Теми, кто настойчиво «впаривает» нам всякого рода сковородки, массажеры и прочий, как потом оказывается, абсолютно ненужный товар, всерьез заинтересовалась прокуратура.
Заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Павел Елисеев начал с главного:
— Государство гарантирует защиту прав и интересов потребителей. Человек имеет право в том числе на информацию о предлагаемой ему продукции, работах, услугах. Кстати, законодательством довольно четко оговорено и то, что недобросовестной является реклама, в которой содержатся ложные, недостоверные сведения о потребительских свойствах, качестве, условиях и сроках эксплуатации товара. Человек свободен в своем выборе, однако в последнее время в стране агрессивные маркетологи появляются все чаще.
В тренде сомнительной полезности фильтры для очистки воды, установка и ремонт окон и очистка канализационных систем в квартирах. Продвиженцы, не стесняясь, агитируют всюду: развешивают рекламные объявления, каким–то мифическим образом узнают номера телефонов и буквально терроризируют людей в их квартирах и домах.
И ведь прав Павел Павлович: мошенниками таких торговцев не назовешь, поскольку состава уголовно наказуемого деяния нет. Обещанное они вроде как выполняют, даже договор (с прописанными условиями и суммой сделки) по всем правилам заключают. Кстати, это еще один из психологических рычагов. Но, с другой стороны, манипуляторы настолько тонко играют на людском доверии, что в итоге человек берет вещь, которая ему не нужна или которую он в любом магазине купит раз в пять дешевле.
Павел Елисеев приводит пример:
— Приходят к вам такие продавцы с фильтром для очистки воды и давай целое представление устраивать. При вас якобы и экспресс–тест сделают, показывая, насколько плохая из крана течет вода и какая отличная предлагается продукция. По завершении эффектной рекламной акции вы уже не сомневаетесь: вам жизненно необходима предлагаемая очистительная система. «Нет денег на покупку? — умасливает агитатор, — берите в рассрочку».
В ситуации с окнами обычно тоже начинают с тестирования, разумеется, бесплатного. А когда наживка заброшена, пошло: срок эксплуатации истек, надо поменять и то, и это, а лучше все и сразу. И чешет потенциальный клиент голову: да, действительно, надо и «то», и «это»... Еще и поблагодарит «заботливых» обманщиков.
Казалось бы, можно и махнуть рукой: мол, граждане сами виноваты. Однако в прокуратуре на этот счет иное мнение:
— Больше всего от подобного страдают пожилые, одинокие люди. Многие излишне совестливые белорусы даже полагают, что совершить покупку они должны уже потому, что продавцы потратили столько времени на рассказ–показ. Чтобы подобных фактов излишне настойчивых продаж стало меньше, мы предложили Министерству торговли комплексно изучить деятельность на рынке таких услуг и принять соответствующие меры в отношении недобросовестных торговцев. Настояли и на том, что нужно внимательнее отслеживать распространяемую рекламу. И, если потребуется, внести предложения по законодательным новациям для придания данной деятельности четких правовых рамок, наделения потребителя правом возврата товара, а продавца — обязанностью принять продукцию обратно.
Кстати, в некоторых странах есть такое понятие как «период охлаждения». То есть человеку, совершившему, скажем так, импульсивную покупку, дается, к примеру, пару недель, в течение которых он может без объяснения причин расторгнуть договор и вернуть деньги. В Беларуси эта инициатива, скажем так, прижилась частично. Есть целый перечень товаров, которые можно возвратить, даже если они не имеют брака. Однако есть и ограничения. Не подлежат возврату, к примеру, некоторые непродовольственные товары надлежащего качества. Это паркет, керамическая плитка, автомобили, окна ПВХ, товары бытовой химии, бытовая техника, игрушки, мебельные гарнитуры и наборы, ткани, лекарства, гражданское оружие и прочее. Так вот, речь о том, чтобы введением термина «период охлаждения» охватить всю продукцию, к качеству которой претензий нет, — покупатель просто передумал.
gladkaya@sb.by
Советская Белоруссия № 130 (25012). Пятница, 8 июля 2016