Впрочем, тут тоже есть подводные камни. С одной стороны, заказывать приглянувшийся наряд нужно заранее: самые ходовые образы на 20–е числа декабря бронируют еще в октябре. С другой, говорит Вероника Пастернак, директор дизайн–студии «Рио», где занимаются не только прокатом, но и пошивом карнавальной одежды, бывают случаи, когда клиенты костюмы не возвращают:
— Звоним, напоминаем о договоре, по которому за каждый день просрочки положен штраф. Чтобы подстраховаться, стараемся сшить запасной костюм. Но если времени уже не остается, предлагаем следующему заказчику выбрать другой из имеющихся в ассортименте.
В этом году, по словам Вероники Владимировны, у девочек больше всего спрос на «белочек», а у мальчиков — на «медведей». «Гномики» и «снеговики» — хиты проката из года в год. Почему? Моду диктуют... детские сады со своими программами утренников. А если бы дети сами выбирали, в кого перевоплотиться на маскараде, то отдали бы предпочтение героям любимых мультфильмов. Нынче, например, в прокате спрашивали костюмы фиксиков. Любопытно, а костюмы отрицательных героев заказывают?
— Если пират — отрицательный персонаж, то он один из самых востребованных. Но детей в этом персонаже скорее манит дух приключений... А вот костюм Бабы–яги не нужен даже взрослым. За 15 лет, что я занимаюсь пошивом маскарадных костюмов, его всего 4 раза спросили. Все хотят быть красивыми... Если же говорить про самые необычные образы, то известный ведущий детских праздников Вадик–Ракета недавно заказал костюм Лимона. Выглядит в нем очень забавно. А для ребенка, помню, «щуку» как–то шили.
Сколько живут маскарадные костюмы? Каждая «белочка» в этом году будет в прокате минимум 4 раза. А вообще, Вероника Пастернак еще ни один из своих костюмов не выбросила: «Мы же их сами шьем!»
Кстати, мамы по–прежнему порой корпят над костюмами. Некоторые даже в ателье приходят, просят помочь советом, выкройками, разрешить сфотографировать модели... Конечно, это здорово. Даже если на утреннике все — «зайчики», каждый ведь может быть по–своему неповторимым.
Прямая речь
Наталия Талай, детский психолог:
— Сознательный выбор маскарадного костюма того или иного персонажа, не обязательно на Новый год, может многое рассказать о внутреннем мире ребенка. Ведь, перевоплощаясь, он примеряет на себя какую–то роль, проигрывание которой может иметь важное значение для его психического здоровья. Бывает, детские фантазии, выбор образов отрицательных героев беспокоят взрослых. Я тогда успокаиваю родителей: если вы дадите ребенку безопасное и творческое пространство, чтобы такой опыт переварить, то это скоро пройдет. Если же чадо надолго застревает в какой–то роли, это повод проконсультироваться с опытным психотерапевтом.
dekola@mail.ru
Советская Белоруссия № 250 (24880). Вторник, 29 декабря 2015